« Функциональная грамотность – современный вызов для российского образования»
Современные вызовы
В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования, так как дети, которых мы обучаем сейчас, должны показать результаты в будущем, в быстро меняющемся мире.
Государственный запрос
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Изменение вектора международных исследований – от предметной оценки к оценки функциональной грамотности
TIMSS
PIRLS
PISA
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).
В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью : добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие
Шесть компонентов функциональной грамотности, оцениваемых в PISA:
Основные направления оценивания
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Обобщенная характеристика грамотности учащихся
Креативное мышление
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Основные позиции «дорожной карты» реновации системы методического сопровождения
Направления методической работы
Режим функционирования
Режим инновационного развития
2020-2021
Деятельность профессионально-педагогических объединений на базе школы
- Два профессионально-педагогических объединения (учителя начальной и основной школы)
2021-2025
Взаимодействие с научным сообществом в интересах профессионального развития педколлектива
- педагогические лаборатории по разновидностям грамотностей
- постоянно действующие семинары
- разовое научное сопровождение мероприятий методического характера
- системное научное сопровождение мероприятий методического характера
Основные позиции «дорожной карты» реновации системы методического сопровождения
Направления методической работы
Режим функционирования
Режим инновационного развития
2020-2021
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства
- участие педагогов, которым предстоит аттестация на категорию;
- участие одних и тех же педагогов с периодичностью 2-3 года.
2021-2025
Повышение квалификации педагогов
- выдвижение педагогов-кандидатов от каждой лаборатории по итогам учебного года;
- утверждение кандидатур «кандидатов» на стартовом методическом педагогическом совете;
- разработка и реализация индивидуального плана педагогической карьеры «кандидата» на несколько лет.
- необходимость обучения по предложенной теме один раз в 3 года по решению администрации или личному выбору педагога.
- самостоятельный выбор курса, количества часов и ресурса согласно теме самообразования;
- обмен опытом;
- преобладание формата непрерывного образования в приоритетной форме очно-заочного обучения.
Формирование функциональной грамотности
Административная деятельность
1. Внесение изменений в основную образовательную программу:
- Целевой раздел: планируемые результаты и система оценки их достижения
- Содержательный раздел: корректировка программ учебных курсов
2. Включение в план методической работы образовательной организации серии семинаров-практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности.
3. Проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности учащихся
Формирование функциональной грамотности
Урочная деятельность
1. Сочетает различные современные образовательные педагогические технологии
2. Решение контекстных задач в рамках уроков по всем предметам учебного плана.
3. Нетрадиционные формы проведения уроков
Формы проведения уроков
- Урок-путешествие
- Деловая игра («Поиск будущего», «Конференция экологов», «Заседание кабинета министров», «Экологический форум»)
- Ролевая игра («Заседание клуба юных экологов», «Клуб кинопутешественников»)
- Исследовательская игра («Копилка чудес», «Тайны лесов»)
- Учебная и исследовательская лаборатория
- Экскурсия и виртуальная экскурсия
- Интерактивный праздник и другие
Т е хно л о гия
развития
«кри т и ч еск о го мышления»
Технология
проектной д е ят ельн о с т и
Технология пробл емн о го обучения
Технология оценивания учебных до ст иже ний
Обучение на основе
«учебных си т уаций»
Информационные и коммуникаци о нные технологии
Технология использования игровых методов
Технология формирования
чи та т ель ской д е ят ельн о с т и
Уровневая диф ф ерен циация обучения
Формирование функциональной грамотности
Внеурочная деятельность
- Проектно-исследовательская работа учащихся с активным использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований.
- Проектно-исследовательская работа учащихся с активным использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований.
- Включение в план внеурочной деятельности образовательных событий, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.).
- Включение в план внеурочной деятельности образовательных событий, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.).
Рекомендации по формированию функциональной грамотности
• Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
• Обучение должно носить деятельностный характер.
• Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
• Использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
• Применять активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневогообучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
Рекомендации по формированию функциональной грамотности
• Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
• Обучение должно строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе и должно быть направлено на
овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
• Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
• Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
• Преобладание положительных оценок деятельности, её
результатов.
Спасибо за внимание!