ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Методическая разработка родительского собрания
(в рамках темы: Финансовая среда: права и обязанности пользователей и потребителей финансовых услуг, финансовая безопасность)
Слушатели:
- Гуммеров Анар Физули оглы,
- Головатенко Ирина Валерьевна,
- Джелялова Нурие Курнебиевна,
- Федотова Дарья Анатольевна,
- Филонидова Елена Анатольевна.
ЛЕГЕНДА
Иванова Н.Н. после окончания педагогического института с отличием окунулась в жизнь колледжа, так как в приоритете у нее стоит педагогический опыт и мастерство. На первом педагогическом совете дали нагрузку, как молодому инициативному коллеге, организовать мероприятие по налаживанию взаимодействия колледжа и родителей (с привлечением детей) в необычном формате – мероприятие по финансовой грамотности. В колледже учатся дети из семей рабочих с низким и средним достатком (и «родители должны работать, чтобы прокормить семью»).
Иванова Н.Н. пришла к выводу, что новый формат родительского собрания на этаже колледжа с несколькими кабинетами для ребят 17 лет ( 30 человек ) может стать началом выстраивания коммуникации на другом уровне. В ее распоряжении из средств ИКТ и пособий – стационарный компьютер без выхода в интернет, проектор. Зато время, отведенное на мероприятие – 120 мин . .
..
Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение
1
Условия кейса
Среднее профессиональное образование (колледж)
Возможности
2
Ограничения и риски
Позволяет обрести уникальные профессиональные навыки и получить допуск к трудовой деятельности, стать квалифицированным и востребованным специалистом.
Родительское собрание
(с привлечением детей)
3
Рабочее время родителей регламентировано, не все могут явиться на собрание в нужное время
Студенты 17 лет и родители
Способствовать взаимопониманию детей и взрослых путём создания атмосферы доверия и взаимодействия дипломатическим способом, представление проблемы, возникающей среди детей и родителей.
Сложности в организации дисциплины
Совместная деятельность детей и родителей, возможность для детей продемонстрировать свои знания (или их отсутствие) перед родителями. Возможность для родителей поделиться с детьми своими знаниями.
Расположение к откровенному разговору детей и родителе в присутствии третьих лиц
Условия кейса
4
Возможности
Кабинет
5
6
Ограничения и риски
Учебный кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
Стационарный компьютер без выхода в интернет, проектор
7
120 мин.
Недостаток посадочных мест
Возможность показа презентации, видеороликов, показ лекций, кинолекториев .
Отсутствие интернет соединения.
Отключение света.
Времени для плодотворной работы достаточно, можно реализовать намеченные цели и задачи, дать большой объем информации
Семьи рабочих с низким и средним достатком
Родителям тоже будет непросто работать120 мин, их активность и внимание будут снижены
В семьях рабочих с низким и средним достатком одобряется родителями трудовая занятость детей
Отсутствие детей на занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знать / понимать:
Осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических сайтов;
Понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник средств (своими деньгами), даже если решения приняты под влиянием рекламы и под давлением мошенников;
Иметь представление о возможности совершения мошенниками финансовых операций без согласия собственника средств;
Знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничеством (в том числе, как предотвращать и как минимизировать последствия, в частности, в каких случаях и куда о факте мошенничества заявлять);
Знать, что использование денег, обмен валют, пользование банковскими картами связано с финансовыми рисками (рисками потери денег);
Знать принципы безопасного использования персональных и иных конфиденциальных данных;
Знать, что такое финансовая подушка безопасности и для чего она предназначена
Понимать, что финансовое планирование предполагает создание финансовой подушки безопасности
Знать признаки мошеннических действий на примере финансовых пирамид;
Знать, что подписание какого- либо документа, может повлечь за собой определенные финансовые обязательства и отказ от финансовых прав;
Понимать, что личная информация, размещаемая на официальных сервисах ФНС России и ПФР, имеет защиту.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Иметь установку на / установку о том, что:
Быть мотивированным на хранение денег безопасным способом с учётом возможных рисков;
Критически относиться к рекламе товаров и услуг;
Быть готовым обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг, условия трудоустройства и другие вопросы, связанные с финансами;
Быть мотивированным на создание финансовой подушки безопасности;
Проявлять критическое отношение к рекламе банковских вкладов и кредитов;
Развивать критическое мышление по отношению к рекламе инвестиционных и страховых продуктов (в том числе потенциально мошеннических);
Проявлять готовность к обеспечению безопасности при хранении личной информации потребителя, инвестора, налогоплательщика и др.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Уметь (предметные жизненные умения):
Предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними;
Обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
Распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников;
Руководствоваться принципами безопасного использования персональных и иных конфиденциальных данных;
Уметь рассчитывать размер финансовой подушки безопасности;
Уметь определять ситуации, в которых использование финансовой подушки безопасности является целесообразным;
Уметь определить риски, с которыми связано использование банковских вкладов и кредитов в конкретной ситуации;
Определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
Для достижения финансовых целей использовать электронные сервисы, предоставляемые государством.
Уметь (метапредметные умения):
Быть бережливым, беречь не только свои, но и чужие вещи;
Развивать самодисциплину;
Осознавать свои собственные привычки при пользовании деньгами и возможности изменения этих привычек при формировании модели финансово грамотного поведения;
Выполнять порученное дело, даже, если оно тебе неинтересно.
СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Понятия/знания и представления о:
- Формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной финансовой безопасности
- Выработку стратегии реализации потребностей жизненного цикла и преодоление недоверия к финансовым институтам
- Финансы – ресурс ограниченный;
- С деньгами на ты! Зачем быть финансово грамотным;
- Использование знаний по финансовой грамотности, планирование предпринимательскую деятельности в профессиональной сфере.
Личностные характеристики и установки:
- Отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения;
- Осознавать, что права потребителя защищены;
- Обладать мотивацией, повышать свою финансовую грамотность;
- Осознавать необходимости учета и планирования своих доходов и расходов;
- Осознавать важность сбережения;
- Осознавать необходимость использования страховых продуктов в различных сферах жизни;
- Проявлять активность и инициативу в поиске информации и ее обновлении.
Способы деятельности:
- Презентация;
- Решение практических задач;
- Фронтальная беседа (сотрудник банка РНКБ);
- Диагностирование «Трекер- вредных привычек»
- Анализ представленной информации.
ИДЕЯ РЕШЕНИЯ: КАК УЧИТЫВАЮТСЯ УСЛОВИЯ КЕЙСА ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Как преодолеваются ограничения и риски
- Заранее составить и разослать приглашение на классный час, ссылаясь на план учебно-воспитательных мероприятий;
- Подобрать интересный, актуальный материал. Выбрать такие методы и формы работы, чтобы пассивное восприятие информации чередовалось с практическим решением задач, практической работой, игровыми или занимательными элементами;
- Презентацию, видеоматериал скачать из Интернета заранее;
- Разработать и распечатать брошюры о финансовой среде: права и обязанности пользователей и потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности;
- Чередовать пассивные и активные виды работ;
- Грамотно руководить ходом собрания, заранее продумать возможность возникновения и предотвращения острых конфликтных моментов.
ИДЕЯ РЕШЕНИЯ: КАК УЧИТЫВАЮТСЯ УСЛОВИЯ КЕЙСА ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Как используются имеющиеся возможности
- опора на знания и опыт родителей;
- обмен опытом в процессе совместного решения практических задач;
- беседа сотрудника банка со студентами положительно влияет на приобретение знаний о видах кредитования, нюансах, на которые обычный потребитель не всегда обращает внимание, связывая себя финансовыми обязательствами с банком и другими организациями;
- анализ и обсуждение диагностики вредных привычки, которые негативно влияют на личный и семейный бюджет;
- возможность обратить внимание родителей на пробелы в знаниях детей по изучаемому вопросу;
- возможность реализовать несколько задач (проинформировать, проанализировать, собрать статистическую информацию, сформировать понятия).
Педагогическим решением родительского собрание является повышения компетенции и формирование основ у родителей по финансовой грамотности и студентов через взаимодействие с семьёй посредством общения .
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- Словесные методы;
- Наглядные методы;
- Практические методы
- Информационно-коммутативный метод.
- Презентация;
- Беседа;
- Групповые дискуссии;
- Игровые методы;
- Моделирование ситуации.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Основные
- Жданова О.А., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендация для преподавателя среднего профессионального образования - М. ВАКО,2020- 224с (учимся разумному финансовому поведению)
Дополнительные
- Сайт по финансовой грамотности - https://хочумогузнаю.рф ;
- Персональный навигатор по финансам - https://мои финансы.рф ;
- Презентация - Анимированные презентации для школьников 2–11 классов и СПО | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai);
- Разработанные брошюры о финансовой среде: права и обязанности пользователей и потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности;
- Диагностирование «Трекер-вредных привычек» - Quiz-Новый ФинЗОЖ - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ С ОПИСАНИЕМ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Блок мероприятия
Этап мероприятия
1.Оргмомент
Время
Приветствие участников, объявление темы мероприятия
2.Просмотр презентации
Просмотр презентации
7 мин.
3. Фронтальная беседа
20 мин.
Встреча студентов и родителей с представителем банка «РНКБ» для изучения всех деталей финансовых операций, которые проводят люди в повседневной жизни.
30 мин.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ С ОПИСАНИЕМ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Блок мероприятия
Этап мероприятия
4. Диагностика и анализ
Время
Родителям и детям раздают листовки с Диагностированием «Трекер- вредных привычек». Диагностируют у себя привычки, которые негативно влияют на личный и семейный бюджет, проводят анализ .
5. Решение задач
Решение практических ситуационных задач связанные с финансовой средой
25 мин.
6. Заключительный этап
30 мин.
Подведение итогов и рефлексии
8 мин.
Спасибо за внимание!