СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»»

 Учитель географии МБОУ гимназии №7 с.Донского Труновского муниципального района Шпакова Н.Л.    Мастер-класс   «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Учитель географии

МБОУ гимназии №7 с.Донского Труновского муниципального района

Шпакова Н.Л.

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»

 Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Задачи:  Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;  Учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;  Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;  Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Задачи:

  • Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

  • Учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

  • Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

  • Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Действия учащихся в процессе  исследовательской деятельности   •   постановка проблемы и аргументирование её актуальности; •  формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; •  планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; •  собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; •  оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; •  представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Действия учащихся в процессе исследовательской деятельности

  постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

•  формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

•  планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

•  собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

•  оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

•  представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Исследовательская деятельность          Во внеурочное время : - написание исследовательской работы; работа на факультативах, элективных курсах, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции; предметные недели.  На учебном занятии : применение исследовательского метода обучения; нетрадиционные формы занятий (урок -деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы; домашнее задание исследовательского характера.

Исследовательская деятельность

Во внеурочное время :

- написание исследовательской работы;

  • работа на факультативах,
  • элективных курсах,
  • исследовательские экспедиции,
  • олимпиады и конкурсы,
  • научно-практические конференции;
  • предметные недели.

На учебном занятии :

  • применение исследовательского метода обучения;
  • нетрадиционные формы занятий (урок -деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы;
  • домашнее задание исследовательского характера.
 Учебный диалог - система вопросов поисковой направленности. Схема диалога Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Учебный диалог - система вопросов поисковой направленности.

Схема диалога

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Тема мастер - класса «Леса России».

Тема мастер - класса

«Леса России».

 Здравствуй, лес, дремучий лес,  Полный сказок и чудес!  Ты о чем шумишь листвою  Ночью темной, грозовою?  Что нам шепчешь на заре, -  Весь в росе, как в серебре?  Кто в глуши твоей таится, -  Что за зверь? Какая птица?  Все открой, не утаи,  Ты же видишь, - мы свои. С. Погореловский

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, -

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится, -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, - мы свои.

С. Погореловский

Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?  Цель исследования -  Каковы особенности распространения лесной зоны на территории РФ.  Задачи: 1.Рассмотреть типы лесов (климат, почвы, растительный и животный мир). 2. Значение леса в природе и для человека. 3. Проблемы лесов.

Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?

Цель исследования - Каковы особенности распространения лесной зоны на территории РФ.

Задачи:

1.Рассмотреть типы лесов (климат, почвы, растительный и животный мир).

2. Значение леса в природе и для человека.

3. Проблемы лесов.

Типы лесов в России    Хвойные Смешанные Широколиственные (Темнохвойные, светлохвойные)

Типы лесов в России

Хвойные

Смешанные

Широколиственные

(Темнохвойные, светлохвойные)

Отчет групп  Задание 1. Группа 1. Для участников мастер – класса. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса :  тайга.  Тип леса – географическое положение – климат – почвы – растительность – животный мир.  Группа 2. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса:  смешанные леса.  Группа 3. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса:  широколиственные леса.

Отчет групп

Задание 1.

Группа 1. Для участников мастер – класса.

Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса : тайга.

Тип леса – географическое положение – климат – почвы – растительность – животный мир.

Группа 2. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: смешанные леса.

Группа 3. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: широколиственные леса.

Задание 2 Группа 1. Приведите 3-4 положения значения лесов в природе. Группа 2. Дополните ответы 1 группы, значение лесов в природе. Группа 3. Какое значение имеет лес для человека?

Задание 2

Группа 1. Приведите 3-4 положения значения лесов в природе.

Группа 2. Дополните ответы 1 группы, значение лесов в природе.

Группа 3. Какое значение имеет лес для человека?

Задание 3 Группа 1. Прочитайте текст - отрывок С. Аксакова «Лес». О какой проблеме лесов здесь говориться? Расскажите о правилах поведения в лесу. Группа 2.  Прочитайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с огнем в лесу. Группа 3 . Прочитайте текст - отрывок В. Астафьева “Белогрудка”. О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с дикими животными.

Задание 3

Группа 1. Прочитайте текст - отрывок С. Аксакова «Лес». О какой проблеме лесов здесь говориться? Расскажите о правилах поведения в лесу.

Группа 2. Прочитайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с огнем в лесу.

Группа 3 . Прочитайте текст - отрывок В. Астафьева “Белогрудка”. О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с дикими животными.

Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?  Справка о лесах Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд. м 3 .  2. Россия крупнейшая лесная держава.  Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².  3. Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га.  4.Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории,  которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²  5.Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.

Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?

Справка о лесах

  • Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд. м 3 .

2. Россия крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².

3. Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га.

4.Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²

5.Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.

Выводы:  1. Рассмотрели особенности распространения лесной зоны на территории РФ. 2. Больше всего лесов на европейском Севере и на Дальнем Востоке. Пятая часть лесов относится к особо ценным.  3. Леса имеют огромное значение в природе и для человека.  4. Проблемы лесов возникают по вине человека.  5. Нужно бережно и рационально использовать лесные ресурсы.  6. Россия является «лесной державой».

Выводы:

1. Рассмотрели особенности распространения лесной зоны на территории РФ.

2. Больше всего лесов на европейском Севере и на Дальнем Востоке.

Пятая часть лесов относится к особо ценным.

3. Леса имеют огромное значение в природе и для человека.

4. Проблемы лесов возникают по вине человека.

5. Нужно бережно и рационально использовать лесные ресурсы.

6. Россия является «лесной державой».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!