Учитель географии
МБОУ гимназии №7 с.Донского Труновского муниципального района
Шпакова Н.Л.
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Задачи:
- Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- Учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
- Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Действия учащихся в процессе исследовательской деятельности
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Исследовательская деятельность
Во внеурочное время :
- написание исследовательской работы;
- работа на факультативах,
- элективных курсах,
- исследовательские экспедиции,
- олимпиады и конкурсы,
- научно-практические конференции;
- предметные недели.
На учебном занятии :
- применение исследовательского метода обучения;
- нетрадиционные формы занятий (урок -деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы;
- домашнее задание исследовательского характера.
Учебный диалог - система вопросов поисковой направленности.
Схема диалога
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
Тема мастер - класса
«Леса России».
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, -
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится, -
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои.
С. Погореловский
Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?
Цель исследования - Каковы особенности распространения лесной зоны на территории РФ.
Задачи:
1.Рассмотреть типы лесов (климат, почвы, растительный и животный мир).
2. Значение леса в природе и для человека.
3. Проблемы лесов.
Типы лесов в России
Хвойные
Смешанные
Широколиственные
(Темнохвойные, светлохвойные)
Отчет групп
Задание 1.
Группа 1. Для участников мастер – класса.
Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса : тайга.
Тип леса – географическое положение – климат – почвы – растительность – животный мир.
Группа 2. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: смешанные леса.
Группа 3. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: широколиственные леса.
Задание 2
Группа 1. Приведите 3-4 положения значения лесов в природе.
Группа 2. Дополните ответы 1 группы, значение лесов в природе.
Группа 3. Какое значение имеет лес для человека?
Задание 3
Группа 1. Прочитайте текст - отрывок С. Аксакова «Лес». О какой проблеме лесов здесь говориться? Расскажите о правилах поведения в лесу.
Группа 2. Прочитайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с огнем в лесу.
Группа 3 . Прочитайте текст - отрывок В. Астафьева “Белогрудка”. О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с дикими животными.
Гипотеза : является ли Россия «лесной державой»?
Справка о лесах
- Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд. м 3 .
2. Россия крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².
3. Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га.
4.Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²
5.Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.
Выводы:
1. Рассмотрели особенности распространения лесной зоны на территории РФ.
2. Больше всего лесов на европейском Севере и на Дальнем Востоке.
Пятая часть лесов относится к особо ценным.
3. Леса имеют огромное значение в природе и для человека.
4. Проблемы лесов возникают по вине человека.
5. Нужно бережно и рационально использовать лесные ресурсы.
6. Россия является «лесной державой».