Педагогический совет
«Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии"»
Цель педсовета:
Способствовать формированию у членов педагогического коллектива представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности воспитательно-образовательного процесса
Задачи педсовета:
- Познакомить педагогов с понятием педагогического взаимодействия
- Проанализировать состояние некоторых типов взаимодействий в детском доме
- Наметить пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.
Педагогическая аксиома :
Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые выступают в роли наставников.
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия:
Первый уровень - это взаимодействие человека
Самим с собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.
Второй уровень - это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Но, если человек научится относиться к себе самому как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.
Третий уровень - это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе или в детском доме, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общедомовой коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
В психолого-педагогической литературе
выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
Вот наиболее важные из них:
- Педагог - "я"; Педагог-педагог; Педагог - воспитанник Педагог-группа воспитанников, Педагог - детское самоуправление; Педагог - администрация.
- Педагог - "я"; Педагог-педагог; Педагог - воспитанник Педагог-группа воспитанников, Педагог - детское самоуправление; Педагог - администрация.
- Педагог - "я";
- Педагог-педагог;
- Педагог - воспитанник
- Педагог-группа воспитанников,
- Педагог - детское самоуправление;
- Педагог - администрация.
К основным трудностям и проблемам взаимодействия, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности при осуществлении воспитательно- образовательного процесса, относятся:
- неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность; недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей детей и неумение их учитывать в ходе образовательного процесса; неумение построить продуктивный процесс общения с воспитанниками и коллегами; неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
- неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
- недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей детей и неумение их учитывать в ходе образовательного процесса;
- неумение построить продуктивный процесс общения с воспитанниками и коллегами;
- неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Тест Кто вы в конфликте? Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют вашему характеру, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).
1. Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, чтобы они увидели все достоинства моего мнения. 2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение. 3. Я стараюсь поступать так, как от меня ожидают другие. 4. Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами, чтобы найти решение, которое устроит всех. 5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я веду себя твердо и решительно. 6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе. 7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы. 8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы. 9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение. 10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих. 11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких. 12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно найти решение. 13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем «средний» вариант и начинаю его отстаивать. 14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей. 15. Я не хочу конфликтов, поэтому если я не согласна с мнением другого человека, я просто промолчу.
Подсчитайте результат для каждого типа: · Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10, 15 · Плюшевый Мишка: 3, 11, 14 · Акула: 1, 5, 7 · Лиса: 2, 8, 13 · Сова: 4, 9,12
Тип, который набрал большее количество баллов — ваш основной. Если вы набрали одинаковое количество баллов для двух типов — вам одинаково близки они оба.
Черепаха
Если Черепаха сталкивается с конфликтом, она просто игнорирует его. Внешне это проявляется так: если у нее есть возможность уйти из помещения, она уходит, если нет — отказывается разговаривать на конфликтную тему. Чаще всего это приводит к тому, что Черепаха не получает желаемого, а проблема остается нерешенной. Однако в некоторых случаях стиль Черепахи может оказаться полезным. Например, когда обсуждаемый вопрос не является важным. В такой ситуации лучше промолчать и сохранить хорошие отношения с коллегой, чем ввязываться в спор. Впрочем, даже если вопрос является серьезным, но ситуация такова, что дружба (или хотя бы нейтралитет) с сотрудником важнее, — стиль Черепахи будет кстати. Итак, даже если поведение Черепахи вам не по душе, прежде чем начинать спорить, подумайте: а стоит ли игра свеч? Возможно, в данной ситуации лучше молчать и слушать, собирая ценную информацию и предоставляя возможность высказаться другим?
Плюшевый Мишка
Ему важнее всего нравиться окружающим, поэтому если дело доходит до конфликта, Плюшевый Мишка просто уступает оппоненту. Из-за этого чаще всего Мишка проигрывает, а его коллега чувствует себя на коне. Этот стиль поведения лучше не использовать без крайней надобности, иначе сотрудники будут считать, что вы вообще не имеете собственного мнения. Но если вы очень дорожите отношениями с коллегой или времени для споров совершенно нет — вы можете прибегнуть к поведению Мишки.
Акула
Она разрешает конфликт, атакуя. При этом Акула преследует одну цель — любыми способами добиться желаемого результата. Поэтому поведение Акулы зачастую агрессивно, она может прибегать к словесным атакам или манипулированию оппонентом. Если вам близок стиль Акулы — будьте осторожны, чтобы ненароком не задеть чувств окружающих. Применяйте агрессивное поведение только в тех случаях, когда ситуация требует немедленного принятия решения, если коллега, с которым вы общаетесь, также предпочитает стиль Акулы, или когда у вас просто нет другого выбора, а убедить оппонента в своей правоте необходимо.
Лиса
Она всегда пытается найти компромисс, даже если при этом ее цели не будут достигнуты. Цель Лисы — сделать так, чтобы после разговора каждая из сторон почувствовала себя удовлетворенной. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет сохранить нормальные отношения с окружающими, но с другой стороны — каждому из участников конфликта приходится жертвовать частью своих интересов. Стратегия Лисы может пригодиться в том случае, если вам с коллегой нужно выработать какое-то общее решение проблемы, а переубедить друг друга вы не можете (по крайней мере, не поссорившись).
Сова
Самый мудрый подход к конфликтам — у Совы. Она предпочитает рассматривать конфликт как путь к решению проблемы и считает, что спорщики должны совместно и открыто обсудить проблему и обязательно выработать общее мнение. При этом необходимое условие — уважительное отношение к позициям друг друга. Звучит идеалистично, ведь в реальной жизни не всегда удается сохранить благожелательное отношение к коллеге и уважение к его мнению, ссорясь с ним. Однако в ситуациях, когда вам не жалко потратить много времени и усилий для разрешения ситуации, стиль Совы подойдет как нельзя лучше. Например — если конфликтуете вы с давним другом .
Работа в группах, рассматриваем следующие типы педагогического взаимодействия:
- педагог - воспитанник;
- педагог - группа воспитанников;
- педагог - администрация
- Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы детского дома? Как он развит в нашем учреждении?
- Чему способствует развитие данного типа взаимодействия?
- Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия?
- Что можно предложить для их решения?
Каждой группе необходимо продолжить предложенные выражения:
1. “Мой воспитанник - это…”,
2. “Мой коллега - это…”,
3. “Моя группа (служба) - это...”.
4. “Мой администратор - это...”
При решении образовательных задач
общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач
с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогами и детьми, что во многом способствует учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в детском коллективе.
При решении развивающих задач
через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности :
- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).
Проект решения педсовета
1. Продолжить работу педагогического коллектива по теме «Дом - без агрессии».
2. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию воспитательно-образовательного процесса , создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.
С этой целью шире использовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения.
3. Развивать совместную исследовательскую деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).
4. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
5. Формировать межличностные отношения в детском коллективе. С этой целью развивать детское самоуправление, создавать и развивать общедомовые традиции.
6. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
С этой целью разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для педагогов детского дома .