СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам литературы по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе" (3-4 уроки)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном материале даны опорные вопросы, которые помогут преподавателю выстроить работу на 3-4 уроке по произведению "В дурном обществе" В.Г. Короленко. Предполагается групповая исследовательская работа. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе" (3-4 уроки)»

В.Г. Короленко «В дурном обществе» Уроки 3-4, 5 класс Рогозина Е.А.

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Уроки 3-4, 5 класс

Рогозина Е.А.

«Дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам   􏰀 Почему перед описанием болезни Маруси даётся осенний пейзаж?  􏰀Как Вася и Валек развлекали больную Марусю?  􏰀Как понять слова «...над моей головой тоже стали собираться тучи»? 􏰀Почему судья прогнал старого Януша?  􏰀Почему Тыбурций называет закон господином и говорит о нём как о человеке?

«Дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам

􏰀 Почему перед описанием болезни Маруси даётся осенний

пейзаж? 􏰀Как Вася и Валек развлекали больную Марусю? 􏰀Как понять слова «...над моей головой тоже стали собираться тучи»? 􏰀Почему судья прогнал старого Януша? 􏰀Почему Тыбурций называет закон господином и говорит о нём

как о человеке?

 Глава «Кукла» со слов «В эту критическую минуту...» до конца главы. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Как изменился судья после разговора с Тыбурцием? Подтвердите свои мысли цитатами.

Глава «Кукла» со слов «В эту критическую минуту...» до конца главы.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Как изменился судья после разговора с Тыбурцием? Подтвердите свои мысли цитатами.

Почему приход Тыбурция вызвал у отца удивление и изумление? Почему Вася ничего не сказал отцу? Какими словами автор описывает состояние отца после разговора с Тыбурцием? Найдите детали портрета отца, которые передают его переживания.  Почему Вася перестал его бояться?
  • Почему приход Тыбурция вызвал у отца удивление и изумление?
  • Почему Вася ничего не сказал отцу?
  • Какими словами автор описывает состояние отца после разговора с Тыбурцием?
  • Найдите детали портрета отца, которые передают его переживания. Почему Вася перестал его бояться?
Образ старого Януша Виноват ли старый Януш в судьбе семьи Тыбурция? Почему судья назвал старого Януша «старым сплетником»? С какой целью в повесть введён образ старого Януша?

Образ старого Януша

  • Виноват ли старый Януш в судьбе семьи Тыбурция?
  • Почему судья назвал старого Януша «старым сплетником»?
  • С какой целью в повесть введён образ старого Януша?
Понятие о повести Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение понятия повесть . Докажите, что «В дурном обществе» — это повесть.

Понятие о повести

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение понятия повесть .

Докажите, что «В дурном обществе» — это повесть.

Домашнее задание. Подготовить планы письменных ответов на проблемные вопросы (по группам): 1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пони- манию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства? Подготовить иллюстрации к повести.

Домашнее задание.

Подготовить планы письменных ответов на проблемные вопросы (по группам):

1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пони- манию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

Подготовить иллюстрации к повести.

Подготовка к ответу на проблемный вопрос Г р у п п а 1. Г р у п п а 2. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 􏰀 Кто такой Вася? Как он выглядел? Сколько ему лет?  􏰀 Кто такие Валек и Маруся? Как они выглядели? Сколько им Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?  􏰀 Кто такие Вася и судья? Какие отношения были между ними лет?  􏰀 В каких семьях воспитывались герои? Что их различало? в начале повести?  􏰀 Как изменились их отношения к концу повествования?  􏰀 Кто такие Тыбурций и Валек? Какие отношения были между 􏰀 Какие черты характера Васи и Валека позволили им подружиться?  􏰀 Какие семейные обстоятельства способствовали рождению их ними? Изменялись ли они?  􏰀 Чем отличались отношения между отцом и сыном в семье Васи и в семье Валека?  􏰀 Можно ли назвать эти отношения гармоничными?  􏰀 Почему взаимопонимание можно назвать основой отношений в дружбы?  􏰀 Почему свою дружбу дети хранили в тайне?  􏰀 Что эта дружба дала каждому из героев?   семье?

Подготовка к ответу на проблемный

вопрос

Г р у п п а 1.

Г р у п п а 2.

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 􏰀 Кто такой Вася? Как он выглядел? Сколько ему лет? 􏰀 Кто такие Валек и Маруся? Как они выглядели? Сколько им

Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 􏰀 Кто такие Вася и судья? Какие отношения были между ними

лет? 􏰀 В каких семьях воспитывались герои? Что их различало?

в начале повести? 􏰀 Как изменились их отношения к концу повествования? 􏰀 Кто такие Тыбурций и Валек? Какие отношения были между

􏰀 Какие черты характера Васи и Валека позволили им подружиться? 􏰀 Какие семейные обстоятельства способствовали рождению их

ними? Изменялись ли они? 􏰀 Чем отличались отношения между отцом и сыном в семье Васи и в семье Валека? 􏰀 Можно ли назвать эти отношения гармоничными? 􏰀 Почему взаимопонимание можно назвать основой отношений в

дружбы? 􏰀 Почему свою дружбу дети хранили в тайне? 􏰀 Что эта дружба дала каждому из героев?

семье?

Подготовка к ответу на проблемный вопрос Группа 3.  Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?  􏰀 Кто такие Вася и его отец?  􏰀 Как повлияла на их отношения смерть матери? 􏰀 Что было причиной их вражды в начале повести?  􏰀 Какая «правда» была у каждого героя?  􏰀 Почему их отношения не складывались?  􏰀 Что помогло героям измениться и понять друг друга?  􏰀 На чём, по-вашему, должны строиться взаимоотношения детей и родителей в семье?   Г р у п п а 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства? 􏰀 Кто такие Маруся и Соня?  􏰀 Сколько им было лет? Как выглядели девочки?  􏰀 Чем они были похожи и чем отличались? 􏰀 В каких семьях они воспитывались?  􏰀 Что имела в детстве Соня и чего не было у Маруси? 􏰀Почему у Маруси не могло быть такого детства, как у Сони?                                                              􏰀 Какое общественное устройство стало причиной того, что у де- вочек было разное детство?

Подготовка к ответу на проблемный

вопрос

Группа 3.

Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию? 􏰀 Кто такие Вася и его отец? 􏰀 Как повлияла на их отношения смерть матери?

􏰀 Что было причиной их вражды в начале повести? 􏰀 Какая «правда» была у каждого героя? 􏰀 Почему их отношения не складывались? 􏰀 Что помогло героям измениться и понять друг друга? 􏰀 На чём, по-вашему, должны строиться взаимоотношения детей и родителей в семье?

Г р у п п а 4.

Почему у Маруси и Сони два разных детства?

􏰀 Кто такие Маруся и Соня? 􏰀 Сколько им было лет? Как выглядели девочки? 􏰀 Чем они были похожи и чем отличались?

􏰀 В каких семьях они воспитывались? 􏰀 Что имела в детстве Соня и чего не было у Маруси? 􏰀Почему у Маруси не могло быть такого детства, как у Сони?                                                             

􏰀 Какое общественное устройство стало причиной того, что у де- вочек было разное детство?

Домашнее задание Завершить ответ на проблемный вопрос. Выучить стихотворение С.Есенина «НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ...»  Индивидуальные задания. Найти в справочной литературе или Интернете сведения о детстве и юности Есенина. Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с ком- ментариями. Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Топи да болота...», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки...», «В хате» и др. и нарисовать к ним иллюстрации. Вспомнить изученные в начальной школе стихи Есенина «Поёт зима — аукает...», «Берёза» и др.

Домашнее задание

  • Завершить ответ на проблемный вопрос.
  • Выучить стихотворение С.Есенина «НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ...»

Индивидуальные задания. Найти в справочной литературе или Интернете сведения о детстве и юности Есенина. Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с ком- ментариями. Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Топи да болота...», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки...», «В хате» и др. и нарисовать к ним иллюстрации. Вспомнить изученные в начальной школе стихи Есенина «Поёт зима — аукает...», «Берёза» и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!