Эпиграф «Все связано со всем»
Барри Коммонер
Обобщающий урок по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.»
Цель:
проверим степень сформированности знаний о строении и функционировании экосистем и биосферы, круговороте веществ и превращении энергии, взаимосвязи организма и окружающей среды, применим данные навыки в решении тематических заданий ЕГЭ.
Ответим на следующие вопросы:
- Что называется экологическими факторами?
- Назовите три основные группы экологических факторов
- Приведите примеры абиотических факторов для разных сред обитания
Задание 1. Группа 1
Задание 1.Группа 2
Проверим себя
Ответим на следующие вопросы:
- Что такое адаптация?
- Какую роль она играет в жизни организма?
- Каждый организм оптимально приспособлен, но имеет пределы выносливости по отношению к факторам среды.
- Вспомните закон минимума Либиха.
Задание 2.
Проверим себя
- А 25
- Б 15-35
- В 5-45, 35-45
- Г 5, 45
- Д 10, 40
Ответим на следующие вопросы:
- Какие вам известны типы взаимодействий между организмами?
Положительные
Отрицательные
Нейтральные
Положительные
Отрицательные
Нейтральные
Симбиоз:
- мутуализм
- протокооперация
-комменсализм
- квартиранство
- Паразитизм
- нейтрализм
- сотрапезничество
- нахлебничество
- Конкуренция
- Хищничество
Задание 3
Проверим себя сами!
Ключ к заданию:
1.
1
2.
5.
3.
2
4.
4
6.
2
4
4
7.
4
8.
3
___________ = РАСТЕНИЯ +ЖИВОТНЫЕ+ МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
БИОЦЕНОЗ
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ
+
______________
=
Основная характеристика биоценоза
Название характеристики
Описание характеристики
2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура.
4. Биомасса.
5. Биологическая продуктивность
1. Число ___________в данном биогеоценозе. 2. Количество _____________
3. Расположение__________________
4. Масса _________________________________
5. Скорость образования ___________________
Основная характеристика биоценоза
Название характеристики
Описание характеристики
2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура.
4. Биомасса.
5. Биологическая продуктивность
1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе. 2. Количество особей данного вида на единице площади или объема. 3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам. 4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом. 5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе.
Ответим на вопрос:
- Какой биоценоз можно считать устойчивым?
Задание 4
Проверим себя сами!
Ответим на следующие вопросы:
кедровые орехи — белка — норка — микроорганизмы
- Что за последовательность здесь изображена?
- Назовите продуцентов, консументов и редуцентов.
Ответим на следующие вопросы:
- Какая пищевая цепь называется пастбищной, какая детритной?
- Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов?
Задание 18 № 10608 Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ОСОБЕННОСТИ
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы
Задание 18 № 10605 Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превра щении энергии в экосистеме луга состоит в том что они: Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ
А) аккумулируют солнечную энергию
Б) потребляют органические вещества
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) консументы первого порядка
2) продуценты
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 5
Проверим себя сами!
Ключ к заданию:
1.
2.
121212
212112
Ответим на следующие вопросы:
- Что такое экологическая пирамида? Какие процессы в сообществе она отражает?
Массу планктона укажите в кг
Ответим на следующие вопросы:
- ________- глобальная экосистема.
Ответим на следующие вопросы:
Ответим на следующие вопросы:
Алгоритм выполнения задания № 26
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
- Сформулируйте и запишите от 3 до 6 развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.
Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до 4 критериев , а иногда — не менее 5!
Задание 26. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей? Ответ поясните.
Ответим на следующие вопросы:
Задание 26 Элементы ответа:
1) прямое воздействие на растения, приводящее к их гибели;
2) подкисление почвы, вызывающее снижение её плодородия;
3) закисление водоёмов, снижающее их продуктивность.
Задание 26.
Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)?
Укажите не менее трёх процессов и поясните их.
Д/З Задание №26
1. Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?
2. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов?
Домашнее задание
- Задание формата ЕГЭ в файле
- Сделать на выбор два из них
- .Продолжаем с помощью доп. источников информации решать задания №26.
Рефлексия
Эпиграф «Все связано со всем»
- объясните, как вы понимаете эпиграф с точки зрения нашего урока буквально (предметно) и метафорически.