СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Имя существительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Имя существительное как часть речи"»

Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи

 Тема урока «Имя существительное как часть речи»

Тема урока

«Имя существительное как часть речи»

К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».   

К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

 

Разминка 1. В каком ряду все слова являются самостоятельными частями речи? а) темень, потом, для, прячут; б) холод, неприметный, зря, плачут. 2. В каком ряду все слова являются служебными частями речи? а) от, среди, или, и; б) под, хотя, зато, ли

Разминка

1. В каком ряду все слова являются самостоятельными частями речи?

а) темень, потом, для, прячут;

б) холод, неприметный, зря, плачут.

2. В каком ряду все слова являются служебными частями речи?

а) от, среди, или, и;

б) под, хотя, зато, ли

Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение

Знаменательные части речи

Существительное

Прилагательное

Глагол

Наречие

Числительное

Местоимение

Служебные части речи Предлог Союз Частица В русском языке на каждые 100 слов, приходится 40 имён существительных

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

В русском языке на каждые 100 слов, приходится 40 имён существительных

 Морфология  (от греч.«morphe форма», lоgos « учение, наука») Морфология - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи

Морфология  (от греч.«morphe форма»,

lоgos « учение, наука»)

Морфология - раздел науки о языке,

в котором слово изучается как часть речи

 Проверь себя Имя существительное - Обозначает – В предложении бывает – Изменяется по -  часть речи  предмет  подлежащим,  дополнением и обстоятельством  падежам, родам, числам

Проверь себя

Имя существительное -

Обозначает –

В предложении бывает –

Изменяется по -

часть речи

предмет

подлежащим,

дополнением и обстоятельством

падежам, родам, числам

Назовите группы собственных имен существительных. Вспомните правила правописания таких слов. ? Имена собственные пишутся с большой буквы: Москва, Азовское море, Антон Павлович Чехов. Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов и т. п., кроме того, выделяются кавычками: свежий номер газеты «Известия», поезд «Дружба», кинофильм «Судьба человека», рассказ А. П. Чехова «Каштанка».

Назовите группы собственных имен существительных. Вспомните правила правописания таких слов.

?

Имена собственные пишутся с

большой буквы: Москва, Азовское

море, Антон Павлович Чехов.

Названия (заглавия) книг, газет,

журналов, кинофильмов,

кораблей, поездов и т. п., кроме

того, выделяются кавычками:

свежий номер газеты «Известия»,

поезд «Дружба», кинофильм

«Судьба человека», рассказ А. П.

Чехова «Каштанка».

Имена собственные и нарицательные Имена собственные могут переходить в нарицательные: город Пломбьер – мороженое пломбир инженер Р. Дизель - дизель архитектор Ф. Мансара – мансарда изобретатель духовых инструментов А. Сакса – саксофон город Тюль - тюль

Имена собственные и нарицательные

Имена собственные могут переходить в нарицательные:

город Пломбьер – мороженое пломбир

инженер Р. Дизель - дизель

архитектор Ф. Мансара – мансарда

изобретатель духовых инструментов А. Сакса – саксофон

город Тюль - тюль

Типы склонений имён существительных Тип склонения Примеры 1 м. р. - а , - я  ж. р. - а , - я   дедушк а , дяд я бабушк а , семь я , арми я 2 м. р. -  ср. р. - о , - е  класс, камыш, гербарий окн о , солнц е , удивлени е  3 ж. р. - ь ноч ь , тен ь

Типы склонений имён существительных

Тип склонения

Примеры

1 м. р. - а , - я

ж. р. - а , - я

дедушк а , дяд я

бабушк а , семь я , арми я

2 м. р. -

ср. р. - о , - е

класс, камыш, гербарий

окн о , солнц е , удивлени е

3 ж. р. - ь

ноч ь , тен ь

 Это интересно Школьники Эстонии должны запомнить названия 14 падежей, а в Финляндии – 15 .В грамматике Венгрии целых 22 падежа. А вот в некоторых языках народов Дагестана свыше 50 падежей. В китайской грамматике нет никаких падежей.

Это интересно

Школьники Эстонии должны запомнить названия 14 падежей, а в Финляндии – 15 .В грамматике Венгрии целых 22 падежа. А вот в некоторых языках народов Дагестана свыше 50 падежей. В китайской грамматике нет никаких падежей.

Практическая исследовательская работа Сделайте разбор каждого предложения, какую синтаксическую роль играет существительное дерево . Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко – зелёной кроной. Сосна – это хвойное дерево . Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов. Существительное может выступать в роли любого члена предложения

Практическая исследовательская работа

Сделайте разбор каждого предложения, какую синтаксическую роль играет существительное дерево .

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко – зелёной кроной.

Сосна – это хвойное дерево .

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Существительное может выступать в роли любого члена предложения

Значения существительных Живые организмы Предметы Существительное Явления Признак как предмет Вещества Действие как предмет

Значения существительных

Живые организмы

Предметы

Существительное

Явления

Признак как предмет

Вещества

Действие как предмет

Распределить существительные в соответствии с их значением: бегство ливень нежность краснота прыжок смелость туман мороз обход отдых белизна весна Явления действительности Признак как предмет Действие как предмет

Распределить существительные в соответствии с их значением:

бегство

ливень

нежность

краснота

прыжок

смелость

туман

мороз

обход

отдых

белизна

весна

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

 Имя существительное  Предмет  Кто? Что? Одушевлённое  Неодушевлённое

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Одушевлённое Неодушевлённое

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ   КТО? БАБОЧКА ДЕВОЧКА ЗМЕЯ КОШКА

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

КТО?

БАБОЧКА

ДЕВОЧКА

ЗМЕЯ

КОШКА

     НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ  ЧТО? Цветы Солнце, тучи  Дом Компьютер

НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЧТО?

Цветы

Солнце, тучи

Дом

Компьютер

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые: а) пароход, лошадь, кино, кнопка; б) лес, окно, табун, стекло; в) кукла, лисица, студент, Снегурочка. 2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:   а) армия, листва, тюльпан, урок; б) стадо, иволга, веретено, медведь; в) ученик, карандаш, рассвет, год.

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

Вывод: Существительное обозначает не только предмет.   Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение), качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

  • Существительные обозначают людей и животных,
  • географические названия (Москва),
  • явления природы (радуга, дождь),
  • события (праздник, война),
  • состояние человека (грусть, волнение),
  • качества человека (смелость, доброта),
  • предмет действия (бег, ходьба),
  • предмет признака (желтизна, красота) .

Серебрянка - мелкая речонка. Мы долго сидим на её берегу в зарослях тростника и смотрим в воду.  Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки. НАЙДИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,  ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ, ЗАПИСАВ В СТОЛБИКИ:

Серебрянка - мелкая речонка. Мы долго сидим на её берегу в зарослях тростника и смотрим в воду.

Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки.

НАЙДИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ, ЗАПИСАВ В СТОЛБИКИ:

Например: Одушевлённые  рак  Собственные Серебрянка  Неодушевлённые  речонка  Нарицательные нора

Например:

  • Одушевлённые
  • рак
  • Собственные
  • Серебрянка
  • Неодушевлённые
  • речонка
  • Нарицательные
  • нора
Наш урок подходит к концу Не забудьте записать домашнее задание

Наш урок подходит к концу

Не забудьте записать домашнее задание

Домашнее задание. 1.ПРОЧИТАТЬ ПАРАГРАФ 44  2 УПР 253 (СПИСАТЬ,ВСТАВИТЬ БУКВЫ).

Домашнее задание.

1.ПРОЧИТАТЬ ПАРАГРАФ 44 2 УПР 253 (СПИСАТЬ,ВСТАВИТЬ БУКВЫ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!