АНЬОЛО БРОНЗИНО
1503 — 1572 гг.
Будникова Е.Ю.
multiurok.ru/elena_budnikova
Аньоло ди Козимо ди Мариано, известный как Бронзино, родился
17 ноября 1503 года
во Флоренции.
О семье и детстве живописца практически ничего не известно. Учителем Бронзино был Якопо Понтормо, один из известнейших художников своего времени. Вскоре Понтормо стал не только наставником, но и близким другом своего ученика, а затем даже усыновил его.
Самая большая совместная работа учителя и ученика — росписи для флорентийской церкви Санта-Феличита, выполненные ими в 1526—1528 годах.
« Снятие с креста»
Якопо Понтормо
В 1530-е годы Бронзино пишет «Портрет Уголино Мартелли» . Необычным и новым для итальянского портрета этого времени является замысел художника изобразить заказчика на сложном архитектурном фоне, в динамической позе, с резко повернутым влево лицом и взглядом, устремленным куда-то за пределы полотна. Четкие линии архитектуры подчеркивают утонченность облика юноши.
В конце 1530-х — начале 1540-х годов Бронзино выполнил ряд заказов для флорентийской семьи Панчатики, в том числе парные портреты главы семьи Бартоломео Панчатики и его жены Лукреции.
Бартоломео Панчатики предстает на этом портрете в торжественно неподвижной позе, его лицо, обращенное к нам в фас, напоминает застывшую маску, резкий контраст которой составляют руки с длинными нервными пальцами.
Почти в фас изображено и лицо прекрасной Лукреции Панчатики , облаченной в темно-красное платье. Представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.
В 1532 году Бронзино написал «Портрет герцога Гвидобальдо делла Ровере» (это самая ранняя из точно датируемых работ художника). Запечатленный художником герцог Гвидобальдо делла Ровере, образованный и творчески одаренный правитель, был личностью сложной и интересной, что и передано в портрете.
В 1539 году Бронзино становится придворным художником семьи Медичи. Вплоть до самой своей смерти художник верой и правдой служил при дворе Медичи, выполняя многоразличные заказы герцога Козимо I Медичи.
Портрет Элеоноры Толедской, жены Козимо Медичи
Портрет Козимо I Медичи
Портреты семьи Медичи
Мария Медичи
Франческо Медичи
Джованни Медичи
Гарсиа Медичи
Фердинанд Медичи
Биа Медичи
Портрет герцогини Элеоноры Толедской
с сыном Джованни
Этот портрет выделяется своим великолепием. Герцогиня изображена на фоне яркой синевы неба, облаченной в наряд из драгоценной серебристо-белой парчи, затканной крупными узорами, на ее плечах и груди мерцают огромные жемчужины ожерелья, жемчужное колье охватывает стройную шею, небольшие жемчужины украшают сетку на гладко причесанных волосах.
Приблизительно в 1548 году Бронзино посетил Рим. В Риме мастер впервые увидел работы Микеланджело.
Сразу же по возвращении во Флоренцию художник получил заказ на большой алтарный образ «Воскресение Христа» для церкви Сантиссима Аннунциата. Эту работу Бронзино смог завершить лишь через пять лет, в 1552 году.
В 1550—1555 годах художник пишет «Портрет Лауры Баттифери» . Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается портрет Лауры, итальянской поэтессы: утонченный профиль надменного лица, грациозная шея в тончайших кружевах, холеные длинные пальцы, держащие книгу.
Учеников у Бронзино было достаточно. Выделяется среди них Алессандро Аллори, весьма талантливый художник. Его отец был другом Бронзино. Он умер, когда Алессандро было всего лишь пять лет. Бронзино усыновил мальчика и взял на себя все заботы о его воспитании.
Алессандро Аллори, автопортрет
В последние годы жизни Бронзино помогал в работе его приемный сын Алессандро Аллори. Он же и закончил некоторые полотна, оставшиеся незавершенными после смерти мастера. В середине ноября 1572 года Бронзино тяжело заболел, а 23 ноября умер на руках своего ученика. Похоронили его во флорентийской церкви Сан-Кристофоро. Похороны Бронзино были скромными. «На его погребении, — вспоминал его друг Боргини, — присутствовали все связанные с искусством люди, живописцы и скульпторы...» В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»
Работы Бронзино есть во многих музеях мира, однако наиболее полное представление о творчестве художника можно получить только в его родном городе, Флоренции. Флорентийская галерея Уффици располагает самым большим собранием работ знаменитого мастера, еще несколько картин хранится в Палаццо Питти. Во многих церквях остались фрески, созданные его рукой. Но знакомство с Бронзино будет неполным без посещения Палаццо Веккьо, одной из резиденций Медичи, высоких покровителей художника.
Портрет молодого человека с книгой
Портрет девушки с книгой
Портрет знатной дамы в зеленом платье
Портрет молодого человека
Портрет молодого человека, держащего статую
Портрет дамы с собачкой
Портрет молодой женщины
с сыном
Портрет Лодовико Каппони
Вопросы
- В каком городе родился Бронзино?
- Кто был наставником художника?
- Назовите фамилию семьи, при которой Бронзино стал работать дворцовым художником.
- Назовите имя ученика Бронзино.
- В каком музее находится самое большое собрание работ художника?
- Назовите наиболее понравившиеся вам работы художника.
Список литературы
- « 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.», В.М. Скляренко, Т. Иовлева, Ю. Кустовская, И. Скачко
- Журнал «Художественная галерея», №82, 2006 год
- «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», Джорджо Вазари
- «Галерея Питти»
- http://www.artita.ru/artist-bronzino
- http://renessans.jimdo.com
- http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=537
- http://www.liveinternet.ru/users/4248621/post372113140/page1.html
- https://ru.wikipedia.org/
- http://utahch.blogspot.ru/2012/02/blog-post_03.html