Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 5 классе: "Русская народная вышивка"»
«Русская народная вышивка»
урок изобразительного искусства в 5 классе
Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2015
Автор: учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре
Барбутько Юлия Юрьевна
«Русская народная вышивка»
Люди верили, что изображение на одежде может защитить их от злого духа, болезней, неприятностей
В чём особенности вышивки?
Изображение природных объектов с помощью ряда условных приемов
Орнамент
Стилизация образа животных, рыб, насекомых, фантастических существ
Птицы
- В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.
Конь
- Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
- В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.
Макошь
Древо жизни
- Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.
- Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
- Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Комбинированный тип вышивки
Примеры выполнения практической работы
Источник текста и иллюстраций в презентации:
Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2015