СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Культура России в XVII веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация соответствует содержанию учебника "История России " И.Л.Андреева,Л.М.Лященко.Содержит иллюстративный материал к устным сообщениям обучающихся, практическое задание (конкретизирующую таблицу).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Культура России в XVII веке"»

Культура России  XVII века.   Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания г. Братск.

Культура России XVII века.

Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

г. Братск.

Что изучаем сегодня?

Что изучаем сегодня?

Постановка цели Познакомиться с особенностями развития культуры в XVII в.в. Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства. Ответить на главный вопрос урока.

Постановка цели

  • Познакомиться с особенностями развития культуры в XVII в.в.
  • Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства.
  • Ответить на главный вопрос урока.
Главный вопрос урока Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?

Главный вопрос урока

Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?

Условия развития культуры XVII века Иностранная интервенция. Смена династии. Крестьянские войны и городские восстания. Образование всероссийского рынка, разрушившего изолированность областей. Формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства.

Условия развития культуры XVII века

  • Иностранная интервенция.
  • Смена династии.
  • Крестьянские войны и городские восстания.
  • Образование всероссийского рынка, разрушившего изолированность областей.
  • Формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства.
Особенность культуры XVII века  Обмирщение русской культуры- освобождение от церковного влияния.

Особенность культуры XVII века

Обмирщение русской культуры- освобождение от церковного влияния.

Культура XVII века Направление Новшества, автор  Литература

Культура XVII века

Направление

Новшества,

автор

Литература

Едкая сатира на церковные порядки. «Калязинская челобитная»  высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить».  В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам».

Едкая сатира на церковные порядки.

«Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить».

В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам».

Культура XVII века Направление Новшества, автор  Литература Рыцарские романы Приключенческие повести «Калязинская челобитная»  «Житие» Аввакума

Культура XVII века

Направление

Новшества,

автор

Литература

Рыцарские романы

Приключенческие повести

«Калязинская челобитная»

«Житие» Аввакума

Какие новые жанры появились в литературе? Рыцарские романы Приключенческие повести

Какие новые жанры появились в литературе?

  • Рыцарские романы
  • Приключенческие повести
 Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты Влияние церковного канона сохранилось. Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности. Спас Нерукотворный. Икона

Симон Ушаков

(1626-1686 гг.)

Мастер Оружейной палаты

Влияние церковного канона сохранилось.

Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.

Спас Нерукотворный. Икона

 Иван Салтанов (1630-1703 гг.) Мастер Оружейной палаты Влияние церковного канона сохранилось. Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности. « Кийский крест  с предстоящими»

Иван Салтанов

(1630-1703 гг.)

Мастер Оружейной палаты

Влияние церковного канона сохранилось.

Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.

« Кийский крест  с предстоящими»

 Иван Салтанов (1630-1703 гг.) Мастер Оружейной палаты Влияние церковного канона сохранилось. Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности. Царь Алексей Михайлович

Иван Салтанов

(1630-1703 гг.)

Мастер Оружейной палаты

Влияние церковного канона сохранилось.

Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.

Царь Алексей Михайлович

 Основным видом живописи продолжала оставаться иконопи Выдающимся мастером был Симон Ушаков , который стал придавать лику Христа человеческие черты. Спас Нерукотворный. Икона

Основным видом живописи продолжала оставаться иконопи

Выдающимся мастером был Симон Ушаков , который стал придавать лику Христа человеческие черты.

Спас Нерукотворный. Икона

  Наиболее известными творениями Симона Ушакова были «Троица» и «Спас Нерукотворный».   Симон Ушаков. «Троица»

Наиболее известными творениями Симона Ушакова были «Троица» и «Спас Нерукотворный».

Симон Ушаков.

«Троица»

Князь М.В. Скопин-Шуйский . Иван IV Грозный Парсуны - портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками

Князь М.В. Скопин-Шуйский .

Иван IV Грозный

Парсуны - портреты, написанные в иконописной

манере и иконной технике – на доске яичными красками

Культура XVII века Направление Новшества, автор  Изобразительное искусство Живопись Ивана Салтанова Парсуны «Троица», «Спас нерукотворный» Симона Ушакова

Культура XVII века

Направление

Новшества,

автор

Изобразительное искусство

Живопись Ивана Салтанова

Парсуны

«Троица», «Спас нерукотворный» Симона Ушакова

В архитектуре 17 века наблюдается отход от строгих церковных правил.  В частности, появляется т.н. шатровый стиль, характерный для купеческих посадов и городов. Возрождаются традиции древнерусской архитектуры - закомары,  аркатурный пояс, каменная резьба. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В архитектуре 17 века наблюдается отход от строгих церковных правил.

В частности, появляется т.н. шатровый стиль, характерный для купеческих посадов и городов.

Возрождаются традиции древнерусской архитектуры - закомары,

аркатурный пояс,

каменная резьба.

Церковь Ильи Пророка

в Ярославле

До середины XVII в. в церковном зодчестве – шатровый стиль Патриарх Никон запретил строительство шатровых храм ов Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве  (1644-1645 )

До середины XVII в.

в церковном зодчестве –

шатровый стиль

Патриарх Никон

запретил строительство

шатровых храм ов

Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

Церковь Троицы Живоначальной

в Троицком-Голенищеве

(1644-1645 )

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор

Новоиерусалимского монастыря

Иосифо-Волоколамский монастырь

Иосифо-Волоколамский монастырь

Деревянная архитектура достигла своего расцвета.  В селе Коломенском был построен

Деревянная архитектура достигла своего расцвета. В селе Коломенском был построен

Возведена без единого гвоздя 22-главая Преображенская церковь в Кижах.

Возведена без единого гвоздя 22-главая Преображенская церковь в Кижах.

Зодчество   Наиболее распространен - ным на Руси оставалось деревянное зодчество.  Замечательной светской деревянной постройкой был дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он пре - дставлял собой живописную композицию сгруппированных больших и малых срубов –клетей, связанных перехода - ми; с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш, с шатрами.  Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче - ной резьбой и яркой раскрас - кой. К середине XVIII дерево прогнило и дворец разобрали. В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях.  В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др. Псков, Поганкины палаты . Москва,  боярские  палаты Дом  Аверкия Кириллова Псков, Поганкины палаты . Окно  Теремного дворца

Зодчество

Наиболее распространен - ным на Руси оставалось деревянное зодчество.

Замечательной светской деревянной постройкой был дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он пре - дставлял собой живописную композицию сгруппированных больших и малых срубов –клетей, связанных перехода - ми; с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш, с шатрами.

Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче - ной резьбой и яркой раскрас - кой. К середине XVIII дерево прогнило и дворец разобрали.

В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство.

Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях.

В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом.

Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.

Псков,

Поганкины

палаты .

Москва,

боярские

палаты

Дом

Аверкия

Кириллова

Псков,

Поганкины

палаты .

Окно

Теремного

дворца

В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокк о Церковь Покрова в Филях (1690-1695)

В конце XVII в.

возникает новый стиль

нарышкинское

(московское) барокк о

Церковь Покрова в Филях

(1690-1695)

Особенно наглядно «узорочье» нашло отражение при создании Теремного дворца в Кремле. Украшен изразцами, наличниками, золочёной кровлей и приобрели сказочный вид.

Особенно наглядно «узорочье» нашло отражение при создании Теремного дворца в Кремле. Украшен

изразцами, наличниками, золочёной кровлей и приобрели сказочный вид.

Культура XVII века Направление Новшества, автор  Архитектура Шатровый стиль: Церковь Ильи Пророка в Ярославле, Церковь Троицы Живоначальной Воскресенский собор Новоиерусалимского монас Иосифо-Волоколамский монастырь

Культура XVII века

Направление

Новшества,

автор

Архитектура

Шатровый стиль: Церковь Ильи Пророка в Ярославле, Церковь Троицы Живоначальной

Воскресенский собор

Новоиерусалимского монас

Иосифо-Волоколамский монастырь

Культура XVII века Направление Новшества, автор  Архитектура Дворец царя в Коломенском Преображенская церковь в Кижах Нарышкинское (московское) барокк0: Церковь Покрова в Филях, Теремной дворец в Кремле.

Культура XVII века

Направление

Новшества,

автор

Архитектура

Дворец царя в Коломенском

Преображенская церковь в Кижах

Нарышкинское (московское) барокк0: Церковь Покрова в Филях, Теремной дворец в Кремле.

Высшее учебное заведение 1687 г . –в Заиконоспасском монастыре в Москве открыто первое в России высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первые учителя – братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии Социальный состав : представители всех сословий от сыновей конюха и кабального человека до князей древнейших российских родов Национальный состав : русские, украинцы, белорусы, крещенные татары, молдаване, грузины, греки  Таким образом, просвещение выросло вширь и вглубь, но оставалось, в основном духовным, средневековым по типу.

Высшее учебное заведение

1687 г . –в Заиконоспасском монастыре в Москве открыто первое в России высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Первые учителя – братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии

Социальный состав : представители всех сословий от сыновей конюха и кабального человека до князей древнейших российских родов

Национальный состав : русские, украинцы, белорусы, крещенные татары, молдаване, грузины, греки

Таким образом, просвещение выросло вширь и вглубь, но оставалось, в основном духовным, средневековым по типу.

Задание . Прочитать пункт 4. на стр. 226-227 Как изменилось отношение к учебе в XVII в.? Почему потребовались новые учебные пособия? Какие новые учебные заведения были созданы в XVII ?

Задание . Прочитать пункт 4. на стр. 226-227

  • Как изменилось отношение к учебе в XVII в.? Почему потребовались новые учебные пособия?
  • Какие новые учебные заведения были созданы в XVII ?
Подведение итогов. Выполнены ли задачи урока? Познакомиться с особенностями развития культуры в XVI-XVII в.в. Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства. Ответить на главный вопрос урока.

Подведение итогов.

Выполнены ли задачи урока?

  • Познакомиться с особенностями развития культуры в XVI-XVII в.в.
  • Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства.
  • Ответить на главный вопрос урока.
Главный вопрос урока Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству? А

Главный вопрос урока

Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?

А

Домашнее задание Параграф 29, вопросы после пунктов, таблица

Домашнее задание

  • Параграф 29, вопросы после пунктов, таблица


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!