Культура России XVII века.
Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания
г. Братск.
Что изучаем сегодня?
Постановка цели
- Познакомиться с особенностями развития культуры в XVII в.в.
- Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства.
- Ответить на главный вопрос урока.
Главный вопрос урока
Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?
Условия развития культуры XVII века
- Иностранная интервенция.
- Смена династии.
- Крестьянские войны и городские восстания.
- Образование всероссийского рынка, разрушившего изолированность областей.
- Формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства.
Особенность культуры XVII века
Обмирщение русской культуры- освобождение от церковного влияния.
Культура XVII века
Направление
Новшества,
автор
Литература
Едкая сатира на церковные порядки.
«Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить».
В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам».
Культура XVII века
Направление
Новшества,
автор
Литература
Рыцарские романы
Приключенческие повести
«Калязинская челобитная»
«Житие» Аввакума
Какие новые жанры появились в литературе?
- Рыцарские романы
- Приключенческие повести
Симон Ушаков
(1626-1686 гг.)
Мастер Оружейной палаты
Влияние церковного канона сохранилось.
Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.
Спас Нерукотворный. Икона
Иван Салтанов
(1630-1703 гг.)
Мастер Оружейной палаты
Влияние церковного канона сохранилось.
Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.
« Кийский крест с предстоящими»
Иван Салтанов
(1630-1703 гг.)
Мастер Оружейной палаты
Влияние церковного канона сохранилось.
Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.
Царь Алексей Михайлович
Основным видом живописи продолжала оставаться иконопи
Выдающимся мастером был Симон Ушаков , который стал придавать лику Христа человеческие черты.
Спас Нерукотворный. Икона
Наиболее известными творениями Симона Ушакова были «Троица» и «Спас Нерукотворный».
Симон Ушаков.
«Троица»
Князь М.В. Скопин-Шуйский .
Иван IV Грозный
Парсуны - портреты, написанные в иконописной
манере и иконной технике – на доске яичными красками
Культура XVII века
Направление
Новшества,
автор
Изобразительное искусство
Живопись Ивана Салтанова
Парсуны
«Троица», «Спас нерукотворный» Симона Ушакова
В архитектуре 17 века наблюдается отход от строгих церковных правил.
В частности, появляется т.н. шатровый стиль, характерный для купеческих посадов и городов.
Возрождаются традиции древнерусской архитектуры - закомары,
аркатурный пояс,
каменная резьба.
Церковь Ильи Пророка
в Ярославле
До середины XVII в.
в церковном зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил строительство
шатровых храм ов
Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания
Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
Иосифо-Волоколамский монастырь
Деревянная архитектура достигла своего расцвета. В селе Коломенском был построен
Возведена без единого гвоздя 22-главая Преображенская церковь в Кижах.
Зодчество
Наиболее распространен - ным на Руси оставалось деревянное зодчество.
Замечательной светской деревянной постройкой был дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он пре - дставлял собой живописную композицию сгруппированных больших и малых срубов –клетей, связанных перехода - ми; с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш, с шатрами.
Сказочное великолепие дворца усиливалось золоче - ной резьбой и яркой раскрас - кой. К середине XVIII дерево прогнило и дворец разобрали.
В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство.
Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях.
В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом.
Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.
Псков,
Поганкины
палаты .
Москва,
боярские
палаты
Дом
Аверкия
Кириллова
Псков,
Поганкины
палаты .
Окно
Теремного
дворца
В конце XVII в.
возникает новый стиль
нарышкинское
(московское) барокк о
Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)
Особенно наглядно «узорочье» нашло отражение при создании Теремного дворца в Кремле. Украшен
изразцами, наличниками, золочёной кровлей и приобрели сказочный вид.
Культура XVII века
Направление
Новшества,
автор
Архитектура
Шатровый стиль: Церковь Ильи Пророка в Ярославле, Церковь Троицы Живоначальной
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монас
Иосифо-Волоколамский монастырь
Культура XVII века
Направление
Новшества,
автор
Архитектура
Дворец царя в Коломенском
Преображенская церковь в Кижах
Нарышкинское (московское) барокк0: Церковь Покрова в Филях, Теремной дворец в Кремле.
Высшее учебное заведение
1687 г . –в Заиконоспасском монастыре в Москве открыто первое в России высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Первые учителя – братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии
Социальный состав : представители всех сословий от сыновей конюха и кабального человека до князей древнейших российских родов
Национальный состав : русские, украинцы, белорусы, крещенные татары, молдаване, грузины, греки
Таким образом, просвещение выросло вширь и вглубь, но оставалось, в основном духовным, средневековым по типу.
Задание . Прочитать пункт 4. на стр. 226-227
- Как изменилось отношение к учебе в XVII в.? Почему потребовались новые учебные пособия?
- Какие новые учебные заведения были созданы в XVII ?
Подведение итогов.
Выполнены ли задачи урока?
- Познакомиться с особенностями развития культуры в XVI-XVII в.в.
- Узнать о памятниках литературы, архитектуры, о шедеврах живописного искусства.
- Ответить на главный вопрос урока.
Главный вопрос урока
Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?
А
Домашнее задание
- Параграф 29, вопросы после пунктов, таблица