СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Лень как основная трагедия жизни И. И. Обломова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация является дополнением к открытому уроку

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Лень как основная трагедия жизни И. И. Обломова"»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Добрый день всем!  Поработаем?

Добрый день всем!

Поработаем?

Моя « она » Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни

Моя « она »

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь

ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА

«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни

Тема: « Лень как главная трагедия жизни И. И. Обломова » Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие С ебя ругай, а не солнце за то, что сад твой так и не зацвел. (таджикская пословица)

Тема: « Лень как главная трагедия жизни И. И. Обломова »

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие

С ебя ругай, а не солнце за то, что сад твой так и не зацвел. (таджикская пословица) "

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию « лень » апатия, покой, бездействие, тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, лодырничество, вялость, праздность, тупость, равнодушие, духовня смерть ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию « лень »

апатия, покой, бездействие, тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, лодырничество, вялость, праздность, тупость, равнодушие, духовня смерть

ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА

Пословицы о лени Проглотить-то хочется, да прожевать лень. (русская пословица)  Послал Бог работу, да отнял черт охоту. (русская пословица)  И камень лежа мхом обрастает. (русская пословица)  Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица)  Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони. (русская пословица)  У лентяя Федорки всегда отговорки. (русская пословица)  Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону. (русская пословица)  Убить бы день, а ночь и так пройдет. (русская пословица)  Чем даром сидеть, лучше даром трудиться. (грузинская пословица)  Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. (русская пословица) Лень - это мать. У нее сын - воровство, а дочь - голод. (В. Гюго) Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню. (японская пословица) Праздный мозг - мастерская дьявола. (английская пословица) Ленивый сын хуже камня на шее. (нивхская пословица) Лентяй в колодец упал и говорит:

Пословицы о лени

Проглотить-то хочется, да прожевать лень. (русская пословица)

Послал Бог работу, да отнял черт охоту. (русская пословица)

И камень лежа мхом обрастает. (русская пословица)

Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица)

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони. (русская пословица)

У лентяя Федорки всегда отговорки. (русская пословица)

Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону. (русская пословица)

Убить бы день, а ночь и так пройдет. (русская пословица)

Чем даром сидеть, лучше даром трудиться. (грузинская пословица)

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. (русская пословица)

Лень - это мать. У нее сын - воровство, а дочь - голод. (В. Гюго)

Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню. (японская пословица)

Праздный мозг - мастерская дьявола. (английская пословица)

Ленивый сын хуже камня на шее. (нивхская пословица)

Лентяй в колодец упал и говорит: "Вот где покой!" (хинди)

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА Илья Ильич Обломов живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА

Илья Ильич Обломов живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места.

КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ФАМИЛИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ?  1 ). Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)  2). в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )  3). Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.  Но грустно думать, что напрасно Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…  А.С.Пушкин

КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ФАМИЛИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ?

1 ). Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

2). в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )

3). Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Но грустно думать, что напрасно

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

А.С.Пушкин

Илья - Древнееврейское « божья помощь » Илья – пророк, взятый живым на небо. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию. Илья Ильич « Илья в квадрате »- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

Илья - Древнееврейское « божья помощь »

Илья – пророк, взятый живым на небо. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич « Илья в квадрате »- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

МИЛЫЕ СЕРДЦУ ОБЛОМОВА ВЕЩИ ХАЛАТ ? ДИВАН ? ТУФЛИ ? «…мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…” «Лежание … было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, — он всё лежал…» «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…» Атрибуты сна, символ лени, внутренней свободы вопреки несвободе окружающей действительности

МИЛЫЕ СЕРДЦУ ОБЛОМОВА ВЕЩИ

ХАЛАТ

?

ДИВАН

?

ТУФЛИ

?

«…мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…”

«Лежание … было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, — он всё лежал…»

«Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…»

Атрибуты сна, символ лени,

внутренней свободы

вопреки несвободе окружающей действительности

ПАМЯТНИК РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА И ДИВАНУ ОБЛОМОВА В УЛЬЯНОВСКЕ «Л ень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в « придаток халата и дивана », то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической.

ПАМЯТНИК РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА

И ДИВАНУ ОБЛОМОВА В УЛЬЯНОВСКЕ

«Л ень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в « придаток халата и дивана », то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической.

«СОН ОБЛОМОВА» Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.

«СОН ОБЛОМОВА»

Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть.

Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.

МЕЧТА ОБЛОМОВА Обломовцы очень просто понимали жизнь «как идеал   покоя   и  бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами  и , между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». (Н.А.Добролюбов)  Став взрослым, Обломов продолжает считать тихое неподвижное существование идеалом семейной жизни. Он мечтает о том, как он будет жить с супругой в деревне: утром сытно завтракать, днём гулять по тенистым аллеям, вести приятную беседу с друзьями, вечером есть десерт в берёзовой роще или в поле.

МЕЧТА ОБЛОМОВА

Обломовцы очень просто понимали жизнь «как идеал   покоя   и  бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами  и , между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». (Н.А.Добролюбов)

Став взрослым, Обломов продолжает считать тихое неподвижное существование идеалом семейной жизни. Он мечтает о том, как он будет жить с супругой в деревне: утром сытно завтракать, днём гулять по тенистым аллеям, вести приятную беседу с друзьями, вечером есть десерт в берёзовой роще или в поле.

Положительные качества Обломова Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить,  честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие

Положительные качества Обломова

Доброта,

мечтательность,

мягкость,

гостеприимство,

способность любить,

честность,

терпимость,

благородство,

простодушие,

спокойствие

Отрицательные качества Обломова Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, отрицание труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить,  непрактичность, Безразличие,  нежелание развиваться

Отрицательные качества Обломова

Лень,

отсутствие силы воли,

вялость,

равнодушие,

отрицание труда,

нерешительность,

неаккуратность,

неумение жить,

непрактичность,

Безразличие,

нежелание развиваться

А. А. ФЕТ Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась — кто скажет мне куда? С какой заране избранною целью? Но все мечты, всё буйство первых дней  С их радостью — всё тише, всё ясней  К последнему подходят новоселью. Так, заверша беспутный свой побег, С нагих полей летит колючий снег, Гонимый ранней, буйною метелью, И, на лесной остановясь глуши, Сбирается в серебряной тиши  Глубокой и холодною постелью.

А. А. ФЕТ

Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась — кто скажет мне куда?

С какой заране избранною целью?

Но все мечты, всё буйство первых дней

С их радостью — всё тише, всё ясней

К последнему подходят новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,

С нагих полей летит колючий снег,

Гонимый ранней, буйною метелью,

И, на лесной остановясь глуши,

Сбирается в серебряной тиши

Глубокой и холодною постелью.

СИНКВЕЙН Лень властная, опасная сковывает, порабощает, разрушает

СИНКВЕЙН

Лень

властная, опасная

сковывает, порабощает, разрушает

" Не делая хорошо, учишься делать плохо"

вредная привычка

Действие

активное, созидающее

создает, сторит, радует

" Труд сделал из обезьяны человека"

эволюция)

Домашнее задание 1. Для всех: напишите сочинение-рассуждение на тему

Домашнее задание

1. Для всех: напишите сочинение-рассуждение на тему "Лень", взяв в качестве примера из литературы И.И. Обломова. ( от 75 слов)

2. Продолжите ряд мотивационных картинок и составьте свой "дневник успеха".

БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007. Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009. Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011. http://www.childrenpedia.org/11/8.files/image082.jpghttp://www.stihi.ru/pics/2011/04/26/6452.jpg  https://educontest.net/ru http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_laziness.html http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//48/567/48567108_YA . http://images-3.moifoto.ru/big/1/89/1637960sug.jpg?1335531543  https://perova.jimdofree.com https://rustih.ru/afanasij-fet-zhizn-proneslas-bez-yavnogo-sleda/ http://static.newsland.ru/news_images/423/big_423872.jpg http://tvojadysha.ru/?p=5832 https://yandex.ru/search http://chehov-anton.ru/moja-ona.html https://yandex.ru/images/search

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
  • Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.
  • Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.

http://www.childrenpedia.org/11/8.files/image082.jpghttp://www.stihi.ru/pics/2011/04/26/6452.jpg

https://educontest.net/ru

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_laziness.html

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//48/567/48567108_YA .

http://images-3.moifoto.ru/big/1/89/1637960sug.jpg?1335531543

https://perova.jimdofree.com

https://rustih.ru/afanasij-fet-zhizn-proneslas-bez-yavnogo-sleda/

http://static.newsland.ru/news_images/423/big_423872.jpg

http://tvojadysha.ru/?p=5832

https://yandex.ru/search http://chehov-anton.ru/moja-ona.html

https://yandex.ru/images/search


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!