СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Имя числительное" из уроков рубрики "Поле чудес" на завершающем этапе изучения данной темы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя числительное"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска Лингвистическая игра «Поле чудес» на тему «Морфология. Имя числительное. 6 класс». Учитель Лютикас Н.П.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска

Лингвистическая игра

«Поле чудес»

на тему «Морфология.

Имя числительное. 6 класс».

Учитель Лютикас Н.П.

 Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи…   З.А. Потиха.

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи…

З.А. Потиха.

Цели: повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное», прививать интерес к предмету благодаря занимательности материала и игровой форме проведения урока;  продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки имени числительного и его роль в тексте;  воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку, родной природе и русскому искусству (в частности, к творчеству Василия Григорьевича Перова). Оборудование: презентация «Имя числительное. 6 кл.», мультимедийные средства.

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное», прививать интерес к предмету благодаря занимательности материала и игровой форме проведения урока;
  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки имени числительного и его роль в тексте;
  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку, родной природе и русскому искусству (в частности, к творчеству Василия Григорьевича Перова).
  • Оборудование: презентация «Имя числительное. 6 кл.», мультимедийные средства.
 Василий Григорьевич Перов – один из наиболее прославленных русских художников второй половины XIX века. Он родился в 1833 году в Тобольске; мальчик приходился незаконнорожденным сыном барону Г. Криденеру, тобольскому прокурору. Фамилию «Перов» мальчику дал его учитель грамоты. Вначале Василий обучался в Художественной школе города Арзамас, а после ее окончания он поступил в Московское училище живописи, зодчества и ваяния.

Василий Григорьевич Перов – один из наиболее прославленных русских художников второй половины XIX века. Он родился в 1833 году в Тобольске; мальчик приходился незаконнорожденным сыном барону Г. Криденеру, тобольскому прокурору. Фамилию «Перов» мальчику дал его учитель грамоты. Вначале Василий обучался в Художественной школе города Арзамас, а после ее окончания он поступил в Московское училище живописи, зодчества и ваяния.

В возрасте 23 лет Перов представил в императорской Академии художеств этюд головы мальчика. За эту работу Василий был удостоен малой серебряной медали. Это была лишь первая из целой плеяды наград; в 1861 году Перов наконец-таки получил высшую награду за свою работу «Проповедь в селе». Эта победа позволила художнику отправиться за границу, и он путешествовал по Европе на протяжении нескольких лет. Там он много писал с натуры; именно в этот период он создал такие свои произведения, как «Нищие на бульваре», «Шарманщик», «Продавец статуэток», «Музыканты и зеваки». Однако Перов счел, что сценки из жизни на родной земле ему гораздо лучше удается переносить на холст, и поэтому он досрочно вернулся на родину, заручившись разрешением Академии. Лучшие свои картины – «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза» и множество других он создал именно на родной земле. Охотники на привале

В возрасте 23 лет Перов представил в императорской Академии художеств этюд головы мальчика. За эту работу Василий был удостоен малой серебряной медали. Это была лишь первая из целой плеяды наград; в 1861 году Перов наконец-таки получил высшую награду за свою работу «Проповедь в селе». Эта победа позволила художнику отправиться за границу, и он путешествовал по Европе на протяжении нескольких лет. Там он много писал с натуры; именно в этот период он создал такие свои произведения, как «Нищие на бульваре», «Шарманщик», «Продавец статуэток», «Музыканты и зеваки». Однако Перов счел, что сценки из жизни на родной земле ему гораздо лучше удается переносить на холст, и поэтому он досрочно вернулся на родину, заручившись разрешением Академии. Лучшие свои картины – «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза» и множество других он создал именно на родной земле.

Охотники на привале

Первый тур игры 1.Первое задание. Игра «Кто больше?» За 3 минуты вспомните и запишите пословицы, в состав которых входят числительные. Сцена на могиле. 1859

Первый тур игры

1.Первое задание. Игра «Кто больше?»

За 3 минуты вспомните и запишите пословицы, в состав которых входят числительные.

Сцена на могиле. 1859

2. Второе задание. Вопросы - шутки. (Записать вопросы, в скобках ответы. Подчеркнуть числительные, указать их разряд).   - К комнате четыре угла, в каждом углу по кошке, а против каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек? -Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? -В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? -Сколько раз надо взять букву А, чтобы получить птицу? -Четверо мальчиков играли в футбол четыре часа. Сколько часов играл каждый мальчик? Старики – родители  на могиле сына. 1874

2. Второе задание. Вопросы - шутки. (Записать вопросы, в скобках ответы. Подчеркнуть числительные, указать их разряд).

- К комнате четыре угла, в каждом углу по кошке, а против каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек?

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

-В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

-Сколько раз надо взять букву А, чтобы получить птицу?

-Четверо мальчиков играли в футбол четыре часа. Сколько часов играл каждый мальчик?

Старики – родители

на могиле сына. 1874

3.Третье задание. Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878 Ярославль

3.Третье задание.

Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878 Ярославль

Дополнительное задание Игра «Четвертый лишний» -Числительное, союз, глагол, местоимение. -Тридцать, пять, трое, двести. -Двадцать один, семнадцать, пятьсот, восемьдесят Отпетый. 1873

Дополнительное задание

Игра «Четвертый лишний»

-Числительное, союз, глагол, местоимение.

-Тридцать, пять, трое, двести.

-Двадцать один, семнадцать, пятьсот, восемьдесят

Отпетый. 1873

Задание для первого тура игры. Как называются посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделий, сосудах и т.д.? (Термин)

Задание для первого тура игры.

Как называются посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделий, сосудах и т.д.? (Термин)

Второй тур игры 1.Первое задание. Записать предложение (с числительными прописью), подчеркнуть числительные с Ь в середине и на конце, объяснить правописание этих числительных. К семидесятым годам 18 века в Смоленске насчитывалось 11 тысяч 578 жителей, а именно: 953 купца, 4147 мещан, 1083 дворянина, 1404 крестьянина, более 3300 военнослужащих. Суд Пугачева. 1875

Второй тур игры

1.Первое задание. Записать предложение (с числительными прописью), подчеркнуть числительные с Ь в середине и на конце, объяснить правописание этих числительных.

К семидесятым годам 18 века в Смоленске насчитывалось 11 тысяч 578 жителей, а именно: 953 купца, 4147 мещан, 1083 дворянина, 1404 крестьянина, более 3300 военнослужащих.

Суд Пугачева. 1875

2.Второе задание. Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: «Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики». Кто эти спортсмены - мужчины или женщины Последний кабак у заставы. 1868

2.Второе задание.

Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: «Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики». Кто эти спортсмены - мужчины или женщины

Последний кабак у заставы. 1868

3.Третье задание. Рассмотрите картину Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866», составьте 5 распространенных предложений, используйте в них числительные, укажите разряд числительных и их падеж.

3.Третье задание. Рассмотрите картину Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866», составьте 5 распространенных предложений, используйте в них числительные, укажите разряд числительных и их падеж.

Дополнительное задание. Первые христиане в Киеве. 1880

Дополнительное задание.

Первые христиане в Киеве. 1880

Задание для второго тура игры.  Как называется мельчайшая часть диалекта, однородная по своим языковым чертам, которая является средством общения жителей очень ограниченной территории или даже одного населенного пункта?

Задание для второго тура игры. Как называется мельчайшая часть диалекта, однородная по своим языковым чертам, которая является средством общения жителей очень ограниченной территории или даже одного населенного пункта?

Третий тур игры 1.Первое задание. Прочтите предложения. Найдите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. В нашем микрорайоне Ситники действуют трое средних школ, одна художественная и двое музыкальных. Соревнования по пионерболу проходили в обеих спортзалах нашей школы. В городе Смоленске работают семеро кинотеатров. В ноябре месяце день рождения празднуют трое мальчиков и двое девочек нашего класса.  Сельский крестный ход на Пасхе. 1861

Третий тур игры

1.Первое задание. Прочтите предложения. Найдите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

В нашем микрорайоне Ситники действуют трое средних школ, одна художественная и двое музыкальных. Соревнования по пионерболу проходили в обеих спортзалах нашей школы. В городе Смоленске работают семеро кинотеатров. В ноябре месяце день рождения празднуют трое мальчиков и двое девочек нашего класса.

Сельский крестный ход на Пасхе. 1861

 2.Второе задание.  Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологизм. Напишите небольшое сочинение юмористического содержания на школьную тематику, использовав этот фразеологический оборот. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.

2.Второе задание. Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологизм. Напишите небольшое сочинение юмористического содержания на школьную тематику, использовав этот фразеологический оборот. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.

3.Третье задание. А сейчас проведем конкурс на замещение вакантной должности диктора телевидения. Учащимся будет предложен текст из истории Смоленска, в котором все числительные записаны цифрами. Ваша задача - соблюдение грамматических и орфографических норм. Роль жюри при этом играет класс ( внимательно следите, правильно ли употреблены числительные). Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862

3.Третье задание.

А сейчас проведем конкурс на замещение вакантной должности диктора телевидения. Учащимся будет предложен текст из истории Смоленска, в котором все числительные записаны цифрами.

Ваша задача - соблюдение грамматических и орфографических норм. Роль жюри при этом играет класс ( внимательно следите, правильно ли употреблены числительные).

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862

Текст №1.  В пределах крепостной стены, помимо казенных зданий, в которых размещалось губернское правление, казенная палата, палата суда и расправы, дворянское собрание и другие административные учреждения, находились и частновладельческие строения. Документы 70-х годов 18 века упоминают о 784 домах, 55 лавках, 5 питейных домах, 2 харчевнях, 5 богадельнях, семинарии, светской и солдатской школах. Большинство зданий было деревянными. Семинария имела «изрядную библиотеку». В предместье, включавшем в себя 8 слобод, находилось 11 каменных и 1675 деревянных домов, 22 кузницы, 5 бань и другие частновладельческие строения.

Текст №1.

В пределах крепостной стены, помимо казенных зданий, в которых размещалось губернское правление, казенная палата, палата суда и расправы, дворянское собрание и другие административные учреждения, находились и частновладельческие строения. Документы 70-х годов 18 века упоминают о 784 домах, 55 лавках, 5 питейных домах, 2 харчевнях, 5 богадельнях, семинарии, светской и солдатской школах. Большинство зданий было деревянными. Семинария имела «изрядную библиотеку». В предместье, включавшем в себя 8 слобод, находилось 11 каменных и 1675 деревянных домов, 22 кузницы, 5 бань и другие частновладельческие строения.

Текст № 2  Во время Отечественной войны 1812 года под Смоленском произошли события, имевшие большое оперативное и стратегические значение. 22 июля 1812 года под Смоленском соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. 4-5 августа здесь произошло сражение. 4 ноября 1812 года город был освобожден. В Смоленске находится ряд памятников защитникам города в 1812 году. 5 бюстов (Барклая де Толли, Багратиона, Дохтурова, Неверовского, Раевского) установлено в 1987 году, в 175 годовщину боев за Смоленск. Город был разрушен: сожжено не менее 80% жилых и других зданий, из 345 лавок уничтожено 317. Население сократилось почти вполовину. Общий убыток составлял около 7 миллионов рублей.

Текст № 2

Во время Отечественной войны 1812 года под Смоленском произошли события, имевшие большое оперативное и стратегические значение. 22 июля 1812 года под Смоленском соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. 4-5 августа здесь произошло сражение. 4 ноября 1812 года город был освобожден. В Смоленске находится ряд памятников защитникам города в 1812 году. 5 бюстов (Барклая де Толли, Багратиона, Дохтурова, Неверовского, Раевского) установлено в 1987 году, в 175 годовщину боев за Смоленск. Город был разрушен: сожжено не менее 80% жилых и других зданий, из 345 лавок уничтожено 317. Население сократилось почти вполовину. Общий убыток составлял около 7 миллионов рублей.

Текст № 3.  К концу 60 годов 19 века в городе было уже более 2130 жилых зданий, а в1910 году около 2700, из которых кирпичных 283. Город в ночное время освещался 467 электрическими и 750 керосиновыми фонарями. В 8 средних учебных заведениях (4 мужских и 4 женских) обучалось около 2880 человек. В начальных школах число учащихся составляло более 2900 человек. Промышленность развивалась медленно. Численность рабочих на железной дороге, в различных мастерских, в типографиях, на кирпичных заводах и на других предприятиях составляла около1,5 тысяч человек. Смоленск оставался чиновничье - мещанским городом.

Текст № 3.

К концу 60 годов 19 века в городе было уже более 2130 жилых зданий, а в1910 году около 2700, из которых кирпичных 283. Город в ночное время освещался 467 электрическими и 750 керосиновыми фонарями. В 8 средних учебных заведениях (4 мужских и 4 женских) обучалось около 2880 человек. В начальных школах число учащихся составляло более 2900 человек. Промышленность развивалась медленно. Численность рабочих на железной дороге, в различных мастерских, в типографиях, на кирпичных заводах и на других предприятиях составляла около1,5 тысяч человек. Смоленск оставался чиновничье - мещанским городом.

Дополнительное задание. Записать числительные 300,60,500,200,80,900 в предложном падеже; 187,564,348,993 в творительном падеже. Спор о вере. 1881. Холст, масло.

Дополнительное задание.

Записать числительные

  • 300,60,500,200,80,900 в предложном падеже;
  • 187,564,348,993 в творительном падеже.

Спор о вере. 1881. Холст, масло.

Задание для третьего тура игры. Как называлась одна из двух древнейших славянских азбук, которая широко употреблялась в 9 веке в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века, изредка употреблялась и в Древней Руси?

Задание для третьего тура игры.

Как называлась одна из двух древнейших славянских азбук, которая широко употреблялась в 9 веке в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века, изредка употреблялась и в Древней Руси?

Трапеза Василий Григорьевич Перов: Проводы покойника

Трапеза

Василий Григорьевич Перов: Проводы покойника

Игра со зрителями. Как называется синтаксическая конструкция, образуемая на основе соединения двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи  согласования, управления или примыкания?

Игра со зрителями.

Как называется синтаксическая конструкция, образуемая на основе соединения двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления или примыкания?

  Василий Григорьевич Перов: Сватовство чиновника к дочери портного. 1862   Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866

Василий Григорьевич Перов: Сватовство чиновника к дочери портного. 1862

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866

Задание для заключительного тура игры.  Как называется движение произносительных органов во время  речи?

Задание для заключительного тура игры. Как называется движение произносительных органов во время речи?

Продолжите одно из предложений:   Сегодняшний урок мне очень понравился, (не понравился), потому что… Я хочу, чтобы подобные уроки… Сегодня на уроке я узнал, что… Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это… На сегодняшнем уроке я понял, что… Сегодняшний урок мне дал…

Продолжите одно из предложений:

Сегодняшний урок мне очень понравился, (не понравился), потому что…

Я хочу, чтобы подобные уроки…

Сегодня на уроке я узнал, что…

Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…

На сегодняшнем уроке я понял, что…

Сегодняшний урок мне дал…

Домашнее задание Анализ предложений.(Синтаксический разбор предложений и морфологический разбор числительных). Первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском летописном своде относится к 863 году. Почти одну четвертую территории Смоленской области занимают еловые, сосновые и широколиственные леса.

Домашнее задание

Анализ предложений.(Синтаксический разбор предложений и морфологический разбор числительных).

Первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском летописном своде относится к 863 году.

Почти одну четвертую территории Смоленской области занимают еловые, сосновые и широколиственные леса.

Источники Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., Просвещение,1967. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.-М., Просвещение,1995. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.-М., Просвещение,1991г. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.- М., Знание, 1976г. Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.-М.,Просвещение,1976. Розенталь Д., Голуб И., Кахтев Н. Русский язык для школьников 5-9 классов: путешествие в страну слов.-М., Дрофа, 1995г. Смоленск. Краткая энциклопедия.-Смоленск, Траст- Имаком,1994. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку.-М., Просвещение, 1989г. Василий Перов: жизнь и творчество художника allpainters.ru› Василий Перов. Художник-передвижник. Биография... tanais.info›art/perovbg.html Перов Василий Григорьевич — Мегаэнциклопедия... megabook.ru›article/Перов Василий Григорьевич

Источники

  • Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., Просвещение,1967.
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.-М., Просвещение,1995.
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.-М., Просвещение,1991г.
  • Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.- М., Знание, 1976г.
  • Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.-М.,Просвещение,1976.
  • Розенталь Д., Голуб И., Кахтев Н. Русский язык для школьников 5-9 классов: путешествие в страну слов.-М., Дрофа, 1995г.
  • Смоленск. Краткая энциклопедия.-Смоленск, Траст- Имаком,1994.
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку.-М., Просвещение, 1989г.
  • Василий Перов: жизнь и творчество художника allpainters.ru›
  • Василий Перов. Художник-передвижник. Биография...

tanais.info›art/perovbg.html

Перов Василий Григорьевич — Мегаэнциклопедия...

megabook.ru›article/Перов Василий Григорьевич


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!