СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературного чтения "Басни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение басен И.Крылов "Стрекоза и муравей", И. Хемницер "Стрекоза", Л. Толстой "Стрекоза и муравьи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения "Басни"»

Русские баснописцы

Русские баснописцы

   Кому-то сказки надоели,   А кто-то сказками пленен.  И самый лучший наш урок  Начнем с знакомых нам имен.

Кому-то сказки надоели,  А кто-то сказками пленен. И самый лучший наш урок Начнем с знакомых нам имен.

Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость, иносказание (аллегория), ирония? БАСНЯ Попробуйте дать определение: что такое басня?

Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость, иносказание (аллегория), ирония?

БАСНЯ

Попробуйте дать определение: что такое басня?

Басня    это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет . В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Басня

  это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни.

В басне всегда есть поучение

или мораль, совет .

В морали осуждаются глупые

или плохие поступки.

Из каких произведений иллюстрации?

Из каких произведений иллюстрации?

Из каких басен иллюстрации? «Лебедь, рак и щука» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица» «Лисица и виноград»

Из каких басен иллюстрации?

«Лебедь, рак и щука»

«Волк и ягненок»

«Ворона и лисица»

«Лисица и виноград»

– Мы прочтем три басни со сходным сюжетом. Каждый автор по-своему показывает этих животных. Проблемный вопрос: Какие качества осуждает автор?

– Мы прочтем три басни со сходным сюжетом. Каждый автор по-своему показывает этих животных.

Проблемный вопрос: Какие качества осуждает автор?

«Люблю, где случай есть пороки пощипать»  И.А. Крылов

«Люблю,

где случай есть

пороки пощипать»

И.А. Крылов

И.А. Крылов  – великий русский писатель  Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

И.А. Крылов – великий русский писатель

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником.

В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».

С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

 Хемницер Иван Иванович Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их.

Хемницер Иван Иванович

Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их.

Русский поэт и переводчик, русский баснописец, член Российской академии. Родился в семье врача - выходца из саксонского города Хемница, приехавшего в Россию при Петре I.  Служил в армии, участвовал в Семилетней войне. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни поэт сочинял в стихотворной форме. Иван  Иванович Хемницер  16 января 1745 г. – 30 марта 1784 г.
  • Русский поэт и переводчик, русский баснописец, член Российской академии.
  • Родился в семье врача - выходца из саксонского города Хемница, приехавшего в Россию при Петре I.
  • Служил в армии, участвовал в Семилетней войне.
  • Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
  • И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их.
  • Свои басни поэт сочинял в стихотворной форме.

Иван Иванович Хемницер 16 января 1745 г. – 30 марта 1784 г.

 Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель.   Имение Ясная Поляна (недалеко от г. Тула)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель.

Имение Ясная Поляна (недалеко от г. Тула)

Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни . Его басни написаны в прозе.   В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль.  Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни . Его басни написаны в прозе.

В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль.

Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Басня Ивана Андреевича Крылова  «Стрекоза и муравей»

Басня

Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей»

Муравей Жизнь муравьев очень сложна и богата различными интересными фактами. Основным органом чувств у муравьев является не зрение, а обоняние и осязание, функции которых выполняют усики. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.

Муравей

Жизнь муравьев очень сложна и богата различными

интересными фактами. Основным органом чувств у

муравьев является не зрение, а обоняние и осязание,

функции которых

выполняют усики.

Необходимо помнить,

что муравейники

всегда нуждаются

в охране.

Стрекоза Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.

Стрекоза

Стрекоза- хищник,

она питается другими насекомыми, например, личинками комаров.

Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.

Речевая разминка Без работы хоть убей, Жить не может ……….       Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают …… .………..

Речевая разминка

Без работы хоть убей,

Жить не может ……….

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают

…… .………..

Словарная работа -  удручена   –azoblangan -  вешних  –bahorgi -  оглянуться не успела  – ko’z yumib ochguncha - помертвело чисто поле  – Урожай собран.  Цветы и травы увяли. -  как под каждым ей листком был готов и стол и дом  – везде могла найти себе приют. -  и кому же в ум пойдёт  – никто не подумает

Словарная работа

удручена   –azoblangan

вешних  –bahorgi

оглянуться не успела  – ko’z yumib ochguncha

- помертвело чисто поле  – Урожай собран.

Цветы и травы увяли.

как под каждым ей листком был готов и стол и дом  – везде могла найти себе приют.

и кому же в ум пойдёт  – никто не подумает

Главный вопрос урока: Какая мораль у басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Главный вопрос урока:

Какая мораль у басни И.А.Крылова

«Стрекоза и Муравей»?

Басня «Стрекоза и муравей»  Попрыгунья Стрекоза   Лето красное пропела,   Оглянуться не успела,   Как зима катит в глаза.   Помертвело чисто поле,   Нет уж дней тех светлых боле,   Как под каждым ей листком   Был готов и стол и дом. 

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза  Лето красное пропела,  Оглянуться не успела,  Как зима катит в глаза.  Помертвело чисто поле,  Нет уж дней тех светлых боле,  Как под каждым ей листком  Был готов и стол и дом. 

 Все прошло: с зимой холодной   Нужда, голод настает,   Стрекоза уж не поет,   И кому же в ум пойдет   На желудок петь голодный!   Злой тоской удручена,   К Муравью ползет она:  Не оставь меня, кум милый!  Дай ты мне собраться с силой  И до вешних только дней  Прокорми и обогрей! 

Все прошло: с зимой холодной  Нужда, голод настает,  Стрекоза уж не поет,  И кому же в ум пойдет  На желудок петь голодный!  Злой тоской удручена,  К Муравью ползет она: 

Не оставь меня, кум милый! 

Дай ты мне собраться с силой 

И до вешних только дней 

Прокорми и обогрей! 

 Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.   До того ль, голубчик, было?   В мягких муравах у нас -   Песни, резвость всякий час,   Так, что голову вскружило.   А, так ты...   Я без души лето целое все пела.   Ты все пела? Это дело:  Так поди же, попляши! 

Кумушка, мне странно это

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.  До того ль, голубчик, было?  В мягких муравах у нас -  Песни, резвость всякий час,  Так, что голову вскружило.  

А, так ты...  Я без души лето целое все пела.  

Ты все пела? Это дело: 

Так поди же, попляши! 

 И. И. Хемницера «Стрекоза»   Все лето стрекоза в то только и жила, что пела; Так хлеба ничего в запасе не имела. И просит муравья: «Помилуй, муравей, Не дай пропасть мне в крайности моей: Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть- не знаю.  Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить, Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить? А лето как придет, я, право, обещаю Тебе и вдвое заплатить».  Да как же целое ты лето ничем не занималась?  - Ей Муравей на это. «Так виновата в том, да уж, не взыщи. Я запастися все хотела да лето целое пропела». - Пропела! Хорошо, поди, ж теперь свищи.  Но это только в поученье. Ей Муравей сказал, А сам на прокормленье Из жалости ей хлеба дал.

И. И. Хемницера «Стрекоза»

 

Все лето стрекоза в то только и жила, что пела;

Так хлеба ничего в запасе не имела.

И просит муравья: «Помилуй, муравей,

Не дай пропасть мне в крайности моей:

Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть- не знаю.

Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,

Чтоб уж хоть как-нибудь до лета мне дожить?

А лето как придет, я, право, обещаю

Тебе и вдвое заплатить».

  • Да как же целое ты лето ничем не занималась?

- Ей Муравей на это.

«Так виновата в том, да уж, не взыщи.

Я запастися все хотела да лето целое пропела».

- Пропела! Хорошо, поди, ж теперь свищи.

Но это только в поученье.

Ей Муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

  Басня Л. Н. Толстого « Стрекоза и муравьи » Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.  Муравьи сказали: — Что ж ты летом не собрала корму?  Она сказала: — Недосуг было: песни пела.  Они засмеялись и говорят: — Если летом играла,  зимой пляши .

Басня Л. Н. Толстого « Стрекоза и муравьи »

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили.

Голодная стрекоза попросила у них корму.

Муравьи сказали:

Что ж ты летом не собрала корму?

Она сказала:

Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

Если летом играла,

зимой пляши .

Сравним произведения :

Сравним произведения :

Вопросы: - Кто из героев басни вам понравился и почему? - Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.  - Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?  - К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?  - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.  - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?  - Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?  - На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?

Вопросы:

- Кто из героев басни вам понравился и почему?

- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте. - Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы? - К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? - Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? - На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?

ветреная беззаботная Опиши Стрекозу и Муравья  Труженик Заботливый веселая Умный Красавица

ветреная

беззаботная

Опиши Стрекозу и Муравья

Труженик

Заботливый

веселая

Умный

Красавица

Опиши Стрекозу и Муравья  Красавица Труженик беззаботная Заботливый ветреная Умный веселая

Опиши Стрекозу и Муравья

Красавица

Труженик

беззаботная

Заботливый

ветреная

Умный

веселая

Главный вопрос урока: Какая мораль у басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Главный вопрос урока:

Какая мораль у басни И.А.Крылова

«Стрекоза и Муравей»?

Мораль басни: «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

Мораль басни:

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

Задание : составь пословицы из данных слов.  Поспешишь -?- коли делать нечего.; Кто веселится летом -?- рыбку из пруда; Без труда не выловишь -?- и людей насмешишь  Скучен день до вечера, -?- тот плачет зимой;

Задание : составь пословицы из данных слов.

Поспешишь -?- коли делать нечего.;

Кто веселится летом -?- рыбку из пруда;

Без труда не выловишь -?- и людей насмешишь

Скучен день до вечера, -?- тот плачет зимой;

Задание: составь пословицы из данных слов.  Поспешишь  и людей насмешишь.  Кто веселится летом тот плачет зимой.  Без труда не выловишь рыбку из пруда.  Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Задание: составь пословицы из данных слов.

Поспешишь и людей насмешишь.

Кто веселится летом тот плачет зимой.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Домашнее задание Нарисуйте иллюстрацию к басне. Выучить наизусть.

Домашнее задание

  • Нарисуйте иллюстрацию к басне.
  • Выучить наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!