«Перспективная начальная школа» 1 класс
Урок 3
ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.
«СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА»
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи
Мухина М.В.
– Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие по огородам Бабы-яги. Но попасть мы туда сможем, только дружно прочитав заклинание:
Шлеп-шлеп-шлеп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Стук-стук-стук,
Топ-топ-топ.
Не хотим мы здесь сидеть,
Хотим в огороды полететь.
Огороды
Бабы Яги
Волшебный
лес
ЭХО
Покажи
пропуск!
– Ребята, посмотрите, какой интересный знак!
Отчего бы это вдруг
Репейники дружно встали
в круг?
Что такое, в самом деле,
Словно бы на карусели?
Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давным-давно мы вас ждем-поджидаем,
Сказку не начинаем!
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
Принесли мы забавушек на всякий вкус!
Будем говорить вам сказки докучные,
Но совсем не скучные.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
- «Докучная, докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же» (Даль В. И. «Толковый словарь»).
- В толковом словаре Д. Ушакова сказано: «Докучные – наводящие скуку, уныние, надоедливые».
- Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная» – значит бесконечная. И «докучать» – значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон: «Еще, еще...».
Чтение сказки
Чтение сказки в парах
– Можно ли назвать «Сказку про белого бычка» бесконечной? Кто может ее продолжить?
– Какие докучные сказки знаете вы?
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост:
– Пусть ворона сохнет.
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост:
– Пусть ворона мокнет.
«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли?..»
– Кто докажет, что это докучная сказка?
– Какие две части есть в каждой докучной сказке? Зачем рассказывается первая часть? А зачем вторая?
– Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки. Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.
– Прочитайте вторые части сказок.
Буквы вычеркни скорей
Те, которые два раза
Встретишь на строке моей,
И тогда прочесть ты сможешь
И в ответе сообщить,
В чем секрет докучных сказок,
Знак на грядке объяснить.
А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь
круг карусель
– Что это значит, вам поможет понять ученый Кот. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.
«В некотором царстве, в тридевятом государстве жила была Варвара... Не начать ли сказку сначала?»
Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели.
Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно.
– Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи?
Работа в тетради
Смотрите, сорока. Она несет телеграмму: «Срочно вызываю. Нужны помощники, чтобы усыпить сказками Кощея Бессмертного. Баба-яга».
Давайте прочитаем заклинание:
Шлеп-шлеп-шлеп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Стук-стук-стук,
Топ-топ-топ.
Не хотим мы здесь сидеть,
Хотим в класс мы полететь.
– Вот мы и в классе. Кого заинтересовали докучные сказки? Кто захотел попросить родителей рассказать докучную сказку? Кто хочет придумать свою сказку? Что означает условный знак «Репейники»? Какую хитрость таят в себе докучные сказки?
Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
фон
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
перо, чернильница, тетрадь
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL
http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png
перья
http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png
свиток
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
рамка
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/