«Перспективная начальная школа» 1 класс
Урок 2
ЗНАКОМСТВО С ХРЕСТОМАТИЕЙ
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи
Мухина М.В.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает, тот много знает.
С книгой жить – век не тужить.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Испокон века книга растит человека.
Недочитанная книга - что непройденный путь.
Листают мартышки
Красивые книжки...
Но видят в них
Только картинки
Мартышки.
И если ты, друг,
Не похож на мартышку,
Читай, а не только
Просматривай книжку!
Г. Новицкая
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах...
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
К чтению с почтением
Надо относиться.
Поскорей за книжки,
Милые ребятки,
Много нужно прочитать,
Чтобы человеком стать!
Это ваша новая учебная книга. Прошу любить и жаловать. Рассмотрите обложку, полистайте, посмотрите на иллюстрации.
– Кто автор новой книги? Прочитайте.
Чуракова Наталия Александровна составила «Хрестоматию» из интересных рассказов, сказок, веселых стихов, загадок, считалок. На страницах «Хрестоматии» мы встретим наших друзей – Машу и Мишу. Они ждут нас, чтобы отправиться на поиски сокровищ, которые спрятаны в этой книге. Добыть их – наша главная задача.
Главная
лесная библиотека
Лесная
школа
Музей
Бабы-Яги
Конюшни
– Рассмотрите форзац. Что написано на указателе?
– Как вы думаете, какую тропинку выбрали дети? Давайте это узнаем, прочитав текст (с. 3).
Добрый день! А вот и я!
Все вы знаете меня –
Красавица Мальвина,
Так зовут меня друзья.
Снаружи смотреть – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище . Сегодня мы скажем, что это слово означает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.
Ребята, вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:
По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.
В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.
Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания.
Работать с книгами нужно чистыми руками. И никакой еды в зал не приносить.
Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.
Знакомьтесь, это Главный Библиотекарь – Михаил Потапович.
Хотите узнать, почему он выбрал такую профессию?
ЛУЧШИЙ ДРУГ
Не сосчитать моих друзей!
Но есть любимый друг, –
Зимой и летом
Много дней
Я с ним делил досуг.
Мой верный друг бывал везде,
Объездил целый свет;
Он помогает мне в беде,
Всегда дает совет.
Бывало, я усядусь с ним
Под яблоней в саду,
Но кажется –
Шагаю в Крым
И в Грузию иду.
Как хороша моя земля!
И труд кипит вокруг!
На стройки, в шахты, на поля
Меня ведет мой друг.
Он в глубь морей меня зовет
И на седой Памир...
Сегодня мы ушли в поход
И обошли весь мир!
Я с ним и в тропики проплыл,
И за Полярный круг...
Навек я книгу полюбил,
Она – мой лучший друг.
Б. Раевский
– Прежде чем записать кого-то в свою Лесную библиотеку, Михаил Потапович спрашивает правила обращения с книгой. Как вы думаете, зачем он это делает?
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня их много –
На книжной полке бережно храню.
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
Пока бумагу сделают, ребята,
Положится большой, тяжелый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом ее в редакцию несут.
За книгой этой – столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых...
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
Вот рукопись готова. И редактор
Прочтет ее. Потом отдаст в печать.
За каждое словечко в этой книге
Перед народом надо отвечать!
Проворная печатная машина
И день и ночь печатает листы...
Но ведь листы – они еще не книга,
Ее такой читать не станешь ты!
Ее подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплет переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране надо развести.
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знанья,
Люби ее! Читать давай другим!
К. Мухаммади
– к ак бы мы жили без книг?
Значит, у каждого человека есть своя хотя бы маленькая библиотека. Расскажите о своей домашней библиотеке.
Не берите книги грязными руками.
Читайте, сидя за удобным столом.
Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
Не читайте на ходу и при движении транспорта.
Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.
– Как же не потеряться в таком многообразии? Как найти ту книгу, которая нужна? Попробуйте определить это по иллюстрации в хрестоматии (с. 4–5).
Попробуйте определить, на какие полки Михаил Потапович поставит книги, которые возвратили в библиотеку Знайка и Мальвина.
Произведение
Д. Биссета «Ш-ш-ш...»
– Миша выучил только буквы. Название какого произведения он сможет прочитать?
– Кто автор этого произведения?
– На какой странице это произведение, определите по содержанию книги.
– Давайте «зайдем» в читальный зал библиотеки и прочитаем это произведение. В читальном зале должно быть тихо, поэтому вы будете читать самостоятельно.
Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
фон
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
перо, чернильница, тетрадь
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL
http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png
перья
http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png
свиток
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
рамка
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/