«Перспективная начальная школа» 1 класс
Урок 1
НАЧАЛО ПУТИ:
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ
Автор: учитель начальных классов
МОУ СОШ №25 г.Сочи
Мухина М.В.
Знакомство с учебником
Вдоль картинок вы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Очень много вы узнали!
Очень много вы прочли!
Был ваш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И теперь на книжной полке
Вас другие книжки ждут.
– Прочитайте название учебника.
– Что такое литература, как вы понимаете?
– Обратимся к толковому словарю.
Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература) ; письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) ; совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).
– Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.
– Рассмотрите обложку. Что заметили?
Повторение правил
обращения с книгой
Брать книгу только чистыми руками.
Книга любит одежду – обложку и закладку.
Переворачивать странички за верхний правый угол.
Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».
– Почему надо беречь книги?
Объясните смысл
пословиц и поговорок
С книгой жить – век не тужить.
Кто много читает, тот много знает.
Хорошая книга – лучший друг.
Условные обозначения
в учебнике
– Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия.
– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся?
- Рассмотрите условные обозначения. О чём они говорят?
Знакомство с героями путешествия
Кот ученый будет нас сопровождать
По лесам дремучим,
По рекам кипучим,
По сказкам интересным,
По дорогам заповедным.
Кот ученый – мастер рассказывать сказки.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди...
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке: «Заходи!»
Однажды Машенька говорит:
– Смотри, братец,
В комнате светло!
Какой денек хороший:
Солнечно, тепло!
Берем с тобою по лукошку –
И скорее в путь-дорожку.
Огороды
Бабы Яги
Волшебный
лес
ЭХО
Покажи
пропуск!
ЭХО
Посчитайся
с нами!
Разгадай
нашу
тайну
Музей
Бабы Яги
звучащие
стихи
– Куда держат путь Маша и Миша?
– Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их.
– Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы?
– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему?
– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого?
Работа в тетради
– Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?
Работа над стихотворением
А. Пчельникова «Репей»
– Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.
– Какое настроение вызвало это стихотворение?
– Можно ли действительно назвать репей несчастным?
– Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку.
Работа по учебнику
– Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес.
Мы в волшебство нырнем с тобой,
Не покидая парту.
Страну Чудес своей рукой
Мы нанесем на карту.
Лежит на севере тот лес,
А может, на востоке?
Он страшный иль красивый,
Жестокий или добрый?
Не можем знать мы – ты и я –
Все о Волшебном лесе.
Но из него придут друзья,
И станет интересней!
– Ой, а это кто?
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает?
– Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес?
«ЭХО»
Работа по тетради
– Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник.
– Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете?
– Что значит скучать?
В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться?
– Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»?
- Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.
– Что изменилось? А что осталось прежним?
Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать».
Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения.
– Ребята, Кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?
– Сравните иллюстрации (с. 4, рабочая тетрадь) к стихотворениям.
– Репей и репейник растут на огородах Бабы-яги? Почему вы так решили?
– Прочитайте стихотворение «Репейник». Подчеркните строчку, где есть сравнение.
– С кем поэт сравнивает репейник?
Еж будет нашим волшебным помощником, он поможет нам закончить урок.
Работа в парах
Выразительное чтение диалога.
– Еж, ты что такой колючий?
– Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи.
– Что вам особенно понравилось?
– Завтра будет новый день и новые истории.
Интернет – ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
фон
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
перо, чернильница, тетрадь
http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL
http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png
перья
http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png
свиток
http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
рамка
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон