ПРЕЗЕНТАЦИЯ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «А.И. КУПРИН. «СЛОН»
Учитель высшей категории
СОШ № 54 г. Чебоксары
Казакова Елена Викторовна
Правда не на машине времени, как герои нашего учебника, а как?
При помощи старых фотографий, чудесной музыки, чтения произведений.
Ведь именно книги дают нам чудесную возможность путешествовать во времени и пространстве.
Я уверена, что это путешествие будет прекрасным.
Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.
1870-1938
Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой?
Какая у него была семья?
Любит он природу, животных? Почему так решили?
Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).
Посмотрите, какие книги для детей он ещё написал. Героями большинства его книг являются животные. А что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных? (ответы детей)
Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Рассказывают, что однажды Александр Иванович привёл лошадь прямо в свой дом и захотел, чтобы она оставалась в доме всю ночь. Он привязал её к кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”.
Когда у Куприных был собственный зелёный домик с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.
Отец писателя умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
уляжется,0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, «…Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне плачешь, плачешь…”
Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
ТЕМА УРОКА
Продолжим работу над произведением А.И Куприна «Слон». Сегодня мы поговорим о художественных особенностях этого литературного произведения и попытаемся ответить на вопросы:
какие отношения показывает автор в семье ;
что самое ценное в жизни.
Для России слон обычное животное? Почему? В России где-то водятся слоны? А где можно их увидеть? Где увидела девочка Надя слона и после этого захотела , чтобы его привели к ней домой?
15
1 группа – инсценировка.
15
3 группа Стр. 215 « …Но перед лестницей слон останавливается… второй кусок» (по ролям)
15
Стр. 218 - 2 группа – «…А Вы, Томми, уже пили чай?» - чтение по ролям.
15
Стр. 218 -4 группа – «Посмотрите, Томми…»
15
Рассказать о маме. Зачитать из текста отрывки, показывающие состояние мамы… Она всегда находится рядом с девочкой. Поэтому мало действий можем мы назвать.
Вывод. Её задача – быть рядом с больной неотступно и оберегать её покой, ухаживать за ней, дарить свою любовь, тепло и ласку.
Такими всегда были женщины. Хотя при отсутствии мужчины женщина берет на себя его роль.
15
Найти глаголы, отражающие внутреннее состояние отца Нади
2 и 3 главы.
Быстро ходит
Садится
Поглаживает Надины ноги
Встаёт
Отходит
Насвистывает
Прикладывает платок
Уходит в кабинет
Курит, курит, курит
Надевает пальто и шляпу
Уезжает
возвращается
хватает себя за волосы
бежит
мелькает из угла в угол
кричит горничной
тяжело дышит
исчезает, громко хлопнув дверью
Вывод. Отец очень встревожен, не находит себе места. Готов выполнить желание девочки.
15
Есть ли трудности в выполнении желания дочери?
- Вести слона по улицам города;
- Слон должен находиться в доме целые сутки;
- Хозяин зверинца терпит убытки;
- Нужно разрешение полиции;
- Второй этаж;
- Нужна широкая лестница, высокий потолок, большая комната
Почему эти трудности не останавливают отца?
(4 глава – он объясняет хозяину зверинца).
Вывод:
Большая любовь к дочери, ответственность за семью, понимание, что только он должен принять решение и взять все тяготы на себя. Так всегда, во все времена думали и поступали настоящие мужчины.
15
Аршин – 71 см
Вершок – 44 мм
Пуд – 16 кг
Высота - 2 метра 30 см
Длина - 3 м 90 см
Масса - 1 т 792 кг
какие отношения
показывает автор
в семье
В начале урока мы поставили вопросы:
- какие отношения показывает автор в семье ;
- что самое ценное в жизни.
Ответим на них.
Отношения в семье добрые, сердечные, уважительные. Родители всё готовы сделать ради здоровья своего ребёнка.
Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье.
Самое ценное в жизни - это сама жизнь. Девочка после встречи со слоном пошла на поправку.
15
Синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Тема: «Семья»
15
Зоотерапия – это лечение тяжёлых заболеваний, основанное на общении с животными.
15
Иппотерапия.
15
Канистерапия –при помощи собак.
15
Дельфинотерапия.
15
С А М О О Ц Е Н К А
Я УЧАСТВОВАЛ В ОБСУЖДЕНИИ ЗАДАНИЙ - 1 2 3 4 5
Я ОТВЕЧАЛ НА ВОПРОСЫ - 1 2 3 4 5
Я ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАЛ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ - 1 2 3 4 5
ЛУЧШЕ ВСЕХ В ГРУППЕ РАБОТАЛ - ___________________________
МОЯ ГРУППА РАБОТАЛА - 1 2 3 4 5