СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме " Капитанская дочка" А. С. Пушкин. 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме " Капитанская дочка" А. С. Пушкин. 8 класс»

«Читай, рассуждая…»  Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Читай, рассуждая…»

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: углубить понимание идейно-художественного богатства повести; научиться разгадывать замысел автора; хорошо ориентироваться в тексте; развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце  своего творческого пути.

Цель урока:

  • углубить понимание идейно-художественного богатства повести;
  • научиться разгадывать замысел автора;
  • хорошо ориентироваться в тексте;
  • развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Стишки для запоминания Он лопату смастерит И канаву углубИт. УглубИм мы наши знания, Чтоб найти своё призвание.

Стишки для запоминания

Он лопату смастерит

И канаву углубИт.

УглубИм мы наши знания,

Чтоб найти своё призвание.

«Читай, размышляя…»     Вольтер Чем более читаете не размышляя, Тем более уверяете, что много знаете, А чем более размышляете, Тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

«Читай, размышляя…» Вольтер

Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало.

Вывод: « Читать надо размышляя, медленно, думая над содержанием, разбирая каждое слово »

Вывод:

« Читать надо размышляя, медленно, думая над содержанием, разбирая каждое слово »

19 октября 1836 г.   Разлука (1817 год – год выпуска из лицея) В последний раз, в сени уединенья, Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?) Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

19 октября 1836 г.

Разлука (1817 год – год выпуска из лицея)

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

Вывод Лицей для Пушкина – это содружество друзей, лучших умов России. Этот день стал днем встреч выпускников лицея, размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. Значит в повести тоже изложены итоги философских размышлений Пушкина о жизни, о ее смысле, о судьбе России и т.д.

Вывод

Лицей для Пушкина – это содружество друзей, лучших умов России.

Этот день стал днем встреч выпускников лицея, размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. Значит в повести тоже изложены итоги философских размышлений Пушкина о жизни, о ее смысле, о судьбе России и т.д.

 Народная песня Сторона ль моя сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да конь меня завёз...  Голова, моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года...  Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек...   Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём...

Народная песня

Сторона ль моя сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да конь меня завёз... 

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года... 

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек...  

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём...

 Народная песня Сторона ль моя сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да конь меня завёз...  Глава II «Вожатый» Голова, моя головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года...  Глава VII «Приступ» Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек...   Глава XII «Сирота» Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём... Глава III «Крепость»

Народная песня

Сторона ль моя сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да конь меня завёз...  Глава II «Вожатый»

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года...  Глава VII «Приступ»

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек...   Глава XII «Сирота»

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём...

Глава III «Крепость»

«Из-за острова на стрежень...» «Степь да степь кругом...» «Не шуми, мать зелёная дубровушка...»

«Из-за острова на стрежень...»

«Степь да степь кругом...»

«Не шуми, мать зелёная дубровушка...»

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Тонкие Толстые Кто...? вопросы Что...? вопросы Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Когда...? Как звать...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Было ли...? Предположите, что будет, если ...? Верно ли ...? Согласны ли вы ...? Мог ли..?

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Тонкие

Толстые

Кто...?

вопросы

Что...?

вопросы

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Когда...?

Как звать...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Было ли...?

Предположите, что будет, если ...?

Верно ли ...?

Согласны ли вы ...?

Мог ли..?

«Встречают по одёжке…»

1. Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице».

2. Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;

беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да  веник, да  алтын денег»

3. Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».

 № 4. Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев; предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете.

«Встречают по одёжке…»

№ 1

Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;

составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;

был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич)

№ 2

Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;

приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;

беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да  веник, да  алтын денег» (Василиса Егоровна)

№ 3

Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Емельян Пугачев)

№ 4. Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;

уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;

предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете . (Екатерина II)

«Допиши словечко» 1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. 2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах». 3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» 4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …………… 5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!»

«Допиши словечко»

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась.

2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».

3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………

5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!»

«Допиши словечко» 1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. (недорослем, 16) 2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах». (100 рублей) 3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» (заячий тулуп) 4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………(пару серег) 5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!» (вор и самозванец )

«Допиши словечко»

1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. (недорослем, 16)

2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах». (100 рублей)

3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» (заячий тулуп)

4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………(пару серег)

5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!» (вор и самозванец )

«Иллюстрация»

«Иллюстрация»

«Иллюстрация» Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера  батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Глава 1. «Сержант гвардии». «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

«Иллюстрация»

Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера

батюшкина, которое двигалось довольно медленно».

Глава 1. «Сержант гвардии». «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

«В творческой лаборатории» Первоначальный вариант Окончательный вариант Где Марья Ивановна? Что Марья Ивановна? Ради бога! Где Марья Ивановна? Я схватил ее (записку) с сердечным трепетом и стал читать, не трогаясь с места. Скорее соглашусь умереть, - закричал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину… (гл. 10) Я развернул ее и стрепетом прочел следующие строки… (слова Гринева, гл. 8) (слова Гринева, гл. 10) Скорее соглашусь умереть, - сказал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину… Пугачев сидел под образами… (гл. 11) Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась… Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе… (гл. 11) Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба…

«В творческой лаборатории»

Первоначальный вариант

Окончательный вариант

Где Марья Ивановна?

Что Марья Ивановна?

Ради бога! Где Марья Ивановна?

Я схватил ее (записку) с сердечным трепетом и стал читать, не трогаясь с места.

Скорее соглашусь умереть, - закричал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…

(гл. 10)

Я развернул ее и стрепетом прочел следующие строки…

(слова Гринева, гл. 8)

(слова Гринева, гл. 10)

Скорее соглашусь умереть, - сказал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…

Пугачев сидел под образами…

(гл. 11)

Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…

Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе…

(гл. 11)

Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба…

«Мозговой штурм» Капитанская дочка

«Мозговой штурм»

Капитанская

дочка

«Мозговой штурм» Капитанская  честь  отечество  долг  служба (служение)  присяга дочка  семья  мать  любовь  честь  понимание  верность преданность  сочувствие  уважение

«Мозговой штурм»

Капитанская

честь отечество долг служба (служение) присяга

дочка

семья мать любовь честь понимание верность

преданность сочувствие уважение

Вывод  В самые важные моменты герои делали свой выбор, исходя из общечеловеческих ценностей: любовь, дом, семья, счастье близких. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам.

Вывод

В самые важные моменты герои делали свой выбор, исходя из общечеловеческих ценностей: любовь, дом, семья, счастье близких. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам.

«Исторические личности»

«Исторические личности»

Вывод Такой характеристики больше заслуживает Е. Пугачев, т.к , узнав, что Маша - дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья.  А императрица свое милосердие связывает не с несчастьем влюбленных, а с Марьей Ивановной прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.

Вывод

Такой характеристики больше заслуживает Е. Пугачев, т.к , узнав, что Маша - дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья. А императрица свое милосердие связывает не с несчастьем влюбленных, а с Марьей Ивановной прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.

Вывод:    Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Вывод:

Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Домашнее задание Написать эссе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».   Темы эссе:  «Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина»  «Душевная красота и сила главной героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой».   Творческое задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке

Домашнее задание

  • Написать эссе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Темы эссе:

  • «Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина»
  • «Душевная красота и сила главной героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой».

Творческое задание:

  • Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке
Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал… В результате я поняла … Мне был интересен…

Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • В результате я поняла …
  • Мне был интересен…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!