«Читай, рассуждая…»
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель урока:
- углубить понимание идейно-художественного богатства повести;
- научиться разгадывать замысел автора;
- хорошо ориентироваться в тексте;
- развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Стишки для запоминания
Он лопату смастерит
И канаву углубИт.
УглубИм мы наши знания,
Чтоб найти своё призвание.
«Читай, размышляя…» Вольтер
Чем более читаете не размышляя,
Тем более уверяете, что много знаете,
А чем более размышляете,
Тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Вывод:
« Читать надо размышляя, медленно, думая над содержанием, разбирая каждое слово »
19 октября 1836 г.
Разлука (1817 год – год выпуска из лицея)
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все мои друзья!
Вывод
Лицей для Пушкина – это содружество друзей, лучших умов России.
Этот день стал днем встреч выпускников лицея, размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. Значит в повести тоже изложены итоги философских размышлений Пушкина о жизни, о ее смысле, о судьбе России и т.д.
Народная песня
Сторона ль моя сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашёл,
Что не добрый ли да конь меня завёз...
Голова, моя головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года...
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек...
Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём...
Народная песня
Сторона ль моя сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашёл,
Что не добрый ли да конь меня завёз... Глава II «Вожатый»
Голова, моя головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года... Глава VII «Приступ»
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек... Глава XII «Сирота»
Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём...
Глава III «Крепость»
«Из-за острова на стрежень...»
«Степь да степь кругом...»
«Не шуми, мать зелёная дубровушка...»
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Тонкие
Толстые
Кто...?
вопросы
Что...?
вопросы
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Когда...?
Как звать...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Было ли...?
Предположите, что будет, если ...?
Верно ли ...?
Согласны ли вы ...?
Мог ли..?
«Встречают по одёжке…»
№ 1. Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;
был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице».
№ 2. Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;
беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег»
№ 3. Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».
№ 4. Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;
уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев; предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете.
«Встречают по одёжке…»
№ 1
Этот герой совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
составил реестр «раскраденного злодеями» «барского добру» и требовал компенсировать потери;
был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич)
№ 2
Эта героиня ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
приняла смерть «раздетой донага», так как «в её душегрейку» «успел уже нарядиться один из разбойников» - пугачевцев;
беспокоилась о скудности приданого, составленного ею для дочери: «частый гребень, да веник, да алтын денег» (Василиса Егоровна)
№ 3
Этот герой появлялся на страницах романа как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» «на белом коне»; получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Емельян Пугачев)
№ 4. Эта героиня впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»;
уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своём гардеробе несколько сот платьев;
предстала на страницах пушкинской повести в полном соответствии с образом, созданным художником Д. Ливицким на портрете . (Екатерина II)
«Допиши словечко»
1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась.
2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».
3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..»
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………
5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!»
«Допиши словечко»
1) Я жил ……… , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками, между тем минуло мне ………… лет. Тут судьба моя переменилась. (недорослем, 16)
2) « , пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ……………., которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах». (100 рублей)
3) Хорошо, - сказал я хлоднокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья, он одет слишком легко. Дай ему мой ……..» (заячий тулуп)
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей ……………(пару серег)
5) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты нам не государь, ты……………….., слышь ты!» (вор и самозванец )
«Иллюстрация»
«Иллюстрация»
Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера
батюшкина, которое двигалось довольно медленно».
Глава 1. «Сержант гвардии». «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?»
«В творческой лаборатории»
Первоначальный вариант
Окончательный вариант
Где Марья Ивановна?
Что Марья Ивановна?
Ради бога! Где Марья Ивановна?
Я схватил ее (записку) с сердечным трепетом и стал читать, не трогаясь с места.
Скорее соглашусь умереть, - закричал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…
(гл. 10)
Я развернул ее и стрепетом прочел следующие строки…
(слова Гринева, гл. 8)
(слова Гринева, гл. 10)
Скорее соглашусь умереть, - сказал я в бешенстве, - нежели уступить ее Швабрину…
Пугачев сидел под образами…
(гл. 11)
Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…
Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе…
(гл. 11)
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба…
«Мозговой штурм»
Капитанская
дочка
«Мозговой штурм»
Капитанская
честь отечество долг служба (служение) присяга
дочка
семья мать любовь честь понимание верность
преданность сочувствие уважение
Вывод
В самые важные моменты герои делали свой выбор, исходя из общечеловеческих ценностей: любовь, дом, семья, счастье близких. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам.
«Исторические личности»
Вывод
Такой характеристики больше заслуживает Е. Пугачев, т.к , узнав, что Маша - дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья. А императрица свое милосердие связывает не с несчастьем влюбленных, а с Марьей Ивановной прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.
Вывод:
Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
Домашнее задание
- Написать эссе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Темы эссе:
- «Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина»
- «Душевная красота и сила главной героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой».
Творческое задание:
- Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке
Рефлексия:
- Сегодня на уроке я узнал…
- В результате я поняла …
- Мне был интересен…