СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы (вторая половина XIX века) и обществознания (блок «Право») «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы (вторая половина XIX века) и обществознания (блок «Право») «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Всероссийский конкурс методических разработок урока, интегрирующего медиаобразование «Такие разные уроки, но в каждом мастера рука»  Интегрированный урок литературы ( вторая половина XIX века ) и обществознания ( блок «Право» ) ПОСТНИКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  МБОУЛ № 3 г. СВЕТЛОГРАДА

Всероссийский конкурс методических разработок урока, интегрирующего медиаобразование

«Такие разные уроки, но в каждом мастера рука»

Интегрированный урок

литературы ( вторая половина XIX века )

и

обществознания ( блок «Право» )

ПОСТНИКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУЛ № 3 г. СВЕТЛОГРАДА

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»   «Поступок дурной можно не повторить и раскаяться в нем, дурные же мысли родят все дурные поступки.  Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам, дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге» Ф. Достоевский

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  «Поступок дурной можно не повторить и раскаяться в нем, дурные же мысли родят все дурные поступки.

Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам, дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге»

Ф. Достоевский

Ищу человеческое в человеке Тварь ли я дрожащая?.. Или право имею?.. Преступление и наказание Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

Ищу человеческое в человеке

Тварь ли я дрожащая?.. Или право имею?..

Преступление

и

наказание

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно…

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно…

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА 1 БЛОК  ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЁМ Методы:  РОМАШКА БЛУМА (1 ГРУППА) Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.  КЛАСТЕР - способ визуализации литературы (1 ГРУППА) Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  СИНКВЕЙН (3 ГРУППА) Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.   ЕССЕ (4 ГРУППА)

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

1 БЛОК

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЁМ

Методы:

РОМАШКА БЛУМА (1 ГРУППА)

  • Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
  • При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

КЛАСТЕР - способ визуализации литературы (1 ГРУППА)

  • Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).
  • Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН (3 ГРУППА)

  • Используется как способ синтеза материала.
  • Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания.
  • Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

ЕССЕ (4 ГРУППА)

1 группа

Шесть лепестков – шесть типов

вопросов – ромашка Блума:

проблемный диалог

Простые вопросы

Уточняющие вопросы

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию

Как созревала у Раскольникова идея убийства?

Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал

Объясняющие вопросы

Творческие вопросы

Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?

Обычно начинаются со слова «Почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей

Оценочные вопросы

В какое историческое время происходят события, описанные в романе?

В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

В чем суть теории Раскольникова?

Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

Практические вопросы

Почему Раскольников решил признаться в содеянном?

Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

В чем главная ошибка Раскольникова?

Как мы должны относиться к убийству?

2 группа ОБЩЕСТВО ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

2 группа

ОБЩЕСТВО

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

СИНКВЕЙН - цитаты

3 группа

Обыкновенные люди

1

Название (существительное)

2

«Обыкновенные люди»

Описание (прилагательное)

3

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

Действие (глагол)

4

«Живут в послушании»

Чувство (фраза)

5

Необыкновенные люди

«Эти люди не могут заслужить к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придётся жертвовать для достижения великих целей «особенными людьми»

Повторение сути (обобщение)

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способен изменить своей участи»

1

Название (существительное)

2

«Необыкновенные люди»

Описание (прилагательное)

3

4

Действие (глагол)

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

Переступают закон во имя лучшего

Чувство (фраза)

5

«Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать разрешение переступить через кровь»

Повторение сути (обобщение)

Ликург, Соломон, Магомед, Наполеон –«необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови

Обыкновенные люди 1 Название (существительное) 2 Обыкновенные люди Описание (прилагательное) 3 Действие (глагол) Люди консервативные, живут в послушании и любят быть послушными 4 Обязаны быть послушными, потому что это из назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного Чувство (фраза) 5 Повторение сути (обобщение) Необыкновенные люди Обязаны приумножать мир численно Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления – и в этом их сила 1 Название (существительное) 2 Необыкновенные люди Описание (прилагательное) 3 4 Действие (глагол) Присвоившие право разрешить себе преступление Чувство (фраза) Имеют право разрушения настоящего во имя будущего 5 Управляют миром и ведут его к цели Повторение сути (обобщение) Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдают и возведут на престол – в этом их главное заблуждение

Обыкновенные люди

1

Название (существительное)

2

Обыкновенные люди

Описание (прилагательное)

3

Действие (глагол)

Люди консервативные, живут в послушании и любят быть послушными

4

Обязаны быть послушными, потому что это из назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного

Чувство (фраза)

5

Повторение сути (обобщение)

Необыкновенные люди

Обязаны приумножать мир численно

Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления – и в этом их сила

1

Название (существительное)

2

Необыкновенные люди

Описание (прилагательное)

3

4

Действие (глагол)

Присвоившие право разрешить себе преступление

Чувство (фраза)

Имеют право разрушения настоящего во имя будущего

5

Управляют миром и ведут его к цели

Повторение сути (обобщение)

Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдают и возведут на престол – в этом их главное заблуждение

Отрывок из эссе, которое написала 4 мини-группа, выбравших обществознание для экзамена в форме ЕГЭ  Статья Раскольникова «О преступлении» в газете «Периодическая мысль» - суть теории : Исторический процесс совершается за счёт чьих-то страданий Всё человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» «Вошь ли я или право имею» - мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христос) Исторический процесс совершается за счёт чьих-то страданий Всё человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» «Вошь ли я или право имею» - мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христос) Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. ВЫВОД 4 группа

Отрывок из эссе, которое написала 4 мини-группа, выбравших обществознание для экзамена в форме ЕГЭ

Статья Раскольникова «О преступлении» в газете «Периодическая мысль» - суть теории :

  • Исторический процесс совершается за счёт чьих-то страданий Всё человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» «Вошь ли я или право имею» - мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христос)
  • Исторический процесс совершается за счёт чьих-то страданий
  • Всё человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»
  • «Вошь ли я или право имею» - мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христос)

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

ВЫВОД

4 группа

2 БЛОК ПРЕСТУПЛЕНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА Счастье нельзя купить злодейством… Из дневника писателя за 1877 год   ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЁМ Методы: РАБОТА СО СЛОВАРЕМ, С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ КЛАСТЕР - способ визуализации литературы Работа с информацией, с разными источниками Работа с текстом Анализ конкретной ситуации Работа с информацией, с разными источниками Работа с текстом Анализ конкретной ситуации

2 БЛОК

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Счастье нельзя купить злодейством…

Из дневника писателя за 1877 год

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЁМ

Методы:

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ, С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

КЛАСТЕР - способ визуализации литературы

  • Работа с информацией, с разными источниками Работа с текстом Анализ конкретной ситуации
  • Работа с информацией, с разными источниками
  • Работа с текстом
  • Анализ конкретной ситуации
1 группа  «Он был задавлен бедностью»  «…второй день как уж он почти ничего не ел» КЛАСТЕР  «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..»   «Столько злобного презрения» Социальные   «…углубился в себя и уединился от всех» Причины преступления  «Тварь ли я дрожащая или право имею…» «Я тогда, как паук, к себе в угол забился»  Нравственные  «Я просто убил; для себя убил, для себя одного»  « Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

1 группа

«Он был задавлен бедностью»

«…второй день как уж он почти ничего не ел»

КЛАСТЕР

«И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..»

«Столько злобного презрения»

Социальные

«…углубился в себя и уединился от всех»

Причины

преступления

«Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Я тогда, как паук, к себе в угол забился»

Нравственные

«Я просто убил; для себя убил, для себя одного»

« Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

УБИЙСТВО:  история грехопадения 2 группа Глава 6. Разговор студента и офицера Глава 5. Сон на Васильевском Глава 4. Сцена на бульваре Глава 3. Письмо матери Глава 2. Встреча с Мармеладовым Глава 1. Петербург

УБИЙСТВО: история грехопадения

2 группа

Глава 6. Разговор студента и офицера

Глава 5. Сон на Васильевском

Глава 4. Сцена на бульваре

Глава 3. Письмо матери

Глава 2. Встреча с Мармеладовым

Глава 1. Петербург

3 группа Сверхчеловек КРУШЕНИЕ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА Самоубийство Свидригайлова  Признание в преступлении Обстановка, в которой живет Раскольников  Разговор с Порфирием Петровичем Приезд матери с Дуней Разговор с Соней Миколка Николаевский мост  каторга Ч ЕЛОВЕК

3 группа

Сверхчеловек

КРУШЕНИЕ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА

Самоубийство Свидригайлова

Признание в преступлении

Обстановка, в которой живет Раскольников

Разговор с Порфирием Петровичем

Приезд матери с Дуней

Разговор с Соней

Миколка

Николаевский мост

каторга

Ч ЕЛОВЕК

3 БЛОК НАКАЗАНИЕ: « НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…» «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?» Русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский.  В сегодняшнем  мире… тревожный  набат Достоевского   гудит, неумолчно взывая к человечности  и гуманизму  Ч. Айтматов 1 ГРУППА - РОЛЕВАЯ ИГРА  2 ГРУППА - ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ

3 БЛОК

НАКАЗАНИЕ:

« НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…»

«Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?»

Русский философ конца 19 века

Д.С. Мережковский.

В сегодняшнем  мире… тревожный  набат Достоевского

  гудит, неумолчно взывая к человечности  и гуманизму 

Ч. Айтматов

1 ГРУППА - РОЛЕВАЯ ИГРА

2 ГРУППА - ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ

Ролевая игра: 1 группа «Я не старуху убил,.. я себя убил» Тварь ли я дрожащая … или право имею… - причины преступления Теория Раскольникова НАКАЗАНИЕ « НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…» Статья «О преступлении» ПРИГОВОР ЭКСПОЗИЦИЯ: Монолог Раскольникова

Ролевая игра:

1 группа

«Я не старуху убил,.. я себя убил»

Тварь ли я дрожащая …

или право имею… - причины преступления

Теория Раскольникова

НАКАЗАНИЕ

« НИ ПО ЗАКОНУ, НИ ПО СОВЕСТИ…»

Статья «О преступлении»

ПРИГОВОР

ЭКСПОЗИЦИЯ:

Монолог Раскольникова

2 группа «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление» СО-СТРАДАНИЕ Страдание (наказание героя) Эксперимент (убийство) Рождение теории («безобразная мечта») Страдание (неудовлетворённость окружающим миром)

2 группа

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление»

СО-СТРАДАНИЕ

Страдание (наказание героя)

Эксперимент (убийство)

Рождение теории

(«безобразная мечта»)

Страдание

(неудовлетворённость окружающим миром)

«Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится»  Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра

«Современный урок - свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает

и никто никого не боится»

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра

Проблемный урок предполагает метапредметность – умение анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, общаться в социуме, определять границы собственных знаний, извлекать информацию – «читать между строк» - «ученик учится жить»

Исследовательский урок предполагает использование различных приёмов и технологий

  • Технология развивающего обучения Технология дифференцированного обучения Технология продуктивного чтения Технология проблемного диалога Технология игрового обучения Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология интерактивного обучения
  • Технология развивающего обучения Технология дифференцированного обучения Технология продуктивного чтения Технология проблемного диалога Технология игрового обучения Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология интерактивного обучения
  • Технология развивающего обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного диалога
  • Технология игрового обучения
  • Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
  • Технология интерактивного обучения

Приёмы обучения

  • Ромашка Блума Кластер Синквейн Эссе Анализ конкретной ситуации Ролевая игра
  • Ромашка Блума Кластер Синквейн Эссе Анализ конкретной ситуации Ролевая игра
  • Ромашка Блума
  • Кластер
  • Синквейн
  • Эссе
  • Анализ конкретной ситуации
  • Ролевая игра
 В соответствии с ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (междисциплинарная программа), чтобы добиться метапредметных результатов, я включила в сценарий урока работу с различными видами текста, она предполагает понимание прочитанного поиск информации преобразование и интерпретацию полученной информации оценку информации понимание прочитанного поиск информации преобразование и интерпретацию полученной информации оценку информации   Согласно поправкам в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» о наличии программы воспитания в общеобразовательной организации в модуле «Школьный урок» говорится о том, что он должен быть не только развивающим, но и воспитывающим.

В соответствии с ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (междисциплинарная программа), чтобы добиться метапредметных результатов, я включила в сценарий урока работу с различными видами текста, она предполагает

  • понимание прочитанного поиск информации преобразование и интерпретацию полученной информации оценку информации
  • понимание прочитанного
  • поиск информации
  • преобразование и интерпретацию полученной информации
  • оценку информации

Согласно поправкам в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» о наличии программы воспитания в общеобразовательной организации в модуле «Школьный урок» говорится о том, что он должен быть не только развивающим, но и воспитывающим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!