СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о выдающихся мастерах классического балета. Слово "балет" звучит волшебно! Его смело можно назвать великим достижением человечества в стремлении к прекрасному.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК»

БАЛЕТ МХК Учитель: Гедерим М.А. ЧАСТЬ 2

БАЛЕТ

МХК

Учитель: Гедерим М.А.

ЧАСТЬ 2

Слово

Слово "балет" звучит волшебно. Закрыв глаза, сразу представляешь себе горящие огни, пробирающую музыку, шорох пачек и легкий стук пуантов по паркету. Это зрелище неподражаемо красиво, его можно смело назвать великим достижением человека в стремлении к прекрасному.

  • Зрители замирают, устремляя взгляды на сцену. Балетные дивы поражают своей легкостью и пластикой, видимо непринужденно выполняя сложные "па".
Истомина Авдотья Ильинична  (1799-1848), ведущая танцовщица Петербургского балета. Обладала редким сценическим обаянием, грацией, виртуозной техникой танца. В 1830 году из-за болезни ног перешла на мимические партии, а в 1836 году оставила сцену. У Пушкина в
  • Истомина Авдотья Ильинична  (1799-1848), ведущая танцовщица Петербургского балета. Обладала редким сценическим обаянием, грацией, виртуозной техникой танца. В 1830 году из-за болезни ног перешла на мимические партии, а в 1836 году оставила сцену. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть посвященные ей строки:
  • Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.
Екатери́на Алекса́ндровна Те́лешева (Телешо́ва, Телешёва);(1804—1857) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой. Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах. В Екатерину был влюблён Александр Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей стихотворение в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила»:   О, кто она? — Любовь, харита, Иль пери для страны иной Эдем покинула родной, Тончайшим облаком обвита? И вдруг — как ветр её полет! Звездой рассыплется, мгновенно Блеснет, исчезнет, воздух вьет Стопою свыше окрыленной… Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмарёвым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получивших фамилию Телешовых. Афанасий Фёдорович Шишмарёв. Орест Кипренский

Екатери́на Алекса́ндровна Те́лешева (Телешо́ва, Телешёва);(1804—1857) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой.

Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах.

В Екатерину был влюблён Александр Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей стихотворение в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила»:

 

О, кто она? — Любовь, харита,

Иль пери для страны иной

Эдем покинула родной,

Тончайшим облаком обвита?

И вдруг — как ветр её полет!

Звездой рассыплется, мгновенно

Блеснет, исчезнет, воздух вьет

Стопою свыше окрыленной…

Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмарёвым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получивших фамилию Телешовых.

Афанасий Фёдорович Шишмарёв.

Орест Кипренский

Анна Павлова

Анна Павлова

Б алерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

  • Анна Павлова – русская балерина, служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Признана величайшей балериной 20-го века. Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая.
  • Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах.
  • В 1906 году она уже является ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к Анне в 1907 году, когда она блистает в миниатюре "Умирающий лебедь". 
  • «Павлова — это облако, парящее над землей» , — писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли.
  • Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.
  • «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти  Валентина Серова  — эмблемой известной на весь мир антрепризы. 
Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, — всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ. Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями.
  • Мир принимал великую балерину не только как часть Русских сезонов. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, — всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ.
  • Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями.
Серов В. А. Анна Павлова в балете Сильфиды  1909

Серов В. А.

Анна Павлова в балете Сильфиды 1909

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская (1872-1971).  Несмотря на свое польское имя, родилась балерина под Санкт-Петербургом и всегда считалась русской танцовщицей.  Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах
  • Матильда Кшесинская (1872-1971).  Несмотря на свое польское имя, родилась балерина под Санкт-Петербургом и всегда считалась русской танцовщицей. 

Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", "Эвника". Роль Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году зажгла новую звезду на сцене.

С 1904 года Кшесинская гастролирует по Европе. Её называют первой балериной России, чествуют "генералиссимусом русского балета".

Историки утверждают, что помимо таланта балерина обладала железным характером, твердой позиции. Именно ей приписывают увольнение в свое время директора Императорских театров, князя Волконского.

Революция тяжело сказалась на балерине, в 1920 году она покинула измученную страну. Кшесинская переехала в Венецию, но продолжала заниматься любимым делом.

В 64 года она еще выступала в лондонском Ковент-Гардене. А похоронена легендарная балерина в Париже.

  • Творческая биография балерины началась в Мариинском театре, куда ее приняли в балетную труппу. Она прослужила в этом театре 27 лет, до 1917-го. Выходила на сцену под именем Кшесинская 2, потому что первой была ее родная сестра Юлия.
  • Молодой балерине доверяли партии режиссеры Мариус Петип и Лев Иванов, знавший ее по училищу. Дебютировала Кшесинская в балете «Щелкунчик», где танцевала фею Драже, потом была партия Одетты-Одиллии в постановке «Лебединое озеро», затем Никия в балете «Баядерка».
  • После того, как балерина Карлотта Брианца уехала в Италию, Матильда танцевала ее партию – принцессу Аврору в «Спящей красавице».
  • Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти, и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.
  • Кшесинская всегда возмущалась, когда в труппу приглашали зарубежных танцовщиц, и всеми силами пыталась этому противостоять. Она не переставала доказывать, что отечественным балеринам под силу главные роли, в то время как режиссеры стремились задействовать иностранных артистов.
  • В 1899-м Матильда осуществила свою давнюю мечту – получила партию Эсмеральды, которую нехотя отдал ей Мариус Петипа. С того времени эту партию танцевала только Кшесинская, несмотря на проявление недовольства со стороны коллег. До нее исполнение этой партии было прерогативой итальянок.
Николай II и Матильда

Николай II и Матильда

Агрипина Ваганова

Агрипина Ваганова

  • Агриппина Ваганова (1879-1951). Агриппина Ваганова родилась в  Санкт-Петербурге  в 1879 году. Она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в столицу переехал после отставки. В Санкт-Петербурге он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице.
  • У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию.
  • В 36 лет балерину отправили на пенсию. Она так и не стала знаменитой, но добилась многого с учетом своих данных. В 1921 году в Ленинграде открыли школу хореографии, куда и была приглашена в качестве одного из учителей Ваганова. Профессия хореографа стала её основной до конца жизни.
Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру. «Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда . Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».   Аким Волынский, балетный критик
  • Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.

«Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда . Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».

Аким Волынский, балетный критик

Тамара Красавина Звезда «русских сезонов» Дягилева, эмигрировавшая в Великобританию после революции в России, окончила Императорское училище и была принята в Мариинский театр в 1902 году. Молодой танцовщице покровительствовала любимица многих Романовых Матильда Кшесинская, но ее невзлюбила Анна Павлова. Выступления Красавиной оценила французская публика. Дягилевский балет сделал ее популярной в Европе.

Тамара Красавина

Звезда «русских сезонов» Дягилева, эмигрировавшая в Великобританию после революции в России, окончила Императорское училище и была принята в Мариинский театр в 1902 году. Молодой танцовщице покровительствовала любимица многих Романовых Матильда Кшесинская, но ее невзлюбила Анна Павлова. Выступления Красавиной оценила французская публика. Дягилевский балет сделал ее популярной в Европе.

Галина Уланова

Галина Уланова

  • Галина Уланова (1910-1998) – яркая звезда советского балета, народная артистка Советского Союза, обладатель многочисленных госпремий и международных наград, талантливый педагог.
  • Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей был режиссером труппы  Мариинского театра , мама Мария — балериной и педагогом классического танца.
  • Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью пути на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой —  Агриппина Ваганова . Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета»
  • Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году  Большой театр  выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен  Анны Павловой . В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором.
  Сталин высоко оценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию.
  •   Сталин высоко оценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию.
Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая (род. 1925).  Сложно оспаривать тот факт, что самой знаменитой русской балериной является именно она
  • Майя Плисецкая (род. 1925).  Сложно оспаривать тот факт, что самой знаменитой русской балериной является именно она
Б ольше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой  Большого театра . С гастролями и концертами она объездила почти весь мир: выступала с номерами из балетов, участвовала в постановках зарубежных хореографов и сама ставила спектакли. «Умирающий лебедь» из  «Лебединого озера» , Китри из «Дон Кихота», Кармен из  «Кармен-сюиты»  — эти и многие другие роли Майи Плисецкой вошли в историю мирового искусства. Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в  Москве . Ее отец Михаил Плисецкий работал дипломатом в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли, а мать Рахиль Мессерер играла в немых фильмах. Сестра и брат матери — Суламифь и Асаф Мессереры — были артистами балета. Уже в пять лет маленькую Плисецкую впервые привели в театр.
  • Б ольше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой  Большого театра . С гастролями и концертами она объездила почти весь мир: выступала с номерами из балетов, участвовала в постановках зарубежных хореографов и сама ставила спектакли. «Умирающий лебедь» из  «Лебединого озера» , Китри из «Дон Кихота», Кармен из  «Кармен-сюиты»  — эти и многие другие роли Майи Плисецкой вошли в историю мирового искусства.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в  Москве . Ее отец Михаил Плисецкий работал дипломатом в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли, а мать Рахиль Мессерер играла в немых фильмах. Сестра и брат матери — Суламифь и Асаф Мессереры — были артистами балета. Уже в пять лет маленькую Плисецкую впервые привели в театр.

 Плисецкая для миллионов зрителей — икона в балете. Но и у нее тоже были свои кумиры. Эталоном женщины долгие годы она считала Лилю Брик. Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.  В современной поэзии выше всех ставила своего друга Андрея Вознесенского, который написал в «Портрете Плисецкой»: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью…».  В моде непререкаемым авторитетом для нее был Пьер Карден, а в музыке – Родион Щедрин.

Плисецкая для миллионов зрителей — икона в балете. Но и у нее тоже были свои кумиры. Эталоном женщины долгие годы она считала Лилю Брик.

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

В современной поэзии выше всех ставила своего друга Андрея Вознесенского, который написал в «Портрете Плисецкой»: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью…».

В моде непререкаемым авторитетом для нее был Пьер Карден, а в музыке – Родион Щедрин.

  • Во время гастролей Большого театра в Индии «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой был самым популярным среди местной публики. На одном из приемов в Дели балерина сидела рядом с премьер-министром страны Джавахарлалом Неру. Плисецкая поинтересовалась, почему местным зрителям так нравится ее танец. Оказалось, это связано с легендой о преданной птице: Неру подозвал переводчика-индуса и задал мне несколько занятных вопросов. Знаю ли я, что лебедь самое верное из живых существ на земле, что когда самец погибает, то самка, взмыв высоко в небо, камнем бросается на землю, не раскрыв крыльев, и разбивается насмерть. Что лебедь в смертельной агонии громко горестно стонет, можно сказать поет, — звуки осмысленные и мелодичные. Что лебединое чувство семьи должно стать образцом для человечества.

В последние годы жизни Плисецкая не танцевала, она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015 года в Большом театре планировали провести торжественный концерт в честь 90-летия балерины. До своего юбилея Майя Плисецкая не дожила — она умерла 2 мая 2015 года. В завещании она написала, чтобы после смерти мужа их прах соединили и развеяли над Россией.

Екатерина Максимова

Екатерина Максимова

Ульяна Лопаткина Ульяну Лопаткину называют второй  Майей Плисецкой . Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.  В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с  Николаем Цискаридзе . В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. 

Ульяна Лопаткина

Ульяну Лопаткину называют второй  Майей Плисецкой . Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину

В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.

В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с  Николаем Цискаридзе .

В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. 

Светлана Захарова В список лучших балерин нашего века заслуженно вошла Светлана Захарова. В 1995 году она получила предложение продолжить танцевальное образование в Академии имени А. Я. Вагановой, причем сразу же с последнего курса, а уже в следующем году выступала в Мариинском театре. В 2008 году Светлана стала первой русской балериной, которая удостоилась высокой чести, — знаменитый миланский театр «Ла Скала» предложил ей заключить контракт.

Светлана Захарова

В список лучших балерин нашего века заслуженно вошла Светлана Захарова.

В 1995 году она получила предложение продолжить танцевальное образование в Академии имени А. Я. Вагановой, причем сразу же с последнего курса, а уже в следующем году выступала в Мариинском театре.

В 2008 году Светлана стала первой русской балериной, которая удостоилась высокой чести, — знаменитый миланский театр «Ла Скала» предложил ей заключить контракт.

Диана Вишнёва Диана Вишнёва — российская артистка балета, в середине 90-х годов ставшая примой-балериной легендарного Мариинского театра, а спустя 10 лет еще и Американского театра балета. Она является обладательницей большого количества самых престижных наград: «Золотой софит», «Бенуа танца», «Золотая маска». Вишнёва считается одной из величайших балерин, продолжающих выходить на сцену. Профессиональные критики называют женщину универсальной танцовщицей и очень красиво сравнивают мастерство Дианы со скрипкой Страдивари. А всемирно известный журнал Forbes включил прославленную балерину в список «50 русских, завоевавших мир». Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый — урбанистический — образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. 

Диана Вишнёва

Диана Вишнёва — российская артистка балета, в середине 90-х годов ставшая примой-балериной легендарного Мариинского театра, а спустя 10 лет еще и Американского театра балета. Она является обладательницей большого количества самых престижных наград: «Золотой софит», «Бенуа танца», «Золотая маска».

Вишнёва считается одной из величайших балерин, продолжающих выходить на сцену. Профессиональные критики называют женщину универсальной танцовщицей и очень красиво сравнивают мастерство Дианы со скрипкой Страдивари. А всемирно известный журнал Forbes включил прославленную балерину в список «50 русских, завоевавших мир».

Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый — урбанистический — образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. 

Михаил Фокин Михаил Михайлович Фокин  (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

Михаил Фокин

  • Михаил Михайлович Фокин  (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!