Тема урока:
«ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНИМИ ОБОРОТАМИ»
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
- Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
- Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
- Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
- Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
Игорь Эммануилович
Грабарь
1871 - 1960
«Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» И.Грабарь
1.Во двор дома художников на Масловке входил совершенно окоченевшим - и от славного утреннего московского мороза и от непреодолимой робости. 2.Что-то попытался спросить у складывавшего мольберт разрумянившегося старичка-крепыша в шубе дореволюционного покроя и в валенках, но сразу же, уловив на себе его суровый и вместе с тем - лукавый, колющий взгляд, проглотил свой вопрос, словно провинившийся мальчишка - сосульку. 3.Передо мной был сам Игорь Грабарь. 4.Не дождавшись моих дежурных, необязательных фраз, он сразу же отрубил: "Поздненько, молодой человек! У меня утро - до восьми. Если не затруднит - жду завтра. Утречком!" 5.И ловко, даже молодцевато, скрылся в подъезде.
6.Надо ли говорить, что на следующий день, не менее морозный, вышагивал по Тверской в сторону "Динамо" уже с пяти часов, не надеясь на какой-либо транспорт и поеживаясь в своей потасканной фронтовой шинели. 7.В знакомом дворе было пусто и серовато, и лишь деревья на стадионе начинали светиться голубым предрассветным сполохом. 8.Ровно в шесть из подъезда вышел Игорь Грабарь, ловко расставил мольберт, что-то поколдовал на палитре, водрузил на уже порозовевший крупный нос круглые очки и как бы исчез от меня в незримом диалоге с этюдом. 9.Шли долгие и долгие минуты моего постепенного окоченения и вместе с тем - восхищения от непосредственного созерцания великого таинства творчества. 10.Мазок за мазком, затем - острый, я бы даже сказал - колючий взгляд в сторону стадиона, где постепенно высвечивалось полюбившееся художнику одинокое заснеженное дерево и снова - выверенные броски от палитры - к холсту на подрамнике. 11.На этом ровно в восемь и закончился наш странный диалог, и академик исчез в подъезде.
12.Так продолжалось около недели. 13.Но однажды, меня всё же пригласили посетить мастерскую художника. 14.В ней-то я отогрелся и в буквальном, и в переносном смысле слова, заслушиваясь четким, но эмоциональным монологом о его своем жизненном пути, о годах учения в Мюнхене, о влиянии на мастеров начала двадцатого века.
15.В конце разговора он неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу "Вопросы реставрации" с его знаменитым трудом о Рублеве, завершив наши встречи вполне загадочной репликой: "Молчание - это ведь тоже творчество!".
16.Лишь через десятилетия я вспомнил, что за все встречи с живой историей и символом русской художественной культуры - Игорем Грабарем высказал лишь одну мысль, сжатую в двух-трех фразах. 17.А быть может, перед прекрасным всегда следует молчать, отдавая ему дань восхищения?
В.А.Разумный
Проблема: почему перед прекрасным следует молчать, отдавая ему дань восхищения? (Понимание прекрасного чаще всего выражается не в словах, а в молчаливом восхищении);
Позиция : следует учиться видеть прекрасное и отдавать дань восхищения .
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.
Обособляются обстоятельства, выраженные:
- деепричастными оборотами, независимо от места в предложении :
- Я получаю истинное наслаждение, любуясь зимними пейзажами И.Грабаря.
- Из леса выбежав, березка одна стояла на юру.
- одиночными деепричастиями, которые сохраняют значение глагольности :
- Берёзки, распрямившись, стряхнули с себя тяжёлые охапки снега .
- Синея , блещут небеса.
Не обособляются:
- устойчивые обороты (фразеологизмы), близкие по значению к наречию:
- Заметая следы промчался по поляне заяц.
- Мороз трудился засучив рукава .
- одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям :
- Снег шёл вяло и нехотя .
- Художник не торопясь раскрыл мольберт.
- - одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым:
- Берёзки-подружки стоят подбоченясь.
- Огромные сосны сгорбились призадумавшись .
Восход солнца
Берёзовая аллея
Зима
Осенний снег
Иней
Утро
Мартовский снег
Зимний день
Ответы к заданию №2
Зимний вечер
Обособленные обстоятельства
1.Именно умение раскрыть глубину русской природы отражая её скромную красоту и одухотворённость принесло художнику известность. 2. Считая главным в живописи не только красоту но и поэзию правду душу он удивительно тонко передавал это в своих картинах. 3. Весело летят с заснеженной горы на деревянных санках деревенские ребятишки сметая всякого кто подвернётся на пути. 4.Подпоясав худенькие пальтишки дети бегут на ледяную горку и катятся вниз так что только ветер свистит в ушах. 5. Падая смеясь толкаясь устраивают они игры на льду. 6. И нипочём им мороз который раскрасив щёки уже щиплет за нос!
Февральская лазурь
Тест
1) Запятая ставится
1. Дорога идет извиваясь между деревьями.
2. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.
3. Спят журавли обыкновенно стоя.
4. Сгущаясь и темнея бежит по воде лиловая зыбь.
5. Волны шумят ударяясь о скалы.
6. Качаясь и поскрипывая пели деревья свою заунывную песню.
2) В каком варианте ответа правильно указаны и
объяснены все запятые?
Маленькая ёлочка (1) ловко примостившись (2) между деревьями-великанами (3) спокойно спит под снежным одеялом.
1)1, 3 – выделяется причастный оборот
2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
3) 1, 2 – выделяется причастный оборот
4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот
3) На месте каких цифр в данном предложении
должны стоять запятые?
Это совсем не просто (1) стоя на морозе (2) и (3) держа замерзающими руками кисточку (4) создавать неповторимые шедевры.
1) 1
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 4
4) 4
4) На месте каких цифр в данном предложении
должны стоять запятые?
Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2) раскачивается (3) наклоняясь всё ниже и ниже к земле.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
Ответы к тесту:
Всем удачи!
Спасибо!