СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку окружающего мира "Земля-кормилица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по окружающему миру разработана  к уроку "Земля-кормилица" для 4 класса по УМК "Школа РОссии".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира "Земля-кормилица".»

«Земля-кормилица»

«Земля-кормилица»

«Меня бьют, колотят, ворочают, режут,  А я все терплю  и добром плачу.»

«Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.»

Земля Почва Поверхность Суша Земной шар

Земля

Почва

Поверхность

Суша

Земной шар

Толковый словарь С.И.Ожегова: Земля - 1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.  

Толковый словарь С.И.Ожегова:

Земля -

1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю.

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

 

Цели урока: выяснить, почему землю называют кормилицей; познакомиться с различными видами почв; узнать, какие почвы есть в нашем крае; выяснить, что приносит почве вред и что нужно делать для её охраны

Цели урока:

  • выяснить, почему землю называют кормилицей;
  • познакомиться с различными видами почв;
  • узнать, какие почвы есть в нашем крае;
  • выяснить, что приносит почве вред и что нужно делать для её охраны
Земля – кормилица. Почему землю называют кормилицей? Как называется верхний слой земли? ПОЧВА

Земля – кормилица.

  • Почему землю называют кормилицей?
  • Как называется верхний слой земли?

ПОЧВА

Что такое почва?  Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Почву можно назвать кожей Земли. Это тончайшая живая плёнка. Если представить земной шар арбузом и растянуть всю почву равномерно по поверхности этого арбуза- Земли, то слой этот будет в 10 раз тоньше лезвия бритвы.

Что такое почва?

Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Почву можно назвать кожей Земли. Это тончайшая живая плёнка. Если представить земной шар арбузом и растянуть всю почву равномерно по поверхности этого арбуза- Земли, то слой этот будет в 10 раз тоньше лезвия бритвы.

В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь. Плодородные поля всегда считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.
  • В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь.
  • Плодородные поля всегда считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.

Первым исследователем почвы был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышла его работа «О слоях земных»

Первым исследователем почвы был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышла его работа «О слоях земных»

Из чего состоит почва? Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.

Из чего состоит почва?

  • Остатки сухих листьев.
  • Остатки старой травы.
  • Маленькие палочки.
  • Остатки сухих насекомых.
Основное свойство почвы – плодородие. Плодородие зависит от количества перегноя (гумуса).

Основное свойство почвы – плодородие. Плодородие зависит от количества перегноя (гумуса).

Практическая работа  Опыт 2  Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? Опыт 1  Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? В почве есть ВОДА . В почве есть  ВОЗДУХ .

Практическая работа

  • Опыт 2

Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?

  • Опыт 1

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?

В почве есть ВОДА .

  • В почве есть ВОЗДУХ .
Практическая работа Опыт 4  Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Опыт 3  Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? В почве есть  ПЕРЕГНОЙ . В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК .

Практическая работа

  • Опыт 4

Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?

  • Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?

В почве есть

ПЕРЕГНОЙ .

В почве есть

ГЛИНА и ПЕСОК .

Какого цвета почва? Почва тёмного цвета.

Какого цвета почва?

Почва тёмного

цвета.

ВОЗДУХ СОЛИ ПОЧВА ВОДА ГУМУС ПЕСОК ГЛИНА

ВОЗДУХ

СОЛИ

ПОЧВА

ВОДА

ГУМУС

ПЕСОК

ГЛИНА

От чего зависит плодородие почвы? От количества перегноя.

От чего зависит плодородие почвы?

  • От количества перегноя.
Учебник с.160 чернозём глинистая почва почва подзолистые почвы луговая почва песчаная болотная  почва почва торфяные почвы

Учебник с.160

чернозём

глинистая

почва

почва

подзолистые

почвы

луговая

почва

песчаная

болотная

почва

почва

торфяные

почвы

Разные типы почв

Разные типы почв

Тундровые почвы

Тундровые почвы

7 Образуются в условиях холодного климата и маломощного растительного покрова.

7

Образуются в условиях холодного климата и маломощного растительного покрова.

Кормовая база северного оленеводства

Кормовая база северного оленеводства

В тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы

В тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы

Избыточное увлажнение, мало гумуса

Избыточное увлажнение, мало гумуса

Требуют внесения удобрений, малоплодородные.

Требуют внесения удобрений,

малоплодородные.

Пригодны для сенокосов и пастбищ

Пригодны для сенокосов и пастбищ

Посевов зерновых культур 19

Посевов зерновых культур

19

Лиственные леса

Лиственные леса

В лиственных лесах – серые лесные почвы

В лиственных лесах – серые лесные почвы

В степях - чернозёмы

В степях - чернозёмы

Высокое содержание гумуса, очень плодородны

Высокое содержание гумуса, очень плодородны

Болотные почвы. Избыточное увлажнение, болотная растительность.

Болотные почвы. Избыточное увлажнение, болотная растительность.

После осушения выращивают сельскохозяйственные культуры 33

После осушения выращивают сельскохозяйственные культуры

33

Добывают торф 34

Добывают торф

34

Для лугов – луговые почвы. Формируются под луговой растительностью. 37

Для лугов – луговые почвы.

Формируются под луговой

растительностью.

37

Группы: луговые почвы степей и полупустынь,  аллювиально-луговые (в поймах рек),  38

Группы: луговые почвы степей и полупустынь,

аллювиально-луговые (в поймах рек),

38

Волшебная кладовая. Положишь в волшебную кладовую горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают.

Волшебная кладовая.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают.

И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки.

И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки.

Экологические проблемы

Экологические проблемы

Охрана почв

Охрана почв

Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

 Без хозяина земля круглая сирота.  Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.  Своя земля и в горсти мила.  Мать сыра - земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.

Без хозяина земля круглая сирота.

Добра мать для своих детей, а земля для всех людей.

Своя земля и в горсти мила.

Мать сыра - земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.

Домашнее задание Учебник с.160 – 163 Рабочая тетрадь: с.74-75

Домашнее задание

  • Учебник с.160 – 163
  • Рабочая тетрадь: с.74-75


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!