СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной презентации: повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения»

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Уточняющие, пояснительные

и присоединительные члены

предложения.

Цели урока Повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи. Подготовка к ЕГЭ.

Цели урока

  • Повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.
  • Формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи.
  • Подготовка к ЕГЭ.
Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Работа с учебником (Гольцовой). П.92 (с.92)  Какие члены предложения называются уточняющими ?  Уточняющими  называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения. В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми.

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

Работа с учебником (Гольцовой). П.92 (с.92)

Какие члены предложения называются уточняющими ?

Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения.

В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми.

 Какие члены предложения выступают  в роли уточняющих? Гроза началась вечером, часу в десятом. Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц. Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх. Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису.

Какие члены предложения выступают в роли уточняющих?

  • Гроза началась вечером, часу в десятом.
  • Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц.
  • Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх.
  • Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису.
Потренируемся Упр. 68 (7,8,9 предложения) 7. Всегда, особенно зимой, в низинах воздух был градусов на пять холоднее, чем на холмах. 8. Стёртая каменная лестница вела во второй этаж, в квартиру Шмидта. 10.Вошла молодая девушка, лет семнадцати.

Потренируемся

Упр. 68 (7,8,9 предложения)

7. Всегда, особенно зимой, в низинах воздух был градусов на пять холоднее, чем на холмах.

8. Стёртая каменная лестница вела во второй этаж, в квартиру Шмидта.

10.Вошла молодая девушка, лет семнадцати.

Уточняющие слова могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и др. Там, между полей, змеёй вилась дорога.

Уточняющие слова могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и др.

  • Там, между полей, змеёй вилась дорога.
Возьмите на заметку Уточняющие члены предложения выделяются не только запятой, реже – тире.  Гвардейцы шли по пёстрому – малиновому, лиловому – клеверному полю.

Возьмите на заметку

  • Уточняющие члены предложения выделяются не только запятой, реже – тире.

Гвардейцы шли по пёстрому – малиновому, лиловому – клеверному полю.

Потренируемся Списать, расставить знаки препинания, аргументировать 1) Там в вышине уже светило солнце. 2) Я проснулся поздно часу в пятом пополудни. 3) Степан устроился на полу около печки. 4) И о душе своей заботился солидно по-барски  

Потренируемся

Списать, расставить знаки препинания, аргументировать

1) Там в вышине уже светило солнце.

2) Я проснулся поздно часу в пятом пополудни.

3) Степан устроился на полу около печки.

4) И о душе своей заботился солидно по-барски

 

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами. Работа с учебником (с.94)  Какие члены предложения называются пояснительными ?  Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название .  Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе .

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.

Работа с учебником (с.94)

Какие члены предложения называются пояснительными ?

Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название .

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе .

Обратите внимание При отсутствии пояснительного союза обычно ставится тире. Профессия его была самая мирная – учитель. Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что… Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.

Обратите внимание

  • При отсутствии пояснительного союза обычно ставится тире.

Профессия его была самая мирная – учитель.

  • Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что…
  • Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.
  • Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.
Сравним Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес. Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски. В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.

Сравним

  • Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских.
  • Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес.
  • Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски.
  • В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.
Потренируемся Списать, расставить знаки препинания, аргументировать   1) Из оврага неслось воркование диких голубей или горлинок. 2) Разговор шёл один о погоде. 3) Она была воспитана по-старинному то есть окружена мамками и няньками.  

Потренируемся

  • Списать, расставить знаки препинания, аргументировать  

1) Из оврага неслось воркование диких голубей или горлинок.

2) Разговор шёл один о погоде.

3) Она была воспитана по-старинному то есть окружена мамками и няньками.

 

Работа с учебником (с.95)  Какие члены предложения называются присоединительными ? Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения. Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.  Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски .

Работа с учебником (с.95)

Какие члены предложения называются присоединительными ?

Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов:

даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски .

Возьмите на заметку При отсутствии союзов перед присоединительной конструкцией ставится тире. Нахожу очередной белый гриб – крепкий, ядрёный . Иногда перед присоединительной конструкцией можно поставить многоточие. Это передаёт прерванность речи, раздумье. Он ушёл от меня… навсегда.

Возьмите на заметку

  • При отсутствии союзов перед присоединительной конструкцией ставится тире.

Нахожу очередной белый гриб – крепкий, ядрёный .

  • Иногда перед присоединительной конструкцией можно поставить многоточие. Это передаёт прерванность речи, раздумье.

Он ушёл от меня… навсегда.

Потренируемся Выписать предложение с присоединительной конструкцией, расставить знаки препинания, аргументировать. 1) Мы доехали в возке то есть в крытой рогожей повозке. 2) Он не создал да и не мог создать ни одного крупного произведения. 3) Недалеко в стороне от гуся на матрасике лежал кот.  

Потренируемся

  • Выписать предложение с присоединительной конструкцией, расставить знаки препинания, аргументировать.

1) Мы доехали в возке то есть в крытой рогожей повозке.

2) Он не создал да и не мог создать ни одного крупного произведения.

3) Недалеко в стороне от гуся на матрасике лежал кот.

 

Потренируемся  Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления. 1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. 2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню. 3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт. 4. Босая она быстро сошла вниз. 5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости. 6. Остановившись он долго рассматривал след.  1, 4 2, 6 3, 5

Потренируемся

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.

1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.

3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.

4. Босая она быстро сошла вниз.

5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.

6. Остановившись он долго рассматривал след.

1, 4 2, 6 3, 5

Потренируемся 9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1) вин..грет, обд.лить, взгл..нуть 2) х..отический, конв..ировать, р..зарий 3) прим..рять (противников), б..хрома, декл..рация 4) в..трина, тр..туар, посв..тить (книгу) 5) разр..дить (обстановку), обл..котиться, просв..щение

Потренируемся

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) вин..грет, обд.лить, взгл..нуть

2) х..отический, конв..ировать, р..зарий

3) прим..рять (противников), б..хрома, декл..рация

4) в..трина, тр..туар, посв..тить (книгу)

5) разр..дить (обстановку), обл..котиться, просв..щение

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 1) от..брать, п..знавательный, под..браться 2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян 3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться 4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый 5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) от..брать, п..знавательный, под..браться

2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян

3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться

4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый

5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) закле..вать, сирен..вый 2) голуб..нький, затм..вать 3) прицел..вающийся, щавел..вый 4) засушл..вый, выпяч..вать 5) игруш..чный, понаде…вшись

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) закле..вать, сирен..вый

2) голуб..нький, затм..вать

3) прицел..вающийся, щавел..вый

4) засушл..вый, выпяч..вать

5) игруш..чный, понаде…вшись

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) зано..шь, украш..нный 2) обнаруж..шь, срубл..нный 3) осмотр..шься, наруша..мый 4) встрет..шь, остав..вший 5) провод..шь, заслуж..нный

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зано..шь, украш..нный

2) обнаруж..шь, срубл..нный

3) осмотр..шься, наруша..мый

4) встрет..шь, остав..вший

5) провод..шь, заслуж..нный

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. В астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

  • В астрономии, как н(1) в какой другой науке, количество людей разных профессий, влюблённых в эту науку, н(2)чуть н(3) меньше, а намного больше, чем профессиональных учёных.
14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца. 2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала. 3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой. 4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно — можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь. 5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • 1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца.
  • 2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала.
  • 3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой.
  • 4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно — можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.
  • 5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется одна буква Н. Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые деревя(4)ые бочки.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется одна буква Н.

  • Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые деревя(4)ые бочки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра. 2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков. 3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин. 4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба. 5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.

2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.

3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.

4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.

5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он (1) глядя на рассвет (2) вдыхал пряный утренний воздух и вглядывался (3) в сиявшую ему с неба (4) лазурь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он (1) глядя на рассвет (2) вдыхал пряный утренний воздух и вглядывался (3) в сиявшую ему с неба (4) лазурь.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Служили (1) помню (2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3) бывало (4) едва не сходили с ума.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Каждый вечер (1) по тенистой аллее сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) прогуливались влюблённые пары.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый вечер (1) по тенистой аллее сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) прогуливались влюблённые пары.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  • Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (2)Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». (3)Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. (4)Навстречу им вышли местные ахейцы. (5)Вожди сошлись – и Гилл пал. (6) Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. (7)Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. (8) Их союзником стал этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • (1) Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (2)Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». (3)Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. (4)Навстречу им вышли местные ахейцы. (5)Вожди сошлись – и Гилл пал. (6) Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. (7)Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. (8) Их союзником стал этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!