СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по творчеству П.Васильева "Иртыш"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по творчеству П.Васильева "Иртыш"»

Учитель русского языка и литературы:  Зайтенова К.Д.

Учитель русского языка

и литературы:

Зайтенова К.Д.

8.1.4.1 – определять основную мысль текста, выявляя автор скую позицию; 8.4.4.1 – писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор; 8.5.2.1 – использовать причастные обороты и заменять их синонимичными конструкциями
  • 8.1.4.1 – определять основную мысль текста, выявляя автор скую позицию;
  • 8.4.4.1 – писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор;
  • 8.5.2.1 – использовать причастные обороты и заменять их синонимичными конструкциями
Павел Николаевич Васильев родился в Казахстане, в городе Зайсане. Любовь к литературе привила поэту его мама. Уже в 10 лет он стал увлекаться поэзией и пробовал писать сам. Поэт восхищался природой края, людьми, любовался Иртышом, так как дом, в котором проходило его детство и отрочество, находился у реки. Одним из первых П. Васильев ввёл тему Казахстана в русскую поэзию. Многие его стихи – о Казахстане, Прииртышье, Алтае, рыбаках Зайсана, казахских аулах и казачьих станицах. Символично то, что для своего литературного творчества поэт избрал в качестве псевдонима казахское имя – Мухан Башметов. Его творческая уникальность в том, что он соединил в своей поэзии два мира, две культуры: русскую и казахскую. Павел Васильев свободно владел казахским языком, знал обычаи и традиции казахского народа, в его поэзии не только органично сочетались, но и взаимопроникали друг в друга русское и казахское начала .

Павел Николаевич Васильев родился в Казахстане, в городе Зайсане. Любовь к литературе привила поэту его мама. Уже в 10 лет он стал увлекаться поэзией и пробовал писать сам. Поэт восхищался природой края, людьми, любовался Иртышом, так как дом, в котором проходило его детство и отрочество, находился у реки. Одним из первых П. Васильев ввёл тему Казахстана в русскую поэзию. Многие его стихи – о Казахстане, Прииртышье, Алтае, рыбаках Зайсана, казахских аулах и казачьих станицах. Символично то, что для своего литературного творчества поэт избрал в качестве псевдонима казахское имя – Мухан Башметов. Его творческая уникальность в том, что он соединил в своей поэзии два мира, две культуры: русскую и казахскую. Павел Васильев свободно владел казахским языком, знал обычаи и традиции казахского народа, в его поэзии не только органично сочетались, но и взаимопроникали друг в друга русское и казахское начала .

Родительский дом поэта

Родительский дом поэта

В 1994 году дому детства был присвоен статус Дома-музея. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1920 по 1926 гг. жил великий русский поэт Павел Васильев»

В 1994 году дому детства был присвоен статус Дома-музея. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1920 по 1926 гг. жил великий русский поэт Павел Васильев»

Гостеприимная горница  Маленький домик был ветхим, без реконструкции не обошлись. Дом отстроили по чертежам заново, из чалдайского леса. Единственное, что сохранилось – это широкая половица в коридоре. Это те доски, по которым бегал Павел Васильев.

Гостеприимная горница Маленький домик был ветхим, без реконструкции не обошлись. Дом отстроили по чертежам заново, из чалдайского леса. Единственное, что сохранилось – это широкая половица в коридоре. Это те доски, по которым бегал Павел Васильев.

Мебель в горнице та, которой пользовался Павел Васильев; её передала в Павлодар из Рязани Наталья Павловна, дочь поэта.

Мебель в горнице та, которой пользовался Павел Васильев; её передала в Павлодар из Рязани Наталья Павловна, дочь поэта.

основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение человека к тому, что он говорит

основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение человека к тому, что он говорит

Тугой - қатты керілген, тартып байланған Шатучие –қимылдап тұрған Чалка - арқан кемеге арналған Приречные станицы -өзен бойындағы қазақтардың ауылдары Дородные -үлкен, ірі Трюм -кеменің ішкі кабинасы Досужие - бос уақыт

Тугой - қатты керілген, тартып байланған

Шатучие –қимылдап тұрған

Чалка - арқан кемеге арналған

Приречные станицы -өзен бойындағы қазақтардың ауылдары

Дородные -үлкен, ірі

Трюм -кеменің ішкі кабинасы

Досужие - бос уақыт

Камыш высок, осока высока,

Тоской набух тугой сосок волчицы,

Слетает птица с дикого песка ,

Крылами бьёт и на волну садится.

Река просторной родины моей,

Просторная,

Иди под непогодой,

Теки, Иртыш, выплёскивай язей –

Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый .

Светла твоя подводная гроза,

Быстры волны шатучие качели ,

И в глубине раскрытые глаза

У плавуна , как звёзды , порыжели.

И в погребах песчаных в глубине,

С косой до пят, румяными устами,

У сундуков незапертых на дне

Лежат красавки с щучьими хвостами

Теки, Иртыш! Любуюсь, не дыша,

Одним тобой, красавец остроскулый.

Оставив целым мёду полковша,

Роскошествуя, лето потонуло.

Мы встретились. Я чалки не отдам,

Я сердца вновь вручу тебе удары...

По гребням пенистым, по лебедям

Ударили колёса «Товар-пара».

Он шёл, одетый в золото и медь,

Грудастый шёл. Наряженные в ситцы,

Ладонь к бровям, сбегались поглядеть

Досужие приречные станицы.

Как медлит он, теченье поборов,

Покачиваясь на волнах дородных

Над неоглядной далью островов

Приветственный погуливает рёв –

Бродячий сын компаний пароходных.

Катайте бочки, сыпьте в трюмы хлеб,

Ссыпайте соль, которою богаты.

Мне б горсть большого урожая, мне б

Большой воды, грудные перека ты

Изобразительно-выразительные средства Примеры из текста Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Метафора

Олицетворение

Эпитет

Сравнение

Для чего поэт использует изобразиельные средства, что он хочет выразить с помощью них? Посмотрите на картинки , таким был Иртыш во времена П.Васильева ,таким видели Иртыш видные деятели казахского народа Шакарим, Абай, М.Ауэзов и др.  Работа с рисунком Какая связь между рисунком и темой урока?
  • Для чего поэт использует изобразиельные средства, что он хочет выразить с помощью них?
  • Посмотрите на картинки , таким был Иртыш во времена П.Васильева ,таким видели Иртыш видные деятели казахского народа Шакарим, Абай, М.Ауэзов и др.
  • Работа с рисунком
  • Какая связь между рисунком и темой урока?
Глава государства отметил, что крупные реки Сырдарья и Амударья сейчас очень зарегулированы. На их бассейнах расположены 80 водохранилищ, суммарным объемом более 65 кубических километров. Он заявил, что рассчитывает на конструктивное взаимодействие со странами-соседями. Токаев выделил, объем ледников, главного источника воды в Аральском море, сократился за последние 50 лет на 30%. По оценкам аналитиков, к 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3% от ВВП в год, что приведет к появлению около пяти миллионов внутренних «климатических» мигрантов, — заявил президент.
  • Глава государства отметил, что крупные реки Сырдарья и Амударья сейчас очень зарегулированы. На их бассейнах расположены 80 водохранилищ, суммарным объемом более 65 кубических километров. Он заявил, что рассчитывает на конструктивное взаимодействие со странами-соседями.
  • Токаев выделил, объем ледников, главного источника воды в Аральском море, сократился за последние 50 лет на 30%.
  • По оценкам аналитиков, к 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3% от ВВП в год, что приведет к появлению около пяти миллионов внутренних «климатических» мигрантов, — заявил президент.
Преобразуйте глаголы в синонимичные конструкции 1. Поэт  2. Родился в Казахстане  3. Восхищался природой края  4. Соединил в своей поэзии два мира, две культуры  5. свободно владел казахским языком  6. Знал обычаи и традиции казахского народа.  7.Сочетались и проникали в друг друга русское и казахское начала.
  • Преобразуйте глаголы в синонимичные конструкции
  • 1. Поэт 2. Родился в Казахстане 3. Восхищался природой края 4. Соединил в своей поэзии два мира, две культуры 5. свободно владел казахским языком 6. Знал обычаи и традиции казахского народа. 7.Сочетались и проникали в друг друга русское и казахское начала.
1. Поэт  2. Родился в Казахстане  3. Восхищался природой края  4. Соединил в своей поэзии два мира, две культуры  5. свободно владел казахским языком  6. Знал обычаи и традиции казахского народа.  7.Сочетались и проникали в друг друга русское и казахское начала 1.Поэт 2.Родившийся в Казахстане Восхищавшийся (восхищающийся)природой… 3.Соединивший 9соединяющий)в своей… 5 Свободно владеющий(владевший) 6.Знавший(знающий) обычаи 7.Сочетающие и проникающие(сочетавшие,проникавшие в друг друга..
  • 1. Поэт 2. Родился в Казахстане 3. Восхищался природой края 4. Соединил в своей поэзии два мира, две культуры 5. свободно владел казахским языком 6. Знал обычаи и традиции казахского народа. 7.Сочетались и проникали в друг друга русское и казахское начала

1.Поэт

2.Родившийся в Казахстане

Восхищавшийся (восхищающийся)природой…

3.Соединивший 9соединяющий)в своей…

5 Свободно владеющий(владевший)

6.Знавший(знающий) обычаи

7.Сочетающие и проникающие(сочетавшие,проникавшие в друг друга..

1группа-синквейн 2группа-акростих 3группа –Памятка«Берегите воду»

1группа-синквейн

2группа-акростих

3группа –Памятка«Берегите воду»

  Я опьянен неведомым азартом,  Сижу в кругу таких же игроков.  Судьба тасует розовые карты  Предательского крапа вечеров.  Мы не устанем за удачей  гнаться,  Но уж давно размерен каждый ход.  Всем предназначено равно нам  проиграться ,  И в выигрыше будет- банкомет.  О дорогая! Ты поймешь, конечно,  Вот почему, хоть властвует азарт,  В кругу других играю так беспечно И не роняю шелестящих карт.   1929 г.

Я опьянен неведомым азартом, Сижу в кругу таких же игроков. Судьба тасует розовые карты Предательского крапа вечеров. Мы не устанем за удачей гнаться, Но уж давно размерен каждый ход. Всем предназначено равно нам проиграться , И в выигрыше будет- банкомет. О дорогая! Ты поймешь, конечно, Вот почему, хоть властвует азарт, В кругу других играю так беспечно

И не роняю шелестящих карт. 1929 г.

Напишите эссе «Что значит любить родину».

Напишите эссе «Что значит любить родину».

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством поэта Павла Васильева. Жизнь и творчество нашего гениального земляка Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном. Его поэзия, как и Иртыш, соединяет Павлодар и Омск, Казахстан и Россию. Поэзия Павла Васильева - это кладезь живительной любви, из которого могут черпать многие и многие поколения. Сборники стихов П.Васильева откроют вам мир необычной поэзии, ярких образов, мир казахской степи.  

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством поэта Павла Васильева. Жизнь и творчество нашего гениального земляка Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном. Его поэзия, как и Иртыш, соединяет Павлодар и Омск, Казахстан и Россию. Поэзия Павла Васильева - это кладезь живительной любви, из которого могут черпать многие и многие поколения. Сборники стихов П.Васильева откроют вам мир необычной поэзии, ярких образов, мир казахской степи.  

Достигли ли мы цели урока? Какие задачи мы выполнили,чтобы достичь цели? Если вы считаете, что плодотворно провели время заполните аквариум водой, если –нет,то “капли воды” расплескайте мимо аквариума.(ученики приклеивают свои капельки воды на аквариум,если достигли цели)

Достигли ли мы цели урока?

Какие задачи мы выполнили,чтобы достичь цели?

Если вы считаете, что плодотворно провели время заполните аквариум водой, если –нет,то “капли воды” расплескайте мимо аквариума.(ученики приклеивают свои капельки воды на аквариум,если достигли цели)

Этот урок был плодотворным, я не потратил напрасно дорогое время. Я понял, что... Я свою капельку труда внес в этот урок, поэтому прикреплю свой смайлик на аквариум и заполню его.Лучше всего у меня получилось... Я не совсем понял тему, потратил свое время нерационально …..мой смайлик вне аквариума.
  • Этот урок был плодотворным, я не потратил напрасно дорогое время. Я понял, что...
  • Я свою капельку труда внес в этот урок, поэтому прикреплю свой смайлик на аквариум и заполню его.Лучше всего у меня получилось...
  • Я не совсем понял тему, потратил свое время нерационально …..мой смайлик вне аквариума.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!