СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы, их особенности употребления"10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы, их особенности употребления"10 класс»

Урок русского языка … ?!

Урок русского языка

… ?!

 … вслед за нотками письма  Дорогие мои , красны девицы и добры молодцы! Спешу поздравить Вас с замечательным праздником – Международным Днем музыки! Музыка – это воздух! Музыка – это международный язык общения всех культурных людей! Музыка – это краеугольный камень нашей жизни! Музыка, музыка, музыка… Но не будем долго петь дифирамбы музыке. Скажем только, что музыка сопровождает человека повсюду. Даже на уроках русского языка. Поэтому желаю вам сейчас не плясать под дудку соседа по парте. Не будьте бесструнными балалайками, чтобы учителю не пришлось танцевать от печки. И пусть сегодня играть первую скрипку будут ОНИ …

вслед за нотками письма

Дорогие мои , красны девицы и добры молодцы! Спешу поздравить Вас с замечательным праздником – Международным Днем музыки! Музыка – это воздух! Музыка – это международный язык общения всех культурных людей! Музыка – это краеугольный камень нашей жизни! Музыка, музыка, музыка… Но не будем долго петь дифирамбы музыке. Скажем только, что музыка сопровождает человека повсюду. Даже на уроках русского языка. Поэтому желаю вам сейчас не плясать под дудку соседа по парте. Не будьте бесструнными балалайками, чтобы учителю не пришлось танцевать от печки. И пусть сегодня играть первую скрипку будут ОНИ …

 … вслед за нотками письма  Дорогие мои , красны девицы и добры молодцы ! Спешу поздравить Вас с замечательным праздником – Международным Днем музыки! Музыка – это воздух! Музыка – это международный язык общения всех культурных людей! Музыка – это краеугольный камень нашей жизни! Музыка, музыка, музыка… Но не будем долго петь дифирамбы музыке. Скажем только, что музыка сопровождает человека повсюду. Даже на уроках русского языка. Поэтому желаю вам сейчас не плясать под дудку соседа по парте. Не будьте бесструнными балалайками , чтобы учителю не пришлось танцевать от печки . И пусть сегодня играть первую скрипку будут ОНИ …

вслед за нотками письма

Дорогие мои , красны девицы и добры молодцы ! Спешу поздравить Вас с замечательным праздником – Международным Днем музыки! Музыка – это воздух! Музыка – это международный язык общения всех культурных людей! Музыка – это краеугольный камень нашей жизни! Музыка, музыка, музыка… Но не будем долго петь дифирамбы музыке. Скажем только, что музыка сопровождает человека повсюду. Даже на уроках русского языка. Поэтому желаю вам сейчас не плясать под дудку соседа по парте. Не будьте бесструнными балалайками , чтобы учителю не пришлось танцевать от печки . И пусть сегодня играть первую скрипку будут ОНИ …

Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся … 2. Поразмышляем… 3. Подумаем… 4. Проанализируем… 5. Расширим … 6. Узнаем … 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся …
  • 2. Поразмышляем…
  • 3. Подумаем…
  • 4. Проанализируем…
  • 5. Расширим …
  • 6. Узнаем …
  • 7. Определим …

Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем … 3. Подумаем, какое … 4. Проанализируем… 5. Расширим знания… 6. Узнаем … 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем …
  • 3. Подумаем, какое …
  • 4. Проанализируем…
  • 5. Расширим знания…
  • 6. Узнаем …
  • 7. Определим …
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний 3. Подумаем, какое значение … 4. Проанализируем … 5. Расширим знания … 6. Узнаем … 7. Определим…

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний
  • 3. Подумаем, какое значение …
  • 4. Проанализируем …
  • 5. Расширим знания …
  • 6. Узнаем …
  • 7. Определим…
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека 4. Проанализируем… 5. Расширим … 6. Узнаем о … 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека
  • 4. Проанализируем…
  • 5. Расширим …
  • 6. Узнаем о …
  • 7. Определим …
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении 5. Расширим знания о … 6. Узнаем … 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении
  • 5. Расширим знания о …
  • 6. Узнаем …
  • 7. Определим …
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов 6. Узнаем … 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении
  • 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов
  • 6. Узнаем …
  • 7. Определим …
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении . 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях 7. Определим …

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении .
  • 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов
  • 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях
  • 7. Определим …
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях 7. Определим степень продвижения к цели

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении
  • 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов
  • 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях
  • 7. Определим степень продвижения к цели
… источники  идиома От греч. Idioma – своеобразное выражение . Оборот речи, не передаваемый дословно на другой язык

источники

  • идиома
  • От греч. Idioma – своеобразное выражение .
  • Оборот речи, не передаваемый дословно на другой язык
Какие элементы слова вы можете перевести на русский язык? Фразеология

Какие элементы слова вы можете перевести на русский язык?

Фразеология

 Значение термина «фразеология» От греч. phrasis «фразис» – фраза, выражение  « logos» – учение

Значение термина «фразеология»

  • От греч. phrasis «фразис» – фраза, выражение
  • « logos» – учение

Работа над термином  Учение о фразах

Работа над термином

  • Учение о фразах
«Конструируем» термин Профессионализмы

«Конструируем» термин

  • Профессионализмы
«Конструируем» термин Диалектизмы

«Конструируем» термин

  • Диалектизмы
«Конструируем» термин Прибавьте одинаковую морфему к основе слова фразеология  Профессионализмы Диалектизмы   фразеологи я + …?

«Конструируем» термин

  • Прибавьте одинаковую морфему к основе слова фразеология

Профессионализмы

Диалектизмы

фразеологи я + …?

Термин Фразеологизмы

Термин

  • Фразеологизмы

Задание 2. Лингвистический эксперимент

Исходный текст

Измененный текст

– Ты знаешь хоть название улицы, которая тебе нужна?

  • – Ты знаешь хоть название улицы, которая тебе нужна?
  • – Нет… вроде… авеню, – пав духом, пробормотала Поллианна.
  • – Авенью-ю, вот даже как! А номер дома? Можешь мне сказать? Ну, подумай !
  • – Н-нет… помню только, что там есть цифра семь, и там есть сквер посередине улицы, – с робкой надеждой ответила Поллианна.
  • – Коммонуэлс-авеню, точно! Вот где ты живешь! Я понял.
  • – О, ты уверен, что это та самая улица? Название звучит похоже…

– Нет… как-то… вроде… авеню, – пав духом, пробормотала Поллианна.

– Авенью-ю, вот даже как! А номер дома? Можешь мне сказать? Ну, почеши в затылке !

Почесать… в затылке? – Поллианна недоуменно приподняла брови и неуверенно поднесла руку к волосам

– Я помню, что там такой чудесный длинный сквер. Он идет вдоль всей улицы, прямо посередине.

– Коммонуэлс-авеню, точно! Вот где ты живешь! Вот где собака зарыта!

– О, ты уверен, что это та самая улица? Название звучит похоже… Только не знаю, что ты хочешь сказать о собаке… Там нет никаких собак, и я не думаю, что кому-нибудь позволили бы…

Сравните: ! ! Почесать в затылке ? ? ? Почесать в затылке ?

Сравните:

!

!

  • Почесать в затылке
  • ?
  • ?
  • ?
  • Почесать в затылке
  • ?
Сравните: ! ! Почесать затылок голова Почесать в затылке

Сравните:

!

!

  • Почесать затылок
  • голова
  • Почесать в затылке
Сравните: ! ! Почесать в затылке голова  рука Почесать в затылке

Сравните:

!

!

  • Почесать в затылке
  • голова
  • рука
  • Почесать в затылке
Сравните: ! ! Почесать в затылке Нос Рука Щека Почесать в затылке

Сравните:

!

!

  • Почесать в затылке
  • Нос
  • Рука
  • Щека
  • Почесать в затылке
Сравните: ! ! Почесать в затылке Нос Руку Щеку Почесать в затылке подумать

Сравните:

!

!

  • Почесать в затылке
  • Нос
  • Руку
  • Щеку
  • Почесать в затылке
  • подумать
Какое заметили противоречие?  ? ! ? Почесать в затылке Нос Руку Щеку Почесать в затылке ЛЗ «действие» +  ЛЗ «предмет» ЛЗ - лексическое значение

Какое заметили противоречие?

?

!

?

  • Почесать в затылке
  • Нос
  • Руку
  • Щеку
  • Почесать в затылке

ЛЗ «действие» +

ЛЗ «предмет»

ЛЗ - лексическое значение

Какое заметили противоречие?  ? ! ? Почесать в затылке Нос Руку Щеку Почесать в затылке ЛЗ «действие» +  ЛЗ «предмет» ЛЗ - лексическое значение  ЛЗ «подумать»

Какое заметили противоречие?

?

!

?

  • Почесать в затылке
  • Нос
  • Руку
  • Щеку
  • Почесать в затылке

ЛЗ «действие» +

ЛЗ «предмет»

ЛЗ - лексическое значение

ЛЗ «подумать»

 Устойчивые выражения  Фразеология 3 Признаки 2 4 ? Фразео- логизмы 1 5  Понятие 8 7 6 Роль в речи

Устойчивые выражения

Фразеология

3

Признаки

2

4

?

Фразео-

логизмы

1

5

Понятие

8

7

6

Роль в речи

 Устойчивые выражения  Фразеология 3 Признаки 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы 1 5  Понятие ? 7 8 6 Роль в речи

Устойчивые выражения

Фразеология

3

Признаки

2

4

Переносное

значение

Фразео-

логизмы

1

5

Понятие

?

7

8

6

Роль в речи

 Устойчивые выражения  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение (образность) Фразео- логизмы 1 5  ПОНЯТИЕ Эмоционально украшают речь Яркие Выразительные 6 8 7 Роль в речи

Устойчивые выражения

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

(образность)

Фразео-

логизмы

1

5

ПОНЯТИЕ

Эмоционально

украшают речь

Яркие

Выразительные

6

8

7

Роль в речи

… источники To be puzzled - дословно  «стань озадаченной»

источники

  • To be puzzled - дословно
  • «стань озадаченной»
 Источники… Например, фразеологизм  «ни жив ни мертв» является  калькой латинского  neque vivens neque defunctus , попасть в историю – калькой с немецкого,  не в своей тарелке – с французского.

Источники…

  • Например, фразеологизм

«ни жив ни мертв» является

калькой латинского

neque vivens neque defunctus ,

  • попасть в историю – калькой с немецкого,
  • не в своей тарелке – с французского.
Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 1 5 Современный толковый словарь ПОНЯТИЕ русского языка ? ? ? ? ? 6 8 ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРЫ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

1

5

Современный толковый словарь

ПОНЯТИЕ

русского языка

?

?

?

?

?

6

8

ИСТОЧНИКИ

ПРИМЕРЫ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Число (письменная речь, работа в тетрадях)  Фразеология –раздел языка, изучающий устойчивые сочетания слов различного типа. Второе значение этого слова – состав, совокупность устойчивых сочетаний (например, русская фразеология)

Число (письменная речь, работа в тетрадях)

  • Фразеология –раздел языка, изучающий устойчивые сочетания слов различного типа. Второе значение этого слова – состав, совокупность устойчивых сочетаний (например, русская фразеология)
Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека. 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении. 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях. 7. Определим степень продвижения к цели. 8. Узнаем о различных типах во фразеологии.

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека.
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении.
  • 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов
  • 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях.
  • 7. Определим степень продвижения к цели.
  • 8. Узнаем о различных типах во фразеологии.
Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 5 1 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка 6 8 ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

5

1

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

6

8

ПРИМЕРЫ

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

… из словарной статьи   краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень краеугольный камень

из словарной статьи

  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
  • краеугольный камень
… из словарной статьи петь дифирамбы петь оды возводить на пьедестал

из словарной статьи

петь дифирамбы

петь оды

возводить на пьедестал

 … из словаря фразеологических синонимов танцевать от печки начинать с азов начать с нуля начать с чистого листа    заново родиться   подвести черту

из словаря фразеологических синонимов

танцевать от печки

начинать с азов

начать с нуля

начать с чистого листа 

  заново родиться

подвести черту

… из словаря фразеологических синонимов русского языка   бесструнные балалайки язык без костей находка для шпиона  молоть языком молчание - золото  хранить молчание  спрятать язык за зубами

из словаря фразеологических синонимов русского языка

  • бесструнные балалайки
  • язык без костей
  • находка для шпиона

молоть языком

  • молчание - золото
  • хранить молчание
  • спрятать язык за зубами
… из словарной статьи играть первую скрипку

из словарной статьи

  • играть первую скрипку
Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 1 5 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка УНТ 8 6 ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

1

5

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

УНТ

8

6

ПРИМЕРЫ

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 1 5 Современный толковый словарь ПОНЯТИЕ русского языка УНТ БЫТ 6 8 ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

1

5

Современный толковый словарь

ПОНЯТИЕ

русского языка

УНТ

БЫТ

6

8

ПРИМЕРЫ

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 1 5 Современный толковый словарь ПОНЯТИЕ русского языка УНТ БЫТ МИФЫ 8 6 ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

1

5

Современный толковый словарь

ПОНЯТИЕ

русского языка

УНТ

БЫТ

МИФЫ

8

6

ПРИМЕРЫ

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 5 1 Современный толковый словарь ПОНЯТИЕ русского языка УНТ БЫТ МИФЫ История 8 6 ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРЫ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

5

1

Современный толковый словарь

ПОНЯТИЕ

русского языка

УНТ

БЫТ

МИФЫ

История

8

6

ИСТОЧНИКИ

ПРИМЕРЫ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический  словарь  русского языка Заимствование иноязычных фраз  Фразеология 3 2 ПРИЗНАКИ 4 Переносное значение Фразео- логизмы ПРОИСХОЖДЕНИЕ Краткое образное выражение 1 5 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка УНТ Быт Мифы История Профессия Библия Литература 6 8 ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный

фразеологический

словарь

русского языка

Заимствование иноязычных фраз

Фразеология

3

2

ПРИЗНАКИ

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Краткое образное выражение

1

5

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

УНТ

Быт

Мифы

История

Профессия

Библия

Литература

6

8

ПРИМЕРЫ

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Светиться от радости  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение Фразео- логизмы Краткое образное выражение 5 1 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка Словарная статья 8 6 ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Светиться от радости

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

Фразео-

логизмы

Краткое образное выражение

5

1

ПОНЯТИЕ

Современный

толковый словарь

русского языка

Словарная статья

8

6

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

 Соедините фразеологизмы и их значения в унисон в той же манере говорить говорить соответственно настроению попадать в тон говорить одно и то же не имеет прямого отношения петь ту же песню из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять заводить пластинку один и тот же разговор

Соедините фразеологизмы и их значения

в унисон

в той же манере говорить

говорить соответственно настроению

попадать в тон

говорить одно и то же

не имеет прямого отношения

петь ту же песню

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

заводить пластинку

один и тот же разговор

 Соедините значение и толкование в унисон в той же манере говорить говорить соответственно настроению попадать в тон говорить одно и то же не имеет прямого отношения петь ту же песню из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять заводить пластинку один и тот же разговор

Соедините значение и толкование

в унисон

в той же манере говорить

говорить соответственно настроению

попадать в тон

говорить одно и то же

не имеет прямого отношения

петь ту же песню

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

заводить пластинку

один и тот же разговор

 Соедините значение и толкование в той же манере говорить в унисон говорить соответственно настроению попадать в тон говорить одно и то же петь ту же песню не имеет прямого отношения из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять заводить пластинку один и тот же разговор

Соедините значение и толкование

в той же манере говорить

в унисон

говорить соответственно настроению

попадать в тон

говорить одно и то же

петь ту же песню

не имеет прямого отношения

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

заводить пластинку

один и тот же разговор

 Соедините значение и толкование в той же манере говорить в унисон попадать в тон говорить соответственно настроению говорить одно и то же не имеет прямого отношения петь ту же песню из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять заводить пластинку один и тот же разговор

Соедините значение и толкование

в той же манере говорить

в унисон

попадать в тон

говорить соответственно настроению

говорить одно и то же

не имеет прямого отношения

петь ту же песню

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

заводить пластинку

один и тот же разговор

 Соедините значение и толкование в той же манере говорить в унисон попадать в тон говорить соответственно настроению говорить одно и то же не имеет прямого отношения петь ту же песню из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять заводить пластинку один и тот же разговор

Соедините значение и толкование

в той же манере говорить

в унисон

попадать в тон

говорить соответственно настроению

говорить одно и то же

не имеет прямого отношения

петь ту же песню

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

заводить пластинку

один и тот же разговор

 Соедините значение и толкование в той же манере говорить в унисон попадать в тон говорить соответственно настроению говорить одно и то же не имеет прямого отношения петь ту же песню из другой оперы многократно повторять крутить шарманку один и тот же разговор многократно возобновлять один и тот же разговор заводить пластинку

Соедините значение и толкование

в той же манере говорить

в унисон

попадать в тон

говорить соответственно настроению

говорить одно и то же

не имеет прямого отношения

петь ту же песню

из другой оперы

многократно повторять

крутить шарманку

один и тот же разговор

многократно возобновлять

один и тот же разговор

заводить пластинку

Школьный фразеологический  словарь русского языка Светиться от радости  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение синонимы Фразео- логизмы Краткое образное выражение 5 1 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка Словарная статья 6 8 ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический

словарь русского языка

Светиться от радости

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

синонимы

Фразео-

логизмы

Краткое образное выражение

5

1

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

Словарная статья

6

8

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический  словарь русского языка Светиться от радости  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение синонимы Антонимы Фразео- логизмы Краткое образное выражение 5 1 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка Словарная статья 6 8 ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический

словарь русского языка

Светиться от радости

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

синонимы

Антонимы

Фразео-

логизмы

Краткое образное выражение

5

1

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

Словарная статья

6

8

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

 Упражнение 77 (стр.47)   1) Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей (М.)  2)На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом уже спал.(П.)

Упражнение 77 (стр.47)

1) Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей (М.)

2)На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом уже спал.(П.)

Школьный фразеологический  словарь русского языка Светиться от радости  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 2 4 Переносное значение синонимы Один член предложения Антонимы Фразео- логизмы Краткое образное выражение 5 1 ПОНЯТИЕ Современный толковый словарь русского языка Словарная статья 8 6 ИСТОЧНИКИ 7 РОЛЬ В РЕЧИ

Школьный фразеологический

словарь русского языка

Светиться от радости

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

2

4

Переносное значение

синонимы

Один член

предложения

Антонимы

Фразео-

логизмы

Краткое образное выражение

5

1

ПОНЯТИЕ

Современный толковый словарь

русского языка

Словарная статья

8

6

ИСТОЧНИКИ

7

РОЛЬ В РЕЧИ

… необычные слова Сказка про белого бычка Играть в бирюльки  Медведь на ухо наступил Кровь с молоком Мал золотник, да дорог

необычные слова

  • Сказка про белого бычка
  • Играть в бирюльки

Медведь на ухо наступил

  • Кровь с молоком
  • Мал золотник, да дорог
… не столь заметные передать привет держать слово

не столь заметные

  • передать привет
  • держать слово
… необычные слова Сказка про белого бычка Играть в бирюльки  Медведь на ухо наступил Кровь с молоком Мал золотник да дорог ?  (да = и или да = но)

необычные слова

  • Сказка про белого бычка
  • Играть в бирюльки

Медведь на ухо наступил

  • Кровь с молоком
  • Мал золотник да дорог ?

(да = и или да = но)

 … дополни диалог ? ? - Паша, пой потише! -Да, Павлуша, похоже _______________?  - Паша, ты уже целый час за компьютером!  - Бабушка. Я ведь только начал! Сейчас пройду лабиринт, потом второй уровень, а потом …  - Не рассказывай мне ______________________?  Одно и то же каждый день!  Выключай немедленно!

дополни диалог

?

?

- Паша, пой потише!

-Да, Павлуша, похоже _______________?

- Паша, ты уже целый час за компьютером!

- Бабушка. Я ведь только начал! Сейчас пройду лабиринт, потом второй уровень, а потом …

- Не рассказывай мне ______________________?

Одно и то же каждый день!

Выключай немедленно!

Заимствованные Исконно русские Из старославянского языка  Фразеология 3 ПРИЗНАКИ 4 2 Является одним членом предложения Заменяется одним словом Синонимы Переносное значение Антонимы 1 Фразео- логизмы 5 понятие происхождение Устойчивое выражение Эмоционально украшают речь 6 8 7 Роль в речи

Заимствованные

Исконно русские

Из старославянского языка

Фразеология

3

ПРИЗНАКИ

4

2

Является одним членом предложения

Заменяется одним словом

Синонимы

Переносное значение

Антонимы

1

Фразео-

логизмы

5

понятие

происхождение

Устойчивое выражение

Эмоционально украшают речь

6

8

7

Роль в речи

 Известные ученые лингвисты Шанский, Николай Максимович Виноградов, Виктор Владимирович  1894-1969  1922-2005

Известные ученые лингвисты

Шанский, Николай Максимович

Виноградов, Виктор Владимирович

1894-1969

1922-2005

Что будем делать на уроке ?  (Наши задачи) 1. Познакомимся с понятием фразеология. 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний. 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении. 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях 7. Определим степень продвижения к цели 8. Узнаем о различных типах во фразеологии

Что будем делать на уроке ? (Наши задачи)

  • 1. Познакомимся с понятием фразеология.
  • 2. Поразмышляем о различении свободных сочетаний слов от несвободных словосочетаний.
  • 3. Подумаем, какое значение фразеологизмы играют в речи человека
  • 4. Проанализируем синтаксическую роль фразеологизмов в предложении.
  • 5. Расширим знания о происхождении фразеологизмов
  • 6. Узнаем о понятии фразеологизма в его узком и широком значениях
  • 7. Определим степень продвижения к цели
  • 8. Узнаем о различных типах во фразеологии
Фразеологические  сращения 1)Первым признаком сращения является полная немотивированность общего значения ФЕ ( заморить червячка -слегка перекусить ; подложить свинью - устроить неприятность) 2)Другим признаком сращений являются: наличие слов, которые отдельно в современном русском языке не употребляются ( турусы на колёсах, попасть впросак ) 3)Наличие во ФЕ устаревших грамматических связей (притча во языцех, ничтоже сумняшеся) 4)Отсутствие живых синтаксических связей  (была не была, куда не шло, шутка сказать)

Фразеологические сращения

1)Первым признаком сращения является полная немотивированность общего значения ФЕ ( заморить червячка -слегка перекусить ; подложить свинью - устроить неприятность)

2)Другим признаком сращений являются: наличие слов, которые отдельно в современном русском языке не употребляются ( турусы на колёсах, попасть впросак )

3)Наличие во ФЕ устаревших грамматических связей

(притча во языцех, ничтоже сумняшеся)

4)Отсутствие живых синтаксических связей

(была не была, куда не шло, шутка сказать)

Фразеологические  единства 1) Образность ФЕ ( заговорить зубы, закинуть удочку ) 2) Частичная мотивированность значения  (делать из мухи слона) 3) Употребление отдельных компонентов в переносном значении, которые возникают на основе метафоры, метонимии, гиперболы, литоты, сравнения ( стереть в порошок, капля в море,  как снег на голову) 4) Возможность вставки других слов  (нечего плясать тебе под чужую дудку)

Фразеологические единства

1) Образность ФЕ ( заговорить зубы, закинуть удочку )

2) Частичная мотивированность значения

(делать из мухи слона)

3) Употребление отдельных компонентов в переносном значении, которые возникают на основе метафоры, метонимии, гиперболы, литоты, сравнения ( стереть в порошок, капля в море,

как снег на голову)

4) Возможность вставки других слов

(нечего плясать тебе под чужую дудку)

Фразеологические сочетания  Ф. сочетания – это такие устойчивые сочетания, в которых один из компонентов имеет фразеологически связанное значение (закадычный друг, кромешная тьма, мозолить глаза)

Фразеологические сочетания

  • Ф. сочетания – это такие устойчивые сочетания, в которых один из компонентов имеет фразеологически связанное значение
  • (закадычный друг, кромешная тьма, мозолить глаза)
Примеры Заимствованные Исконно русские  Фразеология 4 3 Характеристики 2 ПРИЗНАКИ Типы? Один член предложения Заменяется одним словом Не является названием Синонимы Антонимы? Переносное значение 1 Фразео- логизмы 5 понятие Происхождение Устойчивые выражения Источники 6 8 7 Роль в речи

Примеры

Заимствованные

Исконно русские

Фразеология

4

3

Характеристики

2

ПРИЗНАКИ

Типы?

Один член предложения

Заменяется одним словом

Не является

названием

Синонимы

Антонимы?

Переносное значение

1

Фразео-

логизмы

5

понятие

Происхождение

Устойчивые выражения

Источники

6

8

7

Роль в речи

Найдите вторую часть фразеологизма ? ? Вот оно … Воспрянуть … Вот так … Глазам своим … На верху … Не укладывается … Подумать … Развести … Родился … Ума … Хорошенькое … Скажи … Вот так …

Найдите вторую часть фразеологизма

?

?

  • Вот оно …
  • Воспрянуть …
  • Вот так …
  • Глазам своим …
  • На верху …
  • Не укладывается …
  • Подумать …
  • Развести …
  • Родился …
  • Ума …
  • Хорошенькое …
  • Скажи …
  • Вот так …
 ? К3 Характеристика Типы К4 К2 Признаки Фразео - логизмы К5 К1 Понятие Происхождение Роль в речи Примеры К6 Источники К7 К8

?

К3

Характеристика

Типы

К4

К2

Признаки

Фразео -

логизмы

К5

К1

Понятие

Происхождение

Роль в речи

Примеры

К6

Источники

К7

К8

К3 К4 Признаки Характеристика Типы Одно из слов употребляется  свободно (закадычный друг) Исконно русские Заимствованные старославянские к2 Ф. сращения Компоненты  не понятны (бить баклуши) Ф.единства Осмысливается все выражение  (капля в море) Ф.сочетания Происхождение ФЕ к1 К5 Понятие За тридевять УНТ земель Быт Миф Несолоно хлебавши Библия Дамоклов меч История Манна небесная Потемкинские деревни Профессия В час по чайной ложке Литература А ларчик просто открывался К8 Источники Примеры к6 7 Роль в речи

К3

К4

Признаки

Характеристика

Типы

Одно из слов употребляется

свободно (закадычный друг)

Исконно русские

Заимствованные

старославянские

к2

Ф. сращения

Компоненты

не понятны

(бить баклуши)

Ф.единства

Осмысливается

все выражение

(капля в море)

Ф.сочетания

Происхождение

ФЕ

к1

К5

Понятие

За тридевять

УНТ

земель

Быт

Миф

Несолоно хлебавши

Библия

Дамоклов меч

История

Манна небесная

Потемкинские деревни

Профессия

В час по чайной ложке

Литература

А ларчик просто открывался

К8

Источники

Примеры

к6

7

Роль в речи

Типы Характеристика Признаки К3 К4 Одно из слов употребляется  свободно (закадычный друг) Исконно русские Заимствованные старославянские к2 Компоненты Ф. сращения  не понятны (бить баклуши) Ф.единства Осмысливается все выражение  (капля в море) Ф.сочетания Происхождение ФЕ К5 к1 Понятие За тридевять УНТ земель Быт Миф Несолоно хлебавши Библия Ахиллесова пята История Манна небесная Потемкинские деревни Профессия Литература В час по чайной ложке А ларчик просто открывался Источники К8 Примеры к6 7 Роль в речи

Типы

Характеристика

Признаки

К3

К4

Одно из слов употребляется

свободно (закадычный друг)

Исконно русские

Заимствованные

старославянские

к2

Компоненты

Ф. сращения

не понятны

(бить баклуши)

Ф.единства

Осмысливается

все выражение

(капля в море)

Ф.сочетания

Происхождение

ФЕ

К5

к1

Понятие

За тридевять

УНТ

земель

Быт

Миф

Несолоно хлебавши

Библия

Ахиллесова пята

История

Манна небесная

Потемкинские деревни

Профессия

Литература

В час по чайной ложке

А ларчик просто открывался

Источники

К8

Примеры

к6

7

Роль в речи

Домашнее задание в СГ Варианты заданий 1.Перечитайте текст художественного произведения; найдите примеры ФЕ (можно предложить материал для наблюдения, выходящий за пределы русского языка и литературы ) 2. См. стр. 47-49 чтение и изучение теории; упр. 83 (с.50) письменно по заданию

Домашнее задание в СГ

  • Варианты заданий
  • 1.Перечитайте текст художественного произведения; найдите примеры ФЕ (можно предложить материал для наблюдения, выходящий за пределы русского языка и литературы )
  • 2. См. стр. 47-49 чтение и изучение теории; упр. 83 (с.50) письменно по заданию
… !  «...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н. В. Гоголь).

!

«...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н. В. Гоголь).

Урок русского языка Спасибо за работу ! До скорой встречи!  До свидания!

Урок русского языка

Спасибо за работу !

До скорой встречи!

До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!