«Перспективная начальная школа» 1 класс
НОВЫЙ УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» АЛФАВИТ
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи Мухина М.В.
– Почему так говорят?
– Чему вы научились по «Азбуке»?
– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.
Знакомство с предметом «русский язык» и учебником
– Как вы думаете, чему научит вас этот учебник?
– Что такое язык и речь?
– Как устроено предложение?
– Как правильно пишутся слова?
– Почему тетрадь называется тетрадью?
– На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в учебнике «Русский язык».
Правила обращения с книгой
- Брать книгу только чистыми руками.
- Книга любит одежду – обложку и закладку.
- Переворачивать странички за верхний правый угол.
- Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
- Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».
Чистописание
– Какой элемент повторяется в буквах этой группы? Подчеркните его. Какая буква здесь «лишняя»?
-Почему?
Прописывание строчных букв: п // т // г // и // й //.
– Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.
– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).
– Кто это? Прочитайте.
– Прочитайте обращение Ворона к Маше и Мише. Маша и Миша тут же бросились на помощь. А вы, ребята, согласны последовать за ними и помочь обитателям Волшебного Леса?
Говорящий Ворон
Будет нас сопровождать
По лесам дремучим,
По рекам кипучим,
По местам интересным,
По дорогам заповедным
К тайнам великого могучего
Русского языка.
– Куда держат путь Маша и Миша?
– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)
– Что бы это значило? Как вы думаете?
– Волшебница Анишит Йокоповна заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.
Девизом нашей работы будут слова из песни:
Мы должны помочь в дороге
Всем, кто ждет подмоги.
У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.
Рабочая тетрадь «Азбука вежливости» № 1 (с. 48)
− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном, но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.
− Как поздоровалась Маша?
– Что девочка сделала неправильно? А Миша?
Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного − здоровья. Они говорят «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».
− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? Как бы поздоровались вы?
− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие
(с. 49).
Работа в группах
− Покажите, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок.
– Рассмотрите иллюстрацию (с. 6). Кто это?
– Прочитайте их имена справа налево. Какие слова получились?
– Какие требования они предъявляют?
– Асырк и Торк не знают, что вы день за днем, шаг за шагом узнавали тайны профессора Алфавита, учились читать и писать.
-Посмотрите на алфавитный столбик (с. 6).
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
– Сколько всего букв?
– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их.
– Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их.
– Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
Прикатили на еже!
Дружно вылезли в окно!
Оседлали петуха, -
Вот и все они, друзья!
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.
– Какие буквы опоздали? Найдите их место.
Работа в тетради (с. 3)
- словарное слово
Слово «алфавит» происходит от названия первых двух греческих букв – альфа и бета.
Самостоятельная работа (задание 1), фронтальная проверка.
Задания 2, 3 (комментированное письмо).
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
А ну-ка, буквы, по местам,
Я наведу порядок сам!
Итог урока
– Наши знания алфавита помогли нам в пути. Маша и Миша тоже почти освоили алфавит с нашей помощью. Так что же такое алфавит?
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется …
– Как образовалось слово «алфавит»?
– Назовите буквы в алфавитном порядке.
Рефлексия