Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе( сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным)»
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
9 класс
Словарные слова
- Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла.
- Вид искусства, состоящий в составлении таких картин.
- Пёстрая смесь разнородных частей.
- Вирусная болезнь растений.
Словарные слова
- Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д.
- Изделия из такой массы, дважды обожжённые и покрытые глазурью.
Словарные слова
РЕЗУЛЬТАТ, ЭФФЕКТ
- Результат = эффект (лат.) (в значении «действие, результат»)
Другие значения:
- Впечатление , производимое на кого-либо.
- Средство, приём для создания определённого впечатления (световые, шумовые эффекты)
- ЭФФЕКТНЫЙ –производящий впечатление
- Эффективный –дающий определённый эффект, действенный
Словарные слова
- Референдум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.
представление
Сравните предложения
- Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно .
- Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости.
сложные
- С придаточным Определительным
- С придаточным изъяснительным
союзные
СПП
Состоит из 2 простых
- Что – союзное слово
- Что - союз
Придаточное – после главного
- Придаточное – двусоставное, полное
- Придаточное - двусоставное, неполное
Главное - двусоставное
Замена прямой речи косвенной
Прямая речь
Косвенная речь
- Мы спросили у дежурного, сколько времени осталось до прихода поезда.
- «Сколько времени осталось до прихода поезда?» – спросили мы у дежурного.
- «Что можно нам почитать о Лермонтове?»- спросили мы библиотекаря.
Мы спросили библиотекаря,
что нам можно почитать о
Лермонтове. Мы спросили библиотекаря о том, что нам можно почитать о Лермонтове.
3 . Ребята попросили учителя:
«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание».
«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание», - попросили ребята учителя.
3 . Ребята попросили учителя, чтобы он повторно объяснил им домашнее задание.
Придаточные изъяснительные
ПАДЕЖНЫЕ
словам речи, мысли, чувства
(чаще глаголы, существительные и прилагательные)
Союзами : что, как, будто, чтобы и т.д.
Союзными словами : кто, какой, где, куда, сколько и т.д.
Частица ЛИ в значении союза
- Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.
Исправь грамматическую ошибку.
ЗАПОМНИ!
- Он спросил , что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.
Использование в одном предложении союза и частицы ЛИ недопустимо, потому что в косвенном вопросе частица ли употребляется в значении союза!
Конструирование предложений
- (Не)возможно рассказать, какое …
- Им очень хотелось, что(бы)…
- Ей каже(т,ть)ся, будто…
- Было уд…вительно , как…
- Нам пока неизвестно , кто…
- Мне было безразлично , где…
- Хорошо слышно , откуда …
- (Не)извес…но , будет ли…
- Невозможно понять, (от)куда
Какой частью речи являются выделенные слова?
Каким способом образованы все выделенные слова?
Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных
- Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов. Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу.
Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
- Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
- Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
- Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…
(А.Пушкин)
5. За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)
2, 3, 4
1) Чайковский отмечал Вдохновение такая гостья которая не любит посещать ленивых. 2) Талант имеет то драгоценное свойство что он не может лгать. (И. Гончаров) 3) Я никак не мог определить откуда раздавался шорох. 4) Мы с нетерпением ожидали когда наступит рассвет. Меня до сих пор волнует как собирает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья собирают на свои шапки росу.
- В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце. 2. Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет. 3. На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки. 4.Мы спросили когда нам прийти снова. 5. Известно что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)
6. Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно. 7. В росистых лугах течет речонка что мне так мила. 8. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. 9. Мы расположились на отдых у того дерева что растет у самой воды. 10. Какой измерить мерой тот путь что ты прошла?