СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе( сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе( сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным)»

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 9 класс

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

9 класс

Словарные слова МОЗАИКА (из франц.) Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла. Вид искусства, состоящий в составлении таких картин. Пёстрая смесь разнородных частей. Вирусная болезнь растений.

Словарные слова

  • МОЗАИКА (из франц.)
  • Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла.
  • Вид искусства, состоящий в составлении таких картин.
  • Пёстрая смесь разнородных частей.
  • Вирусная болезнь растений.
Словарные слова Фарфор ( перс.) Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д. Изделия из такой массы, дважды обожжённые и покрытые глазурью.

Словарные слова

  • Фарфор ( перс.)
  • Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д.
  • Изделия из такой массы, дважды обожжённые и покрытые глазурью.
Словарные слова РЕЗУЛЬТАТ, ЭФФЕКТ Результат = эффект (лат.) (в значении «действие, результат») Другие значения: Впечатление , производимое на кого-либо. Средство, приём для создания определённого впечатления (световые, шумовые эффекты) ЭФФЕКТНЫЙ –производящий впечатление Эффективный –дающий определённый эффект, действенный

Словарные слова

РЕЗУЛЬТАТ, ЭФФЕКТ

  • Результат = эффект (лат.) (в значении «действие, результат»)

Другие значения:

  • Впечатление , производимое на кого-либо.
  • Средство, приём для создания определённого впечатления (световые, шумовые эффекты)
  • ЭФФЕКТНЫЙ –производящий впечатление
  • Эффективный –дающий определённый эффект, действенный
Словарные слова Референдум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.   Презентация - представление

Словарные слова

  • Референдум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.

  • Презентация -

представление

Сравните предложения Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно . Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости. сложные С придаточным Определительным С придаточным изъяснительным союзные СПП   Состоит из 2 простых Что – союзное слово Что - союз Придаточное – после главного Придаточное – двусоставное, полное Придаточное - двусоставное, неполное Главное - двусоставное

Сравните предложения

  • Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно .
  • Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости.

сложные

  • С придаточным Определительным
  • С придаточным изъяснительным

союзные

СПП

Состоит из 2 простых

  • Что – союзное слово
  • Что - союз

Придаточное – после главного

  • Придаточное – двусоставное, полное
  • Придаточное - двусоставное, неполное

Главное - двусоставное

Замена прямой речи косвенной Прямая речь Косвенная речь Мы спросили у дежурного, сколько времени осталось до прихода поезда. «Сколько времени осталось до прихода поезда?» – спросили мы у дежурного. «Что можно нам почитать о Лермонтове?»- спросили мы библиотекаря. Мы спросили библиотекаря, что нам можно почитать о Лермонтове. Мы спросили библиотекаря о том, что нам можно почитать о Лермонтове. 3 . Ребята попросили учителя: «Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание». «Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание», - попросили ребята учителя. 3 . Ребята попросили учителя, чтобы он повторно объяснил им домашнее задание.

Замена прямой речи косвенной

Прямая речь

Косвенная речь

  • Мы спросили у дежурного, сколько времени осталось до прихода поезда.
  • «Сколько времени осталось до прихода поезда?» – спросили мы у дежурного.
  • «Что можно нам почитать о Лермонтове?»- спросили мы библиотекаря.

Мы спросили библиотекаря,

что нам можно почитать о

Лермонтове. Мы спросили библиотекаря о том, что нам можно почитать о Лермонтове.

3 . Ребята попросили учителя:

«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание».

«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание», - попросили ребята учителя.

3 . Ребята попросили учителя, чтобы он повторно объяснил им домашнее задание.

Придаточные изъяснительные Отвечают на вопросы  Относятся к   чем прикрепляются ПАДЕЖНЫЕ словам речи, мысли, чувства (чаще глаголы, существительные и прилагательные)   Союзами : что, как, будто, чтобы и т.д. Союзными словами : кто, какой, где, куда, сколько и т.д. Частица ЛИ в значении союза

Придаточные изъяснительные

  • Отвечают на вопросы

  • Относятся к

  • чем прикрепляются

ПАДЕЖНЫЕ

словам речи, мысли, чувства

(чаще глаголы, существительные и прилагательные)

Союзами : что, как, будто, чтобы и т.д.

Союзными словами : кто, какой, где, куда, сколько и т.д.

Частица ЛИ в значении союза

Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать. Исправь грамматическую ошибку. ЗАПОМНИ! Он спросил , что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать. Использование в одном предложении союза и частицы ЛИ недопустимо, потому что в косвенном вопросе частица ли употребляется в значении союза!
  • Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.

Исправь грамматическую ошибку.

ЗАПОМНИ!

  • Он спросил , что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.

Использование в одном предложении союза и частицы ЛИ недопустимо, потому что в косвенном вопросе частица ли употребляется в значении союза!

Конструирование предложений (Не)возможно рассказать, какое … Им очень хотелось, что(бы)… Ей каже(т,ть)ся, будто… Было уд…вительно , как… Нехорошо , если вы … Нам пока неизвестно , кто… Мне было безразлично , где… Хорошо слышно , откуда … (Не)извес…но , будет ли… Невозможно понять, (от)куда Какой частью речи являются выделенные слова? Каким способом образованы все выделенные слова?

Конструирование предложений

  • (Не)возможно рассказать, какое …
  • Им очень хотелось, что(бы)…
  • Ей каже(т,ть)ся, будто…
  • Было уд…вительно , как…
  • Нехорошо , если вы …
  • Нам пока неизвестно , кто…
  • Мне было безразлично , где…
  • Хорошо слышно , откуда …
  • (Не)извес…но , будет ли…
  • Невозможно понять, (от)куда

Какой частью речи являются выделенные слова?

Каким способом образованы все выделенные слова?

Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов. Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу.

Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных

  • Меня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов. Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу.
Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин) Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов) Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила… (А.Пушкин) 5. За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький) 2, 3, 4

Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

  • Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
  • Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
  • Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
  • Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…

(А.Пушкин)

5. За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)

2, 3, 4

  1) Чайковский отмечал Вдохновение такая гостья которая не любит посещать ленивых. 2) Талант имеет то драгоценное свойство что он не может лгать. (И. Гончаров) 3) Я никак не мог определить откуда раздавался шорох. 4)  Мы с нетерпением ожидали когда наступит рассвет.  Меня до сих пор волнует как собирает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья собирают на свои шапки росу.

1) Чайковский отмечал Вдохновение такая гостья которая не любит посещать ленивых. 2) Талант имеет то драгоценное свойство что он не может лгать. (И. Гончаров) 3) Я никак не мог определить откуда раздавался шорох. 4) Мы с нетерпением ожидали когда наступит рассвет. Меня до сих пор волнует как собирает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья собирают на свои шапки росу.

В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.  2. Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.  3. На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки.  4.Мы спросили когда нам прийти снова.  5. Известно что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)
  • В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце. 2. Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет. 3. На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки. 4.Мы спросили когда нам прийти снова. 5. Известно что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)
6. Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно.  7. В росистых лугах течет речонка что мне так мила.  8. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.  9. Мы расположились на отдых у того дерева что растет у самой воды.  10.  Какой измерить мерой тот путь что ты прошла?

6. Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно. 7. В росистых лугах течет речонка что мне так мила. 8. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. 9. Мы расположились на отдых у того дерева что растет у самой воды. 10. Какой измерить мерой тот путь что ты прошла?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!