Статистика – дизайн информации
Урок алгебры в 9 классе
МКОУ Суккозерская СОШ
Смирнова Г.Н .
«Кто владеет информацией, тот правит миром» Натан Ротшильд
Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.
Методы статистической обработки данных
- упорядочивание и группировка;
- составление таблицы распределения;
- перевод таблиц распределения в графики распределения;
- Получение паспорта данных измерения
Задача
В 2019-2020 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 15, 14.
1 этап – группировка и упорядочивание
В 2019-2020 учебном году девятиклассники нашей школы сдали по 4 выпускных экзамена, набрав в сумме такие количества баллов: 20, 19, 12, 13, 16, 17, 17, 14, 16, 14, 13, 19, 18, 15, 14.
Суммы от 12 до 20 составляют полный ряд данных.
Один из результатов измерения называется его вариантой.
Сгруппированный ряд данных:
12,12,13,14,14,14,16,16,16,17,17,18,19,19,20.
1 этап – группировка и упорядочивание
Ряд дан-ных
Подс-чет вари-ант
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1 этап – группировка и упорядочивание
Ряд дан-ных
Подс-чет вари-ант
12
Крат-ность
13
1
14
2
15
3
16
17
3
18
2
19
1
20
2
1
Кратность
показывает сколько раз встречается каждая варианта
2 этап – составление таблицы распределения
Ряд дан-ных
Крат-ность
Час-
12
1/15
1
Частота,%
тота
13
6,7
2/15
2
14
1/5
13,3
15
3
0
0
20
16
17
0
3
1/5
2/15
20
2
18
13,3
19
1
1/15
20
2/15
6,7
2
Сумма вариант
1/15
13,3
1
6,7
15
1
100
Частота = кратность / общая сумма вариант
Частота,% = кратность / общая сумма вариант*100%
3 этап – построение графика распределения измерений
Кратность
Ряд данных
12
1
Частота
1/15
Частота,%
2
13
3
6,7
14
2/15
16
13,3
1/5
3
20
17
2
1/5
2/15
20
1
18
2
19
13,3
1/15
6,7
2/15
1
20
13,3
Сумма
15
1/15
1
6,7
100
3 этап – построение графика распределения измерений
Кратность
Ряд данных
12
1
Частота
Частота,%
13
2
1/15
2/15
3
6,7
14
1/5
13,3
3
16
20
1/5
2
17
2/15
20
18
1
13,3
19
1/15
2
2/15
20
1
6,7
13,3
1/15
Сумма
15
6,7
1
100
3 этап – построение графика распределения измерений
Кратность
Ряд данных
12
1
Частота
Частота,%
13
2
1/15
2/15
3
6,7
14
1/5
13,3
3
16
20
1/5
2
17
2/15
20
18
1
13,3
19
1/15
2
2/15
20
1
6,7
13,3
1/15
Сумма
15
6,7
1
100
4 этап – составление паспорта измерений
размах (размах – это разность между максимальной и минимальной вариантами);
мода (мода – это та варианта, которая встречалась чаще других, та,
у которой наибольшая кратность);
медиана (после упорядочения по возрастанию медиана – это варианта, стоящая в середине, если вариант нечётное количество, и среднее арифметическое двух средних вариант, если вариант чётное количество);
среднее значение (среднее арифметическое значений вариант) .
Кратность
Ряд данных
1
12
2
13
3
14
3
16
2
17
1
18
2
19
1
20
15
Сумма
Мода: Мо 1 = 14, Мо 2 = 16
Размах: R = 20 – 12 = 8
Медиана: Ме = 16 (искать неудобно)
Среднее: (12*1+13*2+14*4+16*3+17*2+18*1+19*2+20*1)/15 ≈ 15,9
Д/З
Предлагаю вам проанализировать свои оценки по алгебре и геометрии, используя методы статистической обработки данных
Рефлексия
Урок был полезен, в будущем информация пригодится
Урок был интересен, кое-что было сложно воспринимать, думаю, что не буду пользоваться полученной информацией
Информация была интересная, но мне было очень сложно её воспринимать, в будущем пригодится
Мне было неинтересно на уроке, бесполезная трата времени
Спасибо за урок!