СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "творчество Бальмонта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы тпо творчеству Бальмонта

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "творчество Бальмонта"»

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт

(1867 – 1942)

Я не знаю мудрости годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры,  Полные изменчивой радужной игры.  Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей... Вас я не зову! 1902

Я не знаю мудрости годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей... Вас я не зову! 1902

Импрессиони́зм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления

Импрессиони́зм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

Клод Моне.

Клод Моне. "Сирень на солнце". 1872-1873 гг.

Дурнов М.А. Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1901

Дурнов М.А. Портрет поэта К.Д.Бальмонта. 1901

«Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!» (Андрей Белый о Бальмонте). В. А. Серов.  Портрет Бальмонта. 1905 год.

«Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!» (Андрей Белый о Бальмонте).

В. А. Серов.

Портрет Бальмонта. 1905 год.

Я русский, я русый, я рыжий. Под солнцем рождён и возрос. Не ночью. Не веришь? Гляди же В волну золотистых волос.  Я русский, я рыжий, я русый. От моря до моря ходил. Низал я янтарные бусы, Я звенья ковал для кадил.  Я рыжий, я русый, я русский.  Я знаю и мудрость и бред.  Иду я - тропинкою узкой, Приду - как широкий рассвет.  1929. Л. О. Пастернак. Портрет Бальмонта.

Я русский, я русый, я рыжий.

Под солнцем рождён и возрос.

Не ночью. Не веришь? Гляди же

В волну золотистых волос.

Я русский, я рыжий, я русый.

От моря до моря ходил.

Низал я янтарные бусы,

Я звенья ковал для кадил.

Я рыжий, я русый, я русский.

Я знаю и мудрость и бред.

Иду я - тропинкою узкой,

Приду - как широкий рассвет.

1929.

Л. О. Пастернак. Портрет Бальмонта.

"О, поэт

пленительнейших песен..."

писал М.Волошин об этом поэте .

Секрет очарования его стихов – в их необыкновенной музыкальности, грациозности.

Бальмонта называли "Паганини русского стиха».

Бальмонту принадлежит своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Глиэр, Мясковский создали романсы на его стихи.

Бальмонту принадлежит своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Глиэр, Мясковский создали романсы на его стихи.

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков  (У. Блейк, Э. По, П. Б. Шелли, О. Уайльд, Г. Гауптман, Ш. Бодлер, Г. Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия).  Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований  и критических эссе .

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков

(У. Блейк, Э. По, П. Б. Шелли, О. Уайльд, Г. Гауптман, Ш. Бодлер, Г. Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия).

Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований

и критических эссе .

«…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори».  «…Я не смог себя принудить , зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой», — писал он в 1911 году.  «Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучений и неудач. В течение четырёх или пяти лет ни один журнал не хотел меня печатать. Первый сборник моих стихов… не имел, конечно, никакого успеха. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач». Портрет работы Н. Ульянова. 1909 г.

«…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори».

«…Я не смог себя принудить , зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой», — писал он в 1911 году.

«Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучений и неудач. В течение четырёх или пяти лет ни один журнал не хотел меня печатать. Первый сборник моих стихов… не имел, конечно, никакого успеха. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач».

Портрет работы Н. Ульянова.

1909 г.

1894 год - «Под северным небом». 1895 – «В безбрежности». 1897 – «Тишина». 1900 – «Горящие здания». 1902 – «Будем как Солнце». 1903 - «Только любовь». 1904 – 1905 – собрание стихов в двух томах. 1905 – «Стихийные гимны». 1906 – «Стихотворения» (конфискован полицией, так как Бальмонт в нём откликнулся на события первой Русской революции). 1907 – «Песни мстителя» (выпущен в Париже, запрещён в России). 1917 – «Сонеты Солнца, мёда и Луны».

1894 год - «Под северным небом».

1895 – «В безбрежности».

1897 – «Тишина».

1900 – «Горящие здания».

1902 – «Будем как Солнце».

1903 - «Только любовь».

1904 – 1905 – собрание стихов в двух томах.

1905 – «Стихийные гимны».

1906 – «Стихотворения» (конфискован полицией, так как Бальмонт в нём откликнулся на события первой Русской революции).

1907 – «Песни мстителя» (выпущен в Париже, запрещён в России).

1917 – «Сонеты Солнца, мёда и Луны».

«Поздние стихи Бальмонта обнажённее, проще, человечнее и доступнее того, что он писал раньше. Они чаще всего о России, и в них яснее проступает та бальмонтовская „славянская позолота“, о которой упоминал когда-то Иннокентий Анненский», — писал поэт Николай Банников. «В его стихах… появляются уже не „мимолётности“, а подлинные, глубокие чувства: гнев, горечь, отчаяние. Свойственные его творчеству капризные „прихотливости“ вытесняются чувством огромной всеобщей беды, вычурные „красивости“ — строгостью и ясностью выражения».  Рисунок М. Волошина. 1910-е годы.

«Поздние стихи Бальмонта обнажённее, проще, человечнее и доступнее того, что он писал раньше. Они чаще всего о России, и в них яснее проступает та бальмонтовская „славянская позолота“, о которой упоминал когда-то Иннокентий Анненский», — писал поэт Николай Банников.

«В его стихах… появляются уже не „мимолётности“, а подлинные, глубокие чувства: гнев, горечь, отчаяние. Свойственные его творчеству капризные „прихотливости“ вытесняются чувством огромной всеобщей беды, вычурные „красивости“ — строгостью и ясностью выражения».

Рисунок М. Волошина.

1910-е годы.

«Нет, не хочу я вечно плакать. Нет, я хочу быть свободным. Свободным от слабостей должен быть тот, кто хочет стоять на высоте…  Подниматься на высоту – значит быть выше самого себя. Подниматься на высоту – это возрождение. Я знаю, нельзя быть всегда на высоте. Но я вернусь к людям, я спущусь вниз, чтобы рассказать, что я видел вверху. В своё время я вернусь к покинутым, а теперь – дайте мне на мгновенье обняться с одиночеством, дайте мне подышать свободным ветром! К. Бальмонт». «На высоте», 1895.

«Нет, не хочу я вечно плакать. Нет, я хочу быть свободным. Свободным от слабостей должен быть тот, кто хочет стоять на высоте… Подниматься на высоту – значит быть выше самого себя. Подниматься на высоту – это возрождение. Я знаю, нельзя быть всегда на высоте. Но я вернусь к людям, я спущусь вниз, чтобы рассказать, что я видел вверху. В своё время я вернусь к покинутым, а теперь – дайте мне на мгновенье обняться с одиночеством, дайте мне подышать свободным ветром! К. Бальмонт». «На высоте», 1895.

Будем как Солнце! Забудем о том,  Кто нас ведёт по пути золотому,  Будем лишь помнить, что вечно к иному,  К новому, к сильному, к доброму, к злому,  Ярко стремимся мы в сне золотом.  Будем молиться всегда неземному,  В нашем хотеньи земном!   Будем, как Солнце всегда молодое,  Нежно ласкать огневые цветы,  Воздух прозрачный и всё золотое.  Сча́стлив ты? Будь же счастливее вдвое,  Будь воплощеньем внезапной мечты!  Только не медлить в недвижном покое,  Дальше, ещё, до заветной черты,  Дальше, нас манит число роковое  В Вечность, где новые вспыхнут цветы.  Будем как Солнце, оно — молодое.  В этом завет Красоты!

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведёт по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и всё золотое. Сча́стлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, ещё, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!

Влага. С лодки скользнуло весло.  Ласково млеет прохлада.  «Милый! Мой милый!» — Светло,  Сладко от беглого взгляда.   Лебедь уплыл в полумглу,  Вдаль, под луною белея.  Ластятся волны к веслу,  Ластится к влаге лилея.   Слухом невольно ловлю  Лепет зеркального лона.  «Милый! Мой милый! Люблю!» —  Полночь глядит с небосклона.

Влага.

С лодки скользнуло весло. Ласково млеет прохлада. «Милый! Мой милый!» — Светло, Сладко от беглого взгляда. Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея. Слухом невольно ловлю Лепет зеркального лона. «Милый! Мой милый! Люблю!» — Полночь глядит с небосклона.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор.  Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре. Я властелин.  Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.  Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.   Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце  В предсмертный час!

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!