СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 9 классе. Тема: "Табличные информационные модели"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение. Презентация к уроку в 9 классе. Тема: "Табличные информационные модели"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 9 классе. Тема: "Табличные информационные модели"»

Табличные информационные модели

Табличные информационные модели

Цели: 1. Изучить таблицы типа «объект-свойство» 2. Таблицы типа «объект-объект» 3. Познакомиться с двоичными матрицами

Цели:

  • 1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
  • 2. Таблицы типа «объект-объект»
  • 3. Познакомиться с двоичными матрицами
Что такое модель? 1 3 4 2

Что такое модель?

1

3

4

2

Один оригинал – одна модель?  материальная точка

Один оригинал – одна модель?

  • материальная точка

Зачем нужно много моделей? изучение наследственности изучение строения тела учет граждан страны примерка одежды тренировка спасателей

Зачем нужно много моделей?

изучение наследственности

изучение строения тела

учет граждан страны

примерка одежды

тренировка спасателей

 Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

Что такое модель?

Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

 Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

Что такое моделирование?

Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

Дайте определение формализации.

Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

1) Как называется упрощенное представление реального объекта?   оригинал; прототип; модель; система.    Ответ:

1) Как называется упрощенное представление реального объекта?

  • оригинал;
  • прототип;
  • модель;
  • система.

Ответ:

2) Процесс построения моделей называется: моделирование; конструирование; экспериментирование; проектирование.    Ответ: Когда используют моделирование?

2) Процесс построения моделей называется:

  • моделирование;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • проектирование.

Ответ:

Когда используют моделирование?

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется : график; схема; чертеж; таблица.     Ответ:

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется :

  • график;
  • схема;
  • чертеж;
  • таблица.

Ответ:

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?   материальные; информационные; предметные; словесные;   Ответ:

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

  • материальные;
  • информационные;
  • предметные;
  • словесные;

Ответ:

5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:   макет; определение;  чертеж;  А+  В+  С=180°, АВ 2 =АС 2 +ВС 2 .    Ответ:

5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является:

  • макет;
  • определение; 
  • чертеж;
  •  А+  В+  С=180°, АВ 2 =АС 2 +ВС 2 .

Ответ:

Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) иерархические (многоуровневые) модели сетевые модели (графы) 3 6 8 1 старт финиш 2 5 7 4  14

Модели по структуре

  • табличные модели (пары соответствия)
  • иерархические (многоуровневые) модели
  • сетевые модели (графы)

3

6

8

1

старт

финиш

2

5

7

4

14

Табличные модели  – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) 14

Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)

14

Выполнить в тетради Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет. Последова–тельно ставим + и – в ячейки. И так решаем задачу   Маша рояль Оля скрип Лена виол арфа Валя Англ Итал Франц Испан 14

Выполнить в тетради

  • Задача:

С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет.

Последова–тельно ставим + и – в ячейки. И так решаем задачу

 

Маша

рояль

Оля

скрип

Лена

виол

арфа

Валя

Англ

Итал

Франц

Испан

14

Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель, которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.

Оплата труда при посадке крыжовника — 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники — 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохи­микаты и гербициды для посадки черной смородины — 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники — 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 150 руб. Удоб­рения при посадке малины — 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники — 584 руб. Оплата труда при посадке малины — 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 92 руб. Удобрения при посадке земляники — 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины — 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники — 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины — 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины — 474 руб.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.   Оплата труда при посадке крыжовник 167,00р. Горючее, ядохимикаты и гербициды малина 235,00р. 92,00р. смородина Материал на шпалеру земляника 150,00р. 89,00р.   Посадочный материал 316,00р. 594,00р. 90,00р. 780,00р. Прочие расходы при посадке   1 200,00р. 115,00р. 388,00р. Удобрения при посадке 1 100,00р.   474,00р. 555,00р. 1 750,00р. 260,00р. 532,00р. 584,00р. 585,00р. 313,00р.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников

в центральных областях России в 1980 г.

 

Оплата труда при посадке

крыжовник

167,00р.

Горючее, ядохимикаты и гербициды

малина

235,00р.

92,00р.

смородина

Материал на шпалеру

земляника

150,00р.

89,00р.

 

Посадочный материал

316,00р.

594,00р.

90,00р.

780,00р.

Прочие расходы при посадке

 

1 200,00р.

115,00р.

388,00р.

Удобрения при посадке

1 100,00р.

 

474,00р.

555,00р.

1 750,00р.

260,00р.

532,00р.

584,00р.

585,00р.

313,00р.

Табличные  информационные модели

Табличные информационные модели

1. Таблицы типа «объект-свойство» 2. Таблицы типа «объект-объект» 3. Двоичные матрицы

1. Таблицы типа «объект-свойство»

2. Таблицы типа «объект-объект»

3. Двоичные матрицы

Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Домашняя библиотека Номер Автор 0001 0002 Название Беляев А.Р. Год Кервуд Д. Человек-амфибия 0003 1987 Тургенев И.С. Бродяги Севера 0004 Полка Олеша Ю.К. 1991 Повести и рассказы 5 0005 1982 7 0006 Избранное Беляев А.Р. 1987 Тынянов Ю.Н. 0007 1 Звезда КЭЦ 1990 Кюхля 5 Толстой Л.Н. 1979 5 Повести и рассказы 1 1986 1
  • Таблицы типа «объект-свойство»

Таблица. Домашняя библиотека

Номер

Автор

0001

0002

Название

Беляев А.Р.

Год

Кервуд Д.

Человек-амфибия

0003

1987

Тургенев И.С.

Бродяги Севера

0004

Полка

Олеша Ю.К.

1991

Повести и рассказы

5

0005

1982

7

0006

Избранное

Беляев А.Р.

1987

Тынянов Ю.Н.

0007

1

Звезда КЭЦ

1990

Кюхля

5

Толстой Л.Н.

1979

5

Повести и рассказы

1

1986

1

Таблицы типа «объект-свойство» День Осадки 15.03.2015 Температура Снег 16.03.2015 Без осадков Давление -3,5 17.03.2015 Туман 0 18.03.2015 746 Влажность Дождь 750 1,0 19.03.2015 67 Без осадков 3,4 62 740 745 100 5,2 96 760 87 Таблица. Погода

Таблицы типа «объект-свойство»

День

Осадки

15.03.2015

Температура

Снег

16.03.2015

Без осадков

Давление

-3,5

17.03.2015

Туман

0

18.03.2015

746

Влажность

Дождь

750

1,0

19.03.2015

67

Без осадков

3,4

62

740

745

100

5,2

96

760

87

Таблица. Погода

Таблицы типа «объект-объект» Ученик Русский Аликин Петр 4 Алгебра Ботов Иван Химия 3 Волков Илья 5 3 Физика Галкина Нина 5 5 3 4 Исто 4 5 рия 4 5 Музыка 3 4 3 5 5 5 4 2 5 4 5 4 Таблица. Успеваемость     Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблицы типа «объект-объект»

Ученик

Русский

Аликин Петр

4

Алгебра

Ботов Иван

Химия

3

Волков Илья

5

3

Физика

Галкина Нина

5

5

3

4

Исто

4

5

рия

4

5

Музыка

3

4

3

5

5

5

4

2

5

4

5

4

Таблица. Успеваемость

Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблицы типа  «объект-объект» Дачи Дачи 1 Озерная Озерная Подгорная Подгорная 1 1 1 1 1 Елово Елово 1 1 Бобры 0 Бобры 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 1 1 1 1 Таблица. Дороги   В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами

Таблицы типа «объект-объект»

Дачи

Дачи

1

Озерная

Озерная

Подгорная

Подгорная

1

1

1

1

1

Елово

Елово

1

1

Бобры

0

Бобры

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

Таблица. Дороги

В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами

Пример матрицы
  • Пример матрицы
Двоичные матрицы   В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей . Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей . Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу

Двоичные матрицы

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей . Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей . Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу

Двоичные матрицы Таблица. Факультативы            В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение. В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами. Ученик Геология Русанов 1 Цветовдство Семенов 1 Танцы Зотова 0 1 0 Шляпина 1 0 0 1 1 0 1
  • Двоичные матрицы

Таблица. Факультативы

В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.

Ученик

Геология

Русанов

1

Цветовдство

Семенов

1

Танцы

Зотова

0

1

0

Шляпина

1

0

0

1

1

0

1

Закрепление материала Табличный способ решения логических задач Миша не умеет плавать и никогда не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников? Ученик Спортивная секция Миша Волейбол Оля Футбол Аня Плавание

Закрепление материала

Табличный способ решения логических задач

Миша не умеет плавать и никогда не играл в волейбол. А Аня заняла в прошлом году первое место по плаванию среди девочек. Оля не играет в футбол. Определите какую спортивную секцию посещает каждый из учеников?

Ученик

Спортивная секция

Миша

Волейбол

Оля

Футбол

Аня

Плавание

Подведём итог урока: Что вы сегодня узнали нового? В чем состоит удобство табличного представления информации? Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Что такое матрица? Что такое двоичная матрица? Подведение итогов

Подведём итог урока:

Что вы сегодня узнали нового?

В чем состоит удобство табличного представления информации?

Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома.

Что такое матрица?

Что такое двоичная матрица?

  • Подведение итогов
Выполнить в тетради Домашнее задание: Задача1: Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки. Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе? Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе? ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ Напиток Человечки   Незнайка   Пончик Торопыжка     Пилюлькин   Всего  

Выполнить в тетради

Домашнее задание:

Задача1:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

ПРЕДСТАВЬТЕ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ

Напиток

Человечки

 

Незнайка

 

Пончик

Торопыжка

 

 

Пилюлькин

 

Всего

 

Выполнить в тетради Количество взять из задачи 1 Задача2: Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты. Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек? Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида? Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?     Напиток Незнайка Квас, л Цена, мон Газировка, л Кол-во,   Пончик Сироп, л     Ст-ть мон  л   Касторка, л Кол-во,     Итого: Торопыжкин          л Ст-ть мон           Кол-во,   Пилюлькин   Ст-ть мон       л         Кол-во,   Всего          л Ст-ть мон       Кол-во,               Ст-ть мон    л                              

Выполнить в тетради

Количество взять из задачи 1

Задача2:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?

 

 

Напиток

Незнайка

Квас, л

Цена, мон

Газировка, л

Кол-во,

 

Пончик

Сироп, л

 

 

Ст-ть мон

л

 

Касторка, л

Кол-во,

 

 

Итого:

Торопыжкин

 

 

 

 

л

Ст-ть мон

 

 

 

 

 

Кол-во,

 

Пилюлькин

 

Ст-ть мон

 

 

 

л

 

 

 

 

Кол-во,

 

Всего

 

 

 

 

л

Ст-ть мон

 

 

 

Кол-во,

 

 

 

 

 

 

 

Ст-ть мон

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа Задание Напечатать проект в Microsoft Word
  • Практическая работа

Задание

Напечатать проект в Microsoft Word

5 5 … Заполнить таблицу своими данными

5

5

Заполнить таблицу своими данными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!