СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Художественные средства языка в поэзии С.Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Художественные средства языка в поэзии С.Есенина"»

Художественные средства языка в поэзии С.А.Есенина

Художественные средства языка в поэзии С.А.Есенина

« Есенин-природа. Есенин- дух. Есенин- великая любовь, которая собственно и творит все лучшее, что есть на земле.»  В. Боков

« Есенин-природа. Есенин- дух. Есенин- великая любовь, которая собственно и творит все лучшее, что есть на земле.»

В. Боков

 Творческие особенности поэзии Сергея Есенина 1 Внутренняя близость к песенному народному творчеству, напевность, музыкальность, лиризм. 2 Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой. 3 Мир природы необыкновенно красочен. 4 С.А.Есенин любил родной край, свою родину-Россию. 5 Не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого. 6 Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.

Творческие особенности поэзии Сергея Есенина

1 Внутренняя близость к песенному народному творчеству, напевность, музыкальность, лиризм.

2 Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.

3 Мир природы необыкновенно красочен.

4 С.А.Есенин любил родной край, свою родину-Россию.

5 Не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

6 Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.

Художественные средства языка

Художественные средства

языка

 Эпитет ° А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И под озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися.  « Лебедушка» ° Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.  « Я покинул родимый дом» ° Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.  « Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Эпитет

° А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И под озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

« Лебедушка»

° Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

« Я покинул родимый дом»

° Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

« Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Олицетворение ° А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна.  « Поет зима - аукает» ° Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.  « Пороша» ° Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.  « С добрым утром!»

Олицетворение

° А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

« Поет зима - аукает»

° Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

« Пороша»

° Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

« С добрым утром!»

Метафора ° Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.  « Край любимый! Сердцу снятся…» ° Выткался на озере алый свет зари.  « Выткался на озере алый свет зари» ° Под соломой-ризою Выструги строптил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил.  « Край ты мой заброшенный»

Метафора

° Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

« Край любимый! Сердцу снятся…»

° Выткался на озере алый свет зари.

« Выткался на озере алый свет зари»

° Под соломой-ризою

Выструги строптил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

« Край ты мой заброшенный»

Сравнение ° Как метель, черемуха Машет рукавом.  « Край ты мой заброшенный» ° Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.  « Гой ты , Русь, моя родная» ° Понагнулась, как старушка, Оперлась на клюку.  « Пороша»

Сравнение

° Как метель, черемуха

Машет рукавом.

« Край ты мой заброшенный»

° Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

« Гой ты , Русь, моя родная»

° Понагнулась, как старушка,

Оперлась на клюку.

« Пороша»

Инверсия ° Задремали звезды золотые.  « С добрым утром!» ° Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.  « Восход солнца» ° Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок.  « Темна ноченька, не спится»

Инверсия

° Задремали звезды золотые.

« С добрым утром!»

° Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

« Восход солнца»

° Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

« Темна ноченька, не спится»

Риторическое обращение ° Гой ты, Русь, мой родная , Хаты - в ризах образа.  « Гой ты, Русь, моя родная» ° Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный!  « Я снова здесь, в семье родной» ° О, Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепость!  « О, Русь, взмахни крылами»

Риторическое обращение

° Гой ты, Русь, мой родная ,

Хаты - в ризах образа.

« Гой ты, Русь, моя родная»

° Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

« Я снова здесь, в семье родной»

° О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепость!

« О, Русь, взмахни крылами»

Риторическое восклицание ° Довольно скорбеть! Довольно!  « Заря окликает другую » ° Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!  « Мы теперь уходим понемногу» ° Я люблю родину. Я очень люблю родину!  « Исповедь хулигана»

Риторическое восклицание

° Довольно скорбеть! Довольно!

« Заря окликает другую »

° Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

« Мы теперь уходим понемногу»

° Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

« Исповедь хулигана»

Риторический вопрос ° Где ты, где, моя тихая радость- Все любя, ничего не желать?  « Закружилась листва золотая» ° Ты жива еще моя старушка?  « Письмо матери» ° Что поет теперь мать за куделью? Я навеки покинул село, Только знаю - багряной метелью Нам листвы на крыльцо намело.  « Я красивых таких не видел»

Риторический вопрос

° Где ты, где, моя тихая радость-

Все любя, ничего не желать?

« Закружилась листва золотая»

° Ты жива еще моя старушка?

« Письмо матери»

° Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю - багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

« Я красивых таких не видел»

Таким образом, художественные средства языка помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение. Описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям. Создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность. Помогает создать цельный образ .

Таким образом, художественные средства языка помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение. Описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям. Создает емкий образ, открывает новый смысл слова. Придает тексту образность, экспрессивность. Помогает создать цельный образ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!