СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кто он -учитель?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использоваться на уроке для обзорного анализа образа учителя в литературе

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кто он -учитель?"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан На XII республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Аксаковские чтения»  Секция № 6 «Учитель – это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей…»  Исследовательская работа на тему:  «Кто же он учитель: герой или злодей?»  ( Образ учителя в литературных произведениях отечественных писателей )   Выполнила: ученица 10А класса, Айсина Ильгиза Ильдусовна aisilgizya006@gmail.com Руководитель работы: Нафиева Р има Галиевна , учитель русского языка и лит ературы Номер телефона: 89272473897 Адрес электронной почты: nafievrima @ y andex.ru 2022 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1»

Дрожжановского муниципального района

Республики Татарстан

На XII республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Аксаковские чтения» Секция № 6 «Учитель – это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей…» Исследовательская работа на тему: «Кто же он учитель: герой или злодей?» ( Образ учителя в литературных произведениях отечественных писателей )

Выполнила: ученица 10А класса,

Айсина Ильгиза Ильдусовна

[email protected]

Руководитель работы: Нафиева Р има Галиевна ,

учитель русского языка и лит ературы

Номер телефона: 89272473897

Адрес электронной почты: nafievrima @ y andex.ru

2022 год

Введение Профессия учителя является одной из старейших и одной из самых обсуждаемых сегодня. По-разному можно относиться к учителям, но, бесспорно, во все времена эта профессия была почётной и уважаемой. По мнению большинства, учитель – это очень образованный и разносторонне развитый человек, это пример во всем. Ведь именно он, учитель, может не только объяснить свой предмет, но и сможет найти ответ на любой вопрос, поможет решить сложную жизненную задачу, поддержит в трудной ситуации, подскажет решение. Это не потому, что он самый умный, а потому, что он УЧИТЕЛЬ! Бесспорно, одним из самых важных людей в жизни каждого растущего человека был и остается учитель. 2023 год – Год Учителя и Наставника.

Введение

Профессия учителя является одной из старейших и одной из самых обсуждаемых сегодня. По-разному можно относиться к учителям, но, бесспорно, во все времена эта профессия была почётной и уважаемой. По мнению большинства, учитель – это очень образованный и разносторонне развитый человек, это пример во всем. Ведь именно он, учитель, может не только объяснить свой предмет, но и сможет найти ответ на любой вопрос, поможет решить сложную жизненную задачу, поддержит в трудной ситуации, подскажет решение. Это не потому, что он самый умный, а потому, что он УЧИТЕЛЬ! Бесспорно, одним из самых важных людей в жизни каждого растущего человека был и остается учитель.

2023 год – Год Учителя и Наставника.

Актуальность : жизнь не стоит на месте, меняются эпохи, меняются запросы к образованию и Учителю, однако во все время значимость педагога в жизни обучаемого трудно переоценить. Она поистине огромна.

Человек, взявший на себя обязанность Учителя, должен в полной мере обдумывать всю ответственность и важность своей миссии. Данный человек становится проводником на пути к знаниям, он не только учит своих воспитанников ряду предметов, но и беспокоится о верном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и выявлении творческих способностей.

Литературный образ Учителя тому подтверждение. Выбранная тема для исследования актуальна тем, что большая часть жизни каждого из нас связана с Учителями.

Гипотеза : быть Учителем – это не просто стать профессионалом своего дела, но и большое призвание, предназначенное служению растущему человеку.

Цель : раскрыть образ Учителя на примере лучших произведений русской литературы.  

Задачи :

  • Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ Учителя
  • Проанализировать произведения русской литературы, раскрывающие образ Учителя
  • Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика
  • Исследовать образ современного учителя

Немного об истории профессии Учителя

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Происхождение педагогики уходит своими корнями в первобытную эпоху. В древнейшие времена, когда у первобытных людей еще не существовало разделения труда, взрослые и юные члены племени на равных участвовали в добыче пропитания. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Именно это и составляло единственную цель существования в тот период. Любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность.

С течением времени появились в племени люди, обучающие молодёжь охоте и собирательству. Своим личным примером они воспитывали молодых соплеменников.

Современные Учителя

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. В настоящее время, с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться.

Образ учителя в литературных произведениях отечественных писателей

Учителя для галочки

В бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин особое значение придавал воспитанию людей. Комедия «Недоросль» – яркий пример того, как невежество разрушает жизни людей и лишает их будущего. « Без наук люди живут и жили» - говорила Простакова.

Учителя Митрофанушки в комедии – символ потакания невежеству и лени. В произведении три учителя по статусу: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, но следует отметить, что ни один из них не является учителем по образованию. Это случайные люди, учителя для галочки.

Преподаватели-самозванцы для русской провинции XVIII века - картина достаточно привычная. У Александра Сергеевича Пушкина в «Капитанской дочке» также был отличный тому пример. Во времена, которые описываются Пушкиным в «Капитанской дочке», многие знатные люди России нанимали иностранцев для воспитания детей. При этом не всегда иностранные педагоги были педагогами в полном смысле этого слова. Даже будучи ранее кондитерами или простыми солдатами, отправлялись в Россию на заработки. Пушкин через француза Бопре описывает именно этот феномен: "...Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…».

Учитель-чиновник Самый известные представители этого типажа - Беликов в рассказе Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Это тщедушный человек маленького роста, уже немолодой. Он всегда «застёгнут на все пуговицы», прячет свои вещи в чехлы, и даже лицо скрывает за непроницаемым выражением, «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр». Основная черта характера Беликова – тревожность. За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, предмета никому не нужного и не интересного, Беликов приобрёл большой «авторитет» тем, что внушал окружающим страх. Ученики его боятся и опасаются.   Ему самому не нравится его профессия – толпа и шум его напрягают, но он продолжает это делать, так как страшится осуждения посторонних. Таким образом, создавая отрицательные образы учителей, русские писатели дают понять нам, каким не стоит быть учителю и чего нельзя ему делать. Но плохой пример, тоже пример!

Учитель-чиновник

Самый известные представители этого типажа - Беликов в рассказе Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Это тщедушный человек маленького роста, уже немолодой. Он всегда «застёгнут на все пуговицы», прячет свои вещи в чехлы, и даже лицо скрывает за непроницаемым выражением, «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр». Основная черта характера Беликова – тревожность. За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, предмета никому не нужного и не интересного, Беликов приобрёл большой «авторитет» тем, что внушал окружающим страх. Ученики его боятся и опасаются.   Ему самому не нравится его профессия – толпа и шум его напрягают, но он продолжает это делать, так как страшится осуждения посторонних.

Таким образом, создавая отрицательные образы учителей, русские писатели дают понять нам, каким не стоит быть учителю и чего нельзя ему делать. Но плохой пример, тоже пример!

Учитель-праведник По мнению многих писателей, лучший учитель - тот, который даже в нечеловеческих условиях сохраняет чистоту своей души. Учителя-праведники понимают, что ученики это не просто неуправляемые создания, это будущие взрослые, поэтому так важно вкладывать в них стремление к добру, к справедливости. Учителей-праведников можно встретить в повести Николая Семёновича Лескова «Кадетский монастырь». Герои Лескова — реальные люди.  Это делает повествование особенно напряженным и убедительным. Все Учителя-праведники Лескова ничего не требуют от подростков взамен: «Были люди высокие, люди такого ума, сердца честности и характеров, что лучших, кажется, и искать незачем». Они отдают себя полностью ради счастья других. В повести мы встречаем трёх таких учителей–праведников: Михаил Степанович Перский, Андрей Петрович Бобров и архимандрит. Автор описывает их жизнь, характер и методы воспитания с большим уважением и почтением к их памяти.

Учитель-праведник

По мнению многих писателей, лучший учитель - тот, который даже в нечеловеческих условиях сохраняет чистоту своей души. Учителя-праведники понимают, что ученики это не просто неуправляемые создания, это будущие взрослые, поэтому так важно вкладывать в них стремление к добру, к справедливости.

Учителей-праведников можно встретить в повести Николая Семёновича Лескова «Кадетский монастырь». Герои Лескова — реальные люди.

Это делает повествование особенно напряженным и убедительным. Все Учителя-праведники Лескова ничего не требуют от подростков взамен: «Были люди высокие, люди такого ума, сердца честности и характеров, что лучших, кажется, и искать незачем». Они отдают себя полностью ради счастья других. В повести мы встречаем трёх таких учителей–праведников: Михаил Степанович Перский, Андрей Петрович Бобров и архимандрит. Автор описывает их жизнь, характер и методы воспитания с большим уважением и почтением к их памяти.

Учитель-герой

Праведники старались как могли, чтобы фашистская система не мешала им нести добро и свет в юные головы. Учителя-герои активно выступали против этой самой бесчеловечной системы. Пример тому - сельский учитель Алесь Иванович Мороз из повести Василя Быкова «Обелиск».

Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека («И он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего людей») который слыл честностью, добротой, милосердием характера.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, пожертвовавшего жизнью ради детей.

Безвестные учителя

В той же повести Василя Быкова есть рассуждение на тему сельского учительства в советские годы. Это образ наиболее близкий к тому, что мы имеем сегодня, - преподаватель, скромно и неприметно делающий свою важную и нелёгкую работу. Таких «сельских учителей» тысячи, и то развитие, которое вообще есть у нашего общества, - в огромной степени именно их заслуга. Люди, которые делают всё возможное, чтобы дети из самых разных концов России имели достаточно знаний, чтобы учиться и работать в самых престижных и полезных сферах.

Заключение Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных, и роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика. Переоценить ее сложно. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Учитель – это не профессия, а образ жизни.   Учитель - это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Исследование подтвердило гипотезу, ведь в действительности профессия учителя – это большое призвание - сохранить в человеке человека.

Заключение

Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных, и роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика. Переоценить ее сложно. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Учитель – это не профессия, а образ жизни.  

Учитель - это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок.

Исследование подтвердило гипотезу, ведь в действительности профессия учителя – это большое призвание - сохранить в человеке человека.

Список литературы Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.П. Чехов «Человек в футляре» Н.С. Лесков «Кадетский монастырь» В.В. Быков «Обелиск» https://cyberpedia.su/11x38ff.html https://scienceforum.ru/2015/article/2015013557 https://moluch.ru/archive/91/19393/ https://multiurok.ru/files/obraz-uchitelia-v-sovremennoi-i-klassicheskoi-lite.html  https://foma.ru/uchitel-istoriya-professii.html  

Список литературы

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.П. Чехов «Человек в футляре»
  • Н.С. Лесков «Кадетский монастырь»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • https://cyberpedia.su/11x38ff.html
  • https://scienceforum.ru/2015/article/2015013557
  • https://moluch.ru/archive/91/19393/
  • https://multiurok.ru/files/obraz-uchitelia-v-sovremennoi-i-klassicheskoi-lite.html
  • https://foma.ru/uchitel-istoriya-professii.html

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!