Цели урока:
- Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли.
- Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
- Воспитание интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.
Ледник –
это скопление пресного льда на суше.
ЛЕДНИКИ -
крупные массивы льда на земной поверхности, обладающие способностью к движению
Лед ледника образуется из снега. Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн, который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это можно представить в виде схемы :
Понижение температуры в горах с высотой
Температура понижается на 6 через каждую тысячу метров высоты.
Снеговая линия (граница)
СНЕГОВАЯ ЛИНИЯ-
уровень, выше которого ежегодно снега выпадает больше, чем тает или испаряется.
Вывод:
Линия, выше которой в течение года не тает
полностью даже летом, называется снеговой линией.
Область накопления – это часть ледника,
где снег скапливается,
спрессовывается и превращается в лёд.
Область расхода – это часть ледника,
где масса льда уменьшается из-за таяния.
Ледопад – участок ледника, где лёд падает,
так как в нём есть трещины.
Ледники спускаются с гор со скоростью
от 1 до 5 м/сутки.
Достигнув снеговой линии, начинают таять и
дают начало горным рекам.
Ледник- многолетнее скопление льда на суше. В отличие от льда, покрывающего зимой наши реки и озёра, ледниковый лёд образуется не из воды, а из снега.
На Земле ,где весь год низкая температура воздуха, снег не тает, а накапливается. За время снег уплотняется и превращается в лед. Лед в ледниках под действием собственной тяжести становится пластичным и растекается .
Ледники
Горные
Покровные
Ледники
Горные
Покровные
1.Составляют 98,5% площади
ледников.
2.От края покров. ледников
откалываются глыбы льда-
Айсберги.
1.Снег накапливается,
Уплотняется, превращается
в лед
2.Под действием веса
спускается вниз и начинает
таять.
3. Питают горные реки.
Горный ледник. Камчатка.
Ледник Бернард. Аляска
Ледник Безенги. Кавказ
Эти ледники очень разнообразны по размерам и по форме (в зависимости от рельефа гор). Питание ледников – на высотах где температуры низки, а атмосферные осадки обильны - в виде снега.
Тающие ледники дают начало ручьям и рекам. У края ледника остаются принесенные им обломки горных пород размером от песчинки до валуна – это морена.
Конечная морена
Горные ледники снабжают водой многие реки, а они несут воду в засушливые районы (Амударья , Сырдарья).
Покровные ледники занимают 98,5 % всех ледников на Земле. Формируются в полярных областях- в Антарктиде и на арктических островах.
Антарктида
Покровные ледники имеют форму щитов или куполов, лед накапливается в средней части щита и растекается в стороны. Там где ледник спускается в океан от него откалывается глыба льда- АЙСБЕРГ.
Значение:
Покровные ледники содержат большую часть всех запасов пресной воды на Земле .
Айсберг
Внимание! Опасно!
Один айсберг средних размеров состоит из такого же количества пресной воды, какое выносит за год небольшая река. Самая низкая температура в полярных областях: -1,-2 градусов ниже нуля.
Тест по теме
- 1. Где образуются ледники?
а) на реках и озёрах
б) в морях и океанах
в) на суше
- 2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы
б) за много лет
- 3. О каком леднике идёт речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.
а) горный
б) покровный
- 4. О каком леднике идёт речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный
б) покровный
- 5. О каком леднике идёт речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный
б) покровный
- 6. О каком леднике идёт речь: по форме разнообразны
( одни похожи на шапку, другие – на реку)
а) горный
б) покровный
- 7. О каком леднике идёт речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный
б) покровный
- 8. О каком леднике идёт речь: движутся очень медленно.
а) горный
б) покровный
- 9. О каком леднике идёт речь: снабжают водой реки.
а) горный
б) покровный
- 10. О каком леднике идет речь: образуют морену.
а) горный; б) покровный.
- 11. Летом у подножья горы температура +10 . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?
а) да
б) нет
Ключ:
1-в 6 -а
2-б 7 - а
3-а 8 -а
4-б 9 - а
5-б 10- а
11 -а
Домашнее задание:
- 1. Составить кроссворд по теме.
- 2. Параграф 36.