СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии"»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци Карпушина Наталья Михайловна МБОУ « Просеченская СОШ» имени генкрала М. Д. Скобелева 2023 г

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Карпушина Наталья Михайловна

МБОУ « Просеченская СОШ» имени генкрала М. Д. Скобелева

2023 г

Практические дела всегда говорят громче, чем слова Самые прочные знания , это те, которые добыты самостоятельным трудом  Обучение в сотрудничестве: умение применять знания в жизни

Практические дела всегда говорят громче, чем слова

  • Самые прочные знания , это те, которые добыты самостоятельным трудом

  • Обучение в сотрудничестве:
  • умение применять знания в жизни
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях.

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях.

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности   ·      использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. ·      выявлять особенности естественнонаучного исследования. ·      делать выводы, формулировать ответ в понятной форме. ·      уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления. ·      уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы. ·      понимать методы научных исследований. ·   выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов. ·      перечислять и объяснять явления, события. ·      сравнивать,  характеризовать и анализировать события, факты. ·      видеть суть проблемы.

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности

·      использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

·      выявлять особенности естественнонаучного исследования.

·      делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

·      уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

·      уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

·      понимать методы научных исследований.

·   выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

·      перечислять и объяснять явления, события.

·      сравнивать,  характеризовать и анализировать события, факты.

·      видеть суть проблемы.

Функциональная грамотность Проблемное обучение Препятствие Движение Развитие

Функциональная грамотность

Проблемное обучение

Препятствие

Движение

Развитие

Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

«…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением.

У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».

Практические задания -   постановка эксперимента .   Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения  но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.

Практические заданияпостановка эксперимента .

Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения

но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.

Задания, направленные на развитие внимания. Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните. Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.

Задания, направленные на развитие внимания.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

  • Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.

Задание на  умение - установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений . В качестве грунта в аквариуме используется крупный речной песок с размером песчинок 1,5–3 мм или галька с размером камешков не больше 8 мм. Тщательно промытый проточной водой песок укладывают в аквариум. И даже после этого в песке останутся органические остатки, а в них бактерии и одноклеточные животные (простейшие). После того как в аквариуме грунт залили водой, она в первые дни помутнеет, а потом опять станет прозрачной

Задание на умение - установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений .

  • В качестве грунта в аквариуме используется крупный речной песок с размером песчинок 1,5–3 мм или галька с размером камешков не больше 8 мм. Тщательно промытый проточной водой песок укладывают в аквариум. И даже после этого в песке останутся органические остатки, а в них бактерии и одноклеточные животные (простейшие). После того как в аквариуме грунт залили водой, она в первые дни помутнеет, а потом опять станет прозрачной
 Вопрос 1: Как Вы считаете, почему вода сначала помутнеет, а потом опять станет прозрачной? Выберите один ответ. А. В толщу воды поднимается песок, а потом он оседает на дно.  Б. В воде размножаются одноклеточные зелёные водоросли, а затем они сгнивают. В. В воде выделяются пузырьки кислорода, а затем они испаряются с поверхности воды. Г. В воде быстро размножаются бактерии, которые затем поедаются одноклеточными животными.

Вопрос 1: Как Вы считаете, почему вода сначала помутнеет, а потом опять станет прозрачной? Выберите один ответ.

  • А. В толщу воды поднимается песок, а потом он оседает на дно.
  • Б. В воде размножаются одноклеточные зелёные водоросли, а затем они сгнивают.
  • В. В воде выделяются пузырьки кислорода, а затем они испаряются с поверхности воды.
  • Г. В воде быстро размножаются бактерии, которые затем поедаются одноклеточными животными.
 Вопрос 2: Почему в аквариуме не применяют в качестве грунта огородную почву? Выберите два верных ответа из списка.  А. Почва содержит много органических веществ, в них развиваются болезнетворные и гнилостные бактерии, грибки и другие организмы.  Б. Почва лёгкая и всплывает к поверхности аквариума, поэтому в неё нельзя посадить растения. В. Вся почва отравлена удобрениями, которые губительно действуют на рыбок аквариума.  Г. Почва всегда содержит ядохимикаты, которые уничтожат все организмы в аквариуме. Д. Вода станет мутной от взвеси веществ почвы, поэтому солнечные лучи не будут проникать к растениям.

Вопрос 2: Почему в аквариуме не применяют в качестве грунта огородную почву? Выберите два верных ответа из списка.

  • А. Почва содержит много органических веществ, в них развиваются болезнетворные и гнилостные бактерии, грибки и другие организмы.
  • Б. Почва лёгкая и всплывает к поверхности аквариума, поэтому в неё нельзя посадить растения.
  • В. Вся почва отравлена удобрениями, которые губительно действуют на рыбок аквариума.
  • Г. Почва всегда содержит ядохимикаты, которые уничтожат все организмы в аквариуме.
  • Д. Вода станет мутной от взвеси веществ почвы, поэтому солнечные лучи не будут проникать к растениям.
Задания, на понимание методов научного исследования. Пульсоксиметрия проводится при помощи пульсоксиметра. Пульсоксиметр является неинвазивным, т.е. не связанным с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки), прибором. Он состоит из портативного монитора и фотоэлектрического зонда, который закрепляется на пальце руки или ноги, или на мочке уха пациента. Пульсоксиметр показывает величину пульса в ударах в минуту. Прибор также вычисляет значение, основанное на коэффициенте поглощения света при сокращении желудочков и общем расслаблении сердца, и показывает процент насыщения крови кислородом.

Задания, на понимание методов научного исследования.

  • Пульсоксиметрия проводится при помощи пульсоксиметра. Пульсоксиметр является неинвазивным, т.е. не связанным с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки), прибором. Он состоит из портативного монитора и фотоэлектрического зонда, который закрепляется на пальце руки или ноги, или на мочке уха пациента. Пульсоксиметр показывает величину пульса в ударах в минуту. Прибор также вычисляет значение, основанное на коэффициенте поглощения света при сокращении желудочков и общем расслаблении сердца, и показывает процент насыщения крови кислородом.
Процедуры:  1. Инвазивные  2. Неинвазивные Примеры А. Измерение артериального давлении Б. Внутримышечная инъекции В. Измерение уровня сахара в крови Г. Измерение жизненной ёмкости лёгких Д. Удаление аппендикса А А А 2 Б Б Б 1 В В В Г Г Г 1 2 Д Д Д 1

Процедуры: 1. Инвазивные 2. Неинвазивные

Примеры

А. Измерение артериального давлении

Б. Внутримышечная инъекции

В. Измерение уровня сахара в крови

Г. Измерение жизненной ёмкости лёгких

Д. Удаление аппендикса

А

А

А

2

Б

Б

Б

1

В

В

В

Г

Г

Г

1

2

Д

Д

Д

1

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!