Приветствие «Здравствуйте!»
Желаю успеха во всём и везде Здравствуйте!
Урок русского языка 6 класс МАОУ СОШ С.БЕРЕЗОВКА Учитель – Иванова Т.Г.
Всегда нам интересно новое открыть
И на своём уроке хозяевами быть.
Но не забудь о старом, новое узнав, -
Таков закон урока и его состав.
Актуализация знаний Кластер «Имя существительное»
Часть …
постоянные
непостоянные
Ед.ч.
собственные
одушевленные
М.р.
3 скл
разноскл .
Не умею, не могу,
не хочу – три главных врага человека.
Прочитайте пословицы:
Не друг поддакивает, друг спорит.
Дружба верна не лестью , а правдой
и честью.
Друг в беде не бросит .
Обратите внимание на правописание слов с не .
Что вы уже знаете о правописании не ?
А что нового вам предстоит узнать?
Проверьте себя.
ЦЕЛЬ:
- узнать, как пишется НЕ с именами существительными
- научиться …
Тема урока: Не с существительными.
противопоставление
отрицание
Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.
Продолжим наблюдения
Продолжим наблюдения
Понаблюдайте за особенностями группы слов.
не настье
не взгоды
не вежда
… настье
… взгоды
… вежда
?
- необразованный
малосведущий человек
Прочитайте слова без не .
Чем является не в приведённых словах?
Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно .
Продолжим наблюдения
Понаблюдай за особенностями другой группы.
правда – не правда
счастье – не счастье
друг – не друг
правда – не правда ( ложь )
счастье – не счастье ( горе )
друг – не друг ( враг )
Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не ?
синонимом
Чем можно заменить существительные с не ?
Чем является не в данных словах?
Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не .
Сделайте общий вывод о слитном и раздельном
написании существительных с не .
не правда
не счастье
не друг
не настье
не взгоды
не вежда
не _печь, а руки
не _галка, не _сорока,
не _ворона
Сравните свои выводы с правилом в учебнике (СТР. 150)
Попробуйте представить правило в словаре в виде схемы.
Проверьте себя по эталону.
Оцените свою деятельность.
1. Не употребляется без не.
1. Есть противопоставление.
2. Имеет отрицательное
значение.
2. Можно заменить синонимом
(близким по значению
выражением).
Первичное закрепление (работа в паре)
Задание: решите данную задачу, запишите предложение,
обозначив орфограмму № 32
Как надо писать существительные с не ?
Первичное закрепление (работа в паре)
Проверьте по эталону!
Объясни правописание существительных с не ?
Физкультминутка
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Все имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг
Изучать родной язык!
Самостоятельная работа
с проверкой по эталону
Задание : распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не
Осенняя (не)погода; настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда;обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда.
Слитно
Раздельно
Проверь по эталону! Оцени свою деятельность!
«5» – 8 правильных ответов;
«4» – 6-7
«3» – 4-5
СЛИТНО
Осенняя непогода, настоящий неряха, неожиданное несчастье, обнаруженная неправда,
настоящий невежда.
РАЗДЕЛЬНО
Не веселье, а грусть;
не деревня, а село;
не счастье, а беда.
Невежда – малообразованный человек.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Игра «Корректор»(работа в паре)
Задание : найдите неверное написание не с существительными? Исправить ошибки, как учитель, только карандашом.
1.Случившееся показалось мне настоящим
не счастьем .
2. Он относится ко мне со скрытой
не приязнью .
3. Мы ценим и любим непраздность , а труд.
4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза и на его не достатки .
Рефлексия Цифровой диктант
Ответы записывай буквами:
- если слово с НЕ пишется слитно, то записать букву С ;
- если слово с НЕ пишется раздельно, то записать букву Р .
Запись в рабочем листе:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Цифровой диктант Оцени по эталону!
Ответы записывай буквами:
- если слово с НЕ пишется слитно, то записать букву С ;
- если слово с НЕ пишется раздельно, то записать букву Р .
Записи в тетрадях:
10 баллов – «5»,
8-9 баллов – «4»,
5-7 баллов – «3»,
менее 5 б. - «?».
Укажите номера предложений, в которых существительное с не пишется раздельно .
- Невезение преследовало меня.
- Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
- Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
- Видно неряху по грязной рубахе.
- Говорить неправду некрасиво.
- Говорит не правду, а ложь.
- (Не)везение преследовало меня.
- (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
- (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
- Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорит (не)правду, а ложь.
Поверьте себя.
Какая цель была поставлена на уроке?
Достигли ли вы этой цели?
- Сегодня на уроке я узнал(а)….
- Сегодня на уроке я научился(лась)…
- Сегодня на уроке я понял(а), что…
- Мне было интересно…..
- Мне было трудно…
- Своей работой я…
Рефлексия
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям:
5 б.
Чувствовал себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок.
4 б.
Мне было уютно, тему освоил, но 1-2 ошибки все же допустил.
3 б.
Я не до конца осмыслил предложенный материал, допускал много ошибок.
2 б.
Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять.
- Поставьте количество баллов на полях в тетради.
Не умею, не могу,
не хочу – три главных врага человека.
Умею, могу,
хочу – три главных приятеля человека.
- П. 51, орфограмма № 32
- № 285
- Напишите сказку «Не с существительными» (по желанию)
- Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанному ниже:
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце. (Луна)
Спасибо за урок!