Новые возможности для молодежи в современной России
Еремеева Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70- летия Победы в Великой Отечественной войне»
Гипотеза: «Поддержка государством молодежи -вклад в человеческий капитал современного общества
Актуальность: Возможность индивидуального выбора молодежи в различных сферах жизни общества в целях ее самореализации, социализации и комфортной интеграции в современное общество
Предмет исследования: Государственная политика в области поддержки молодежи
Объект исследования: молодежь как социальная группа
Цель: Выявить новые возможности для социализации молодежи в современной России
Задачи:
- Показать психологические особенности юношеского возраста как социальной группы
- Показать гражданское становление, изменение социальных ролей и правового статуса молодежи при совершеннолетии
- Изучить направленность профессионального выбора молодежи в различных сферах общества анкетированием обучающихся СОШ №1
- Изучить политику государства на основе федеральных законов и национальных проектов в области поддержки молодежи в современной России и выявить новые возможности
дополнительно
План:
1.Вступление.(Вызов. Актуальность, гипотеза, предмет , объект исследования,цели, задачи)
2.1 Психологические особенности юношеского возраста как социальной группы
2.2 Гражданское становление, изменение социальных ролей и правового статуса молодежи при совершеннолетии
2.3 Направленность профессионального выбора молодежи в различных сферах общества (по результатам проведенного социологического опроса обучающихся СОШ №1)
2.4 Политика государства в области поддержки молодежи в современной России (интерактивная часть работы в микрогруппах)
3. Заключение.
2.1 Психологические особенности юношеского возраста как социальной группы
Основной текст
Молодежь как социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально- психологических качеств
- молодежь делят на 4 возрастные группы:
- подростки – 14-15 лет (в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находятся в основном на иждивении родителей или государства);
- юношество – 16-19 лет (как правило, более активно начинается процесс политической социализации, повышение ответственности);
- собственно молодежь – 20-25 лет (молодой человек продолжает процесс политической социализации);
- «старшая молодежь» – 26-30 лет (участие молодежи в политических отношениях, завершение процесса формирования зрелой личности).
«Юность- второе рождение человека» Ж.Ж. Руссо
- Молодость- это определенный этап биологической жизни человека, но ее конкретные возрастные рамки, социальный статус и социально- психологические условия зависят от социальных условий.
- Одно из главных обретений этого периода – открытие собственного «Я» в отрочестве- быть как все, в юности-осознание индивидуальности, неповторимости собственной уникальности.
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОЕ «Я»
- Это период выбора профессий и своего места в жизни
- Достижение экономической независимости и социально -ответственного поведения
- Выбора спутника жизни и создание семьи
- Выработки мировоззрения и жизненных ценностей
Психологи выделяют период ранней юности 16-18 лет.
Социальный статус молодого человека еще не определен: он уже не ребенок, но еще и не взрослый с точки зрения права, он еще не может принимать ответственные решения, хотя психологически готов к этому.
Переломным можно считать достижение 18- летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ, граждане приобретают полную дееспособность
Потенциал современной молодежи:
- Мобильность
- Инициативность
- восприимчивость к инновационным изменениям и новым технологиям
- развитию научно-технического прогресса
- способность противодействовать негативным вызовам.
- Вместе с тем незащищенность молодежи в социально- экономической сфере
- Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе.
- Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей.
дополнительно
2.2 Гражданское становление, изменение социальных ролей и правового статуса молодежи при совершеннолетии
Конституция РФ совершеннолетие
дееспособность
меняет социальные роли и статусы
наделяет правами и обязанностями
студент
Сын, дочь
рабочий
Сестра, брат
военнослужащий
избиратель
Ученик, участник спортивной секции
родитель
Студент. Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты
Семьянин
- Чтобы быть конкурентно способным надо обладать следующими качествами, которые являются главным фактором успеха в жизни:
- В этом возрасте у молодых людей равные шансы:
- Молодые люди становятся менее зависимы от родителей в финансовом отношении
- Вступают в новые социальные отношения
- Приобретают большую самостоятельность и ответственность
- Более высокий уровень образования
- Готовность к смене характера деятельности
- Овладение знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда .
С приобретением всей полноты гражданских прав молодой человек получает возможность для активной социальной деятельности:
- Участие в выборах органов власти
- в работе государственных органов и общественных организаций
Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта пол итики
- В целом молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желание трудится за хорошее вознаграждение.
- В отличии от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию
2.3 Направленность профессионального выбора молодежи и жизненных приоритетов в различных сферах общества
- В опросе участвовало 47 респондентов:
Профессиональные ориентиры
2.3 Направленность профессионального выбора молодежи и жизненных приоритетов в различных сферах общества
Выводы на основе анкетирования
- ценностные ориентиры в биосоциальной жизненной среде (Социальная экология)- приоритетными являются семья и образование
- ориентиры в материальной жизненной среде (условия жизни)- приоритет деньгам и карьере относительно работы
- ценностные ориентиры в институциональной жизненной среде- свобода имеет значительное преимущество
- жизненные ориентиры в ближайшей перспективе- завершение образования и получение профессии(33/47)
- Как реализовать себя знают 33 из 47
Выводы на основе анкетирования
- 26 респондентов мечтают открыть свое дело
- Планируют карьерный рост, продвижение в сфере медицины-10, образование, полиция, суд-7
- Выбор моей профессии определяется склонностями, способностями, талантом-30 респондентов
- определился (лась) с профессией, ВУЗом- 30/47
- предпочтительна работа в сфере частного бизнеса, предпринимательства 27 респондентам
- знают как открыть свое дело- 26 респондентов
Исследования показывают, что большинство молодежи стремится к
Основной текст
Получить образование
С оздать семью
Добиться профессионального роста
2.4 Политика государства в области поддержки молодежи в современной России
Молодежная политика- система государственных мер, направленных на создание возможностей и условий социализации и самореализации молодежи.
Социальная защита
.
Здравоохранение
Культура
Молодежная политика
Физкультура спорт
Наука и образование
Работа группах:
- Группа №1
- 1.Изучить сайт министерства Просвещение РФ и определить направленность национального проекта Образование. Составить схему национальных проектов.
- 2. На основе Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» ст.16, 17, определить новые формы образования и обучения. Сделайте выводы.
- Группа №2
- Определите принципы молодежной политики государства и направления реализации молодежной политики на основе Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации «Ст.2, 6, 7. Сделайте выводы.
- Группа №3
- https://vuzlit.com/1174971/proekty_osobennosti_razrabotki_programm_oblasti_molodezhnoy_politiki Изучите и определите возможности участия молодежи в программах развития для креативных и деятельных молодых людей. Сделайте выводы.
Работа в группах:
- Группа №4
- Изучите на сайтах интернета, какие возможности дает программа «Молодая семья» и программа ипотечного кредитования для приобретения жилья. Какие категории граждан могут воспользоваться ими? Какие требования к участникам программы? Сделайте выводы о возможностях.
- Группа №5
- Изучите сайт федеральный проект «Содействие занятости». Определите возможности для переобучения и трудоустройства граждан РФС делайте выводы о возможностях.
- Группа №6 Изучите сайт https://мойбизнес.рф/project Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и выявите возможности для создания бизнеса и открытия своего дела. Сделайте выводы о возможностях.
Вывод на основе работы в группах: государство в области молодежной политики предлагает:
Новые формы обучения и образования, реализует национальные проекты в образовании
Формирует цели и принципы молодежной политики
Социальную поддержу молодых семей
Разрабатывает программы развития креативной молодежи
Создание малого бизнеса и среднего бизнеса
программы переобучения, занятости и трудоустройству
Заключение:
- Таким образом, молодежная политика является одной из приоритетных во внутренней политике государства.
- Перспективы развития, как в Российской Федерации, так и любой другой страны мира, связаны с положением и развитием молодежи.
- Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе.
- Проблема социального самочувствия молодежи находиться в центре внимания органов власти.
- В нашей стране реализуются соответствующие региональные программы, но вместе с тем не решены проблемы социального сиротства, молодежной безработицы, и т.д.
- Социальная роль молодежи в современном обществе – это развитие и перемены устоявшихся стандартов.
- Молодые люди –это опора, настоящее и будущее нашей страны будущее
Ресурсы интернет:
- https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"
- https ://schetuchet.ru/ponyatie-sushhnost-i-znachenie-molodezhnoj-politiki / Понятие, сущность и значение молодежной политики
- https://tgu-dpo.ru/
- https :// мойбизнес.рф / project