Кто? Что?
папа дуб
тётя ствол
дядя дупло
пёс Днепр
Валя гриб
Имя существительное
ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
«Одушевленные и неодушевленные существительные»
Цели :
-научиться отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных;
-назвать признаки имен существительных одушевленных и неодушевленных.
Разделить слова на две группы (Кто? Что?)
- Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо, фиалка, неряха, мох, капуста, ласточка пчела.
- Проверка
- Кто? Что?
- юноша грибок
- чудище лицо
- дитя фиалка
- неряха мох
- ласточка капуста
- пчела
Имя существительное
Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.
Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия л юдей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ , так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет, дама и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.
Мертвец , покойник.
Имя существительное
К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун, детвора.
В нашем питомнике нет лисичек.
(кого?) - звери
Мальчик набрал целую корзину лисичек .
(чего?) - грибы
Имя существительное
Вывод:
Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.
Одушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п.
Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = И.п.
Имя существительное
Задание №1 Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос КТО?
Кто?
ВОЛ
ЦАПЛЯ
ЗВЕРЬ
РАК
СОМ
Что?
К ОЛ
К АПЛЯ
Д ВЕРЬ
М АК
Д ОМ
Имя существительное
Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные.
- УТКА
- ДОЧКА
- ТЮЛЕНЬ
- БАБОЧКА
Исключите лишнее слово:
1. Бабочка, судак, тюльпан 2. Дерево, растение, кукла 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода, водитель
Самостоятельная работа.
Исключите лишнее слово:
1 . Бабачка, судак, тюльпан 2. Дерево, кукла , растение 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода , водитель
«Живой – неживой» образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.
Сила-…
Работа - …
Футбол - …
Пожар - …
Лес - …
Лыжи - …
Бокс - …
Хоккей - …
Проверка:
- Силач
- Работник
- Футболист
- Пожарник
- Лесник
- Лыжник
- Боксёр
- Хоккеист
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Пошатнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
С. Есенин
Самостоятельная работа.
Исключите лишнее слово :
1. Бабачка, судак, тюльпан 2. Дерево, кукла , растение 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода , водитель
Незаконченные предложения
« Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?. Если у существительного совпадает форма мн.ч. в И.и В.п., то это неодушевленное имя существительное, а если совпадает форма мн.ч. в В.и Р.п ., то это одушевленное существительное.
Домашнее задание
1. П.90 стр.50-51 упр.486 2. Нарисуйте одушевленное или неодушевленное имя существительное
Рефлексия
Мне было интересно…
Новым для меня оказалось…
Я научился…
Я понял….