СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к открытому уроку по данной теме для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»

 Кто? Что? папа дуб тётя ствол дядя дупло пёс Днепр Валя гриб Имя существительное ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Кто? Что?

папа дуб

тётя ствол

дядя дупло

пёс Днепр

Валя гриб

Имя существительное

ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

 «Одушевленные и неодушевленные существительные»

«Одушевленные и неодушевленные существительные»

Цели : -научиться отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных; -назвать признаки имен существительных одушевленных и неодушевленных.

Цели :

-научиться отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных;

-назвать признаки имен существительных одушевленных и неодушевленных.

Разделить слова на две группы (Кто? Что?) Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо, фиалка, неряха, мох, капуста, ласточка пчела. Проверка Кто? Что? юноша грибок чудище лицо дитя фиалка неряха мох ласточка капуста пчела

Разделить слова на две группы (Кто? Что?)

  • Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо, фиалка, неряха, мох, капуста, ласточка пчела.
  • Проверка
  • Кто? Что?
  • юноша грибок
  • чудище лицо
  • дитя фиалка
  • неряха мох
  • ласточка капуста
  • пчела
Имя существительное Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.  Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия л юдей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ , так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет, дама и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.  Мертвец , покойник.

Имя существительное

Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия л юдей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ , так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет, дама и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

Мертвец , покойник.

Имя существительное  К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун, детвора.

Имя существительное

К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун, детвора.

В нашем питомнике нет лисичек. (кого?) - звери Мальчик набрал целую корзину лисичек . (чего?) - грибы

В нашем питомнике нет лисичек.

(кого?) - звери

Мальчик набрал целую корзину лисичек .

(чего?) - грибы

Имя существительное Вывод: Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.     Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного. Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п. Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = И.п.

Имя существительное

Вывод:

Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.

Одушевленные (мн.ч.)

В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)

В.п. = И.п.

Имя существительное  Задание №1  Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос КТО?    Кто? ВОЛ ЦАПЛЯ ЗВЕРЬ РАК СОМ Что? К ОЛ К АПЛЯ Д ВЕРЬ М АК Д ОМ

Имя существительное

Задание №1 Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос КТО?

Кто?

ВОЛ

ЦАПЛЯ

ЗВЕРЬ

РАК

СОМ

Что?

К ОЛ

К АПЛЯ

Д ВЕРЬ

М АК

Д ОМ

Имя существительное   Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные. ШУТКА УДОЧКА ЛЕНЬ БОЧКА УТКА ДОЧКА ТЮЛЕНЬ БАБОЧКА

Имя существительное

Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные.

  • ШУТКА
  • УДОЧКА
  • ЛЕНЬ
  • БОЧКА
  • УТКА
  • ДОЧКА
  • ТЮЛЕНЬ
  • БАБОЧКА
Исключите лишнее слово: 1. Бабочка, судак, тюльпан  2. Дерево, растение, кукла  3. Насекомое, животное, расписание  4. Туз, валет, детвора  5 .Водяной, вода, водитель

Исключите лишнее слово:

1. Бабочка, судак, тюльпан 2. Дерево, растение, кукла 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода, водитель

Самостоятельная работа. Исключите лишнее слово: 1 . Бабачка, судак, тюльпан  2. Дерево, кукла , растение  3. Насекомое, животное, расписание  4. Туз, валет, детвора  5 .Водяной, вода , водитель

Самостоятельная работа.

Исключите лишнее слово:

1 . Бабачка, судак, тюльпан 2. Дерево, кукла , растение 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода , водитель

«Живой – неживой»  образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.   Сила-… Работа - … Футбол - … Пожар - … Лес - … Лыжи - … Бокс - … Хоккей - …

«Живой – неживой» образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.

Сила-…

Работа - …

Футбол - …

Пожар - …

Лес - …

Лыжи - …

Бокс - …

Хоккей - …

Проверка: Силач Работник Футболист Пожарник Лесник Лыжник Боксёр Хоккеист

Проверка:

  • Силач
  • Работник
  • Футболист
  • Пожарник
  • Лесник
  • Лыжник
  • Боксёр
  • Хоккеист
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Пошатнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.  С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Пошатнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

С. Есенин

Самостоятельная работа. Исключите лишнее слово : 1. Бабачка, судак, тюльпан  2. Дерево, кукла , растение  3. Насекомое, животное, расписание  4. Туз, валет, детвора  5 .Водяной, вода , водитель

Самостоятельная работа.

Исключите лишнее слово :

1. Бабачка, судак, тюльпан 2. Дерево, кукла , растение 3. Насекомое, животное, расписание 4. Туз, валет, детвора 5 .Водяной, вода , водитель

Незаконченные предложения « Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?. Если у существительного совпадает форма мн.ч. в И.и В.п., то это неодушевленное имя существительное, а если совпадает форма мн.ч. в В.и Р.п ., то это одушевленное существительное.

Незаконченные предложения

« Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?. Если у существительного совпадает форма мн.ч. в И.и В.п., то это неодушевленное имя существительное, а если совпадает форма мн.ч. в В.и Р.п ., то это одушевленное существительное.

Домашнее задание 1. П.90 стр.50-51 упр.486  2. Нарисуйте одушевленное или неодушевленное имя существительное

Домашнее задание

1. П.90 стр.50-51 упр.486 2. Нарисуйте одушевленное или неодушевленное имя существительное

Рефлексия     Мне было интересно…  Новым для меня оказалось…  Я научился…  Я понял….

Рефлексия

Мне было интересно…

Новым для меня оказалось…

Я научился…

Я понял….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!