СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы на тему: «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад№15»

 

 

 

 

Презентация  опыта работы на тему:

 

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

 

 

Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей категории

Березовская Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Зима-2019г.

Введение

В настоящее время в рамках Федерального государственного образовательного стандарта музыкальное развитие детей входит в область художественно-эстетического развития. Как известно, музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в музыкальном развитии ребенка.

Поэтому, на современном этапе, одной  из главных задач музыкального дошкольного образования детей является его музыкальное развитие.

Рассмотрим это понятие с точки зрения О.П. Радыновой: «Музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей  на основе природных задатков…»

Следовательно, важным является вопрос о природе музыкальных способностей: пред­ставляют ли они собой прирожденные качества человека или разви­ваются под влиянием  окружающей среды, воспита­ния  и обучения. В исследованиях проблемы развития музыкальных спо­собностей  в  настоящее  время существуют различные комбинации, имеются разночтения в установлении основных определений. Разберем определенные их них.

Мы направили свое внимание в первую очередь к работам  и исследованиям в области музыкальной психологии ученого Б.М. Теплова, который в собственных трудах  дал глубокий, всесторонний ана­лиз проблемы развития музыкальных способностей. Ученый четко определил свою позицию в вопросе о врож­денности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдаю­щегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свой­ства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутри­утробного развития ребенка и после появления на свет). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденны­ми могут быть лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей.

С  точки зрения Б.М. Теплова музыкальные способности, необходимые для эффективного  осу­ществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие - «музыкальность». Ученый указы­вает на наличие у человека более общих способностей, проявля­ющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д.

Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в му­зыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуще­ствления.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и нужно руководить развитием ребенка, иначе, эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Научные исследования  нынешних ученых свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте (Н.А., Ветлугина О.П. Радынова, К.В Тарасова,  И.А. Комиссарова, Л.Н..). Дзержинская).По их мнению, отсутствие полноценных музыкальных впечатлений практически невосполнимо  впоследствии.

Как видим, все выше перечисленное еще раз доказывает о необходимости  развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, т.к. этот период является наиболее сенситивным.

Анализ образовательных программ «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам народной культуры» М.Д. Князевой, С.Л. Маханевой, методические указания «Народная педагогика в воспитании дошкольников» Г.И. Батуриной, Г.Ф. Кузиной позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает не в должной мере развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

На основе проведенного анализа теории и практики использования музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОО было выделено следующее противоречие: между большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

 На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия музыкального развития    детей старшего  дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора?

Цель исследования:  теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия   для музыкального развития  детей  старшего дошкольного возраста   посредством музыкального фольклора.

Объект исследования: процесс формирования музыкального развития посредством музыкального фольклора.

Предмет исследования: педагогические условия для музыкального развития детей  старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.  

Предполагаемые результат: мы полагаем, что музыкальное развитие  детей старшего дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора может осуществляться при учете следующих педагогических условий:

-    создания  развивающей предметно-пространственной среды;

- при подборе в  соответствии  возрасту детей  музыкального репертуара;

-  повышение компетентности педагогов и   родителей  по вопросу  использования музыкального фольклора для музыкального развития будет строиться по принципу обогащения педагогической практики через активные формы работы.

 -  при  разработке   рабочей тетради и определения заданий для детей, методического руководства для воспитателей и родителей, обеспечивающего музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.

Задачи исследования:

-  изучить теоретические подходы к проблеме музыкального развития старших дошкольников   и к проблеме приобщения детей к  музыкальному фольклору;

- выявить уровень музыкальных способностей  детей  старшего дошкольного возраста;

- разработать и апробировать содержание образовательной музыкальной деятельности   по музыкальному развитию  посредством музыкального фольклора детей старшей группы и определить степень ее эффективности.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические труды по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина,); концепция осмысления роли народного искусства (Г.С.Виноградова, Б.В.Асафьева)

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики, такие как: Методика «Пение и подбор мелодий» (Н.А. Ветлугина), методика «Три жанра» (К.В.Тарасова), методика «Простучи ритм» (Н.А.Ветлугина), методика «Кто сочинил музыку?» (О.П. Радынова.); анкетирование родителей «Русский музыкальный фольклор и музыкальные способности ребенка», экспертиза развивающей предметно-пространственной среды: центр «художественно-эстетического развития»

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Практической базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад 15» города Зимы. Общая выборка испытуемых представлена в составе 40 человек.

Практическая значимость:

1.Отобрана и  апробирована  методика диагностирования уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста;

2.Отобрано содержание, формы и методы работы, формирующие музыкальное развитие  детей старшего дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора.

Апробация и внедрение результатов исследования  осуществлялась  в ходе участия в научно-практической конференции «Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию», г.Иркутск, 25 ноября, 2013г, в научно-практической конференции :  «Образование г.Зимы развитии музыкальных способностей у  детей дошкольного возраста» август 2015г, в  проведении мастер-класса  у студентов второго курса очного отделения  в рамках изучения дисциплины «Сибирский фольклор» 2014г, в научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников» г.Иркутск, 25 апреля  2015г., в международном конгрессе The XVIII International Academic Congress "History, Problems and Prospects of Development of Modern Civilization", Tokyo, Japan, 25-27 2017г. и нашли свое отражение в статьях:

1.Березовская Н.В. «Формирование национально-патриотических чувств средствами музыкального фольклора» [Текст] /Н.В.Березовская //«Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию» - ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013г. - С. 206-211.

2.Березовская Н.В. «Музейно-педагогические технологии в формировании нравственно-патриотических ценностей у дошкольников» [Текст] / Н.В. Березовская//«Актуальные вопросы теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников», ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2015г.-С.340-344.     

3.Галеева Е.В.,"Психолого-педагогические подходы к развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" [Текст] / Е.В. Галеева, Н.В. Березовская // The XVIII International Academic Congress "History, Problems and Prospects of Development of Modern Civilization", Tokyo, Japan, 25-27 January 2017г. (Материалы издания размещаются в Scopus and Webof Science).

Актуальность работы

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка,  формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру мы помогаем войти в мир прекрасного.

                   Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни, своего народа приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочнения  эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передается из поколения в поколение.)

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное  воспитание дошкольников - это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков, и осуществляется посредством специально разработанной системы интегрированных занятий  и создании развивающей среды. (Народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности: используя элементы народного творчества, цветового строя, композиции, мы воздействуем на чувственную сферу ребенка, развиваем восприятие эстетического отношения и эстетической оценки.)

Таким образом, на основании изучения проблемы музыкального развития дошкольников посредством музыкального фольклора были определены этапы работы:

1 этап исследования был направлен на выявление уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора. С этой целью мы использовали  диагностические методики: Кира ВладимировнаТарасовой, Натальи Алексеевны Ветлугиной,  Ольги Петровны Радыновой. 

 А также  изучение педагогических условий музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора и выявление особенностей развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках 1этапа исследования важное  значение для нас имела оценка уровня компетентности родителей  в области  развития  музыкальных способностей у  детей дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора.

В соответствии с этим, нами было проведено анкетирование родителей, целью которого стала: выявление уровня сформированности компетентности родителей  в области знаний музыкального фольклора и его значения и применения для развития  музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.  В результате мы выяснили, что  уровень компетентности родителей в области использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей  у  детей старшего дошкольного возраста является различным.

 

Высокий уровень мы выявили у 10% (1) родителей.

Средний уровень компетентности родителей в области использования   фольклора выявлен у 40% (4)человек.

Низкий уровень компетентности мы выявили у 50%(5) родителей.

По результатам диагностики родителей, мы можем сделать вывод о том, что у большинства родителей представления об использовании музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста сформированы недостаточно.

Вторым компонентом в рамках изучения педагогических условий музыкального развития детей старшего дошкольного возраста  стала анализ развивающей предметно-пространственной среды. На основании изучения также были выявлены достоинства и недостатки данного компонента.

В рамках второго направления 1этапа работы мы подвергли анализу особенности развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.

Количественно-качественный анализ особенностей развития музыкальных способностей  у старших дошкольников показал, что высокий уровень выявлен у 15% детей (э.г.) и 20% детей (к.г.). Средний уровень выявлен у 40% детей (э.г.) и 35% (к.г.). Низкий уровень выявлен у 45% детей (э.г.) и 45% детей (к.г.)

Преобладающим уровнем развития музыкальных способностей является низкий уровень, который характеризуется тем, что у детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости развития   способностей у   детей старшего дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора.  Результаты диагностического обследования явились основанием для проведения коррекционной работы, для отбора содержания 2 этапа работы.

 

Цель 2 этапа работы: разработать и апробировать комплекс педагогических условий по музыкальному развитию детей  старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора в старшем дошкольном возрасте.

2. Подобрать методики и выявить особенности  развития музыкальных способностей и компетентности родителей  в вопросах использования музыкального фольклора.

3. Разработать и внедрить методику использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей старших дошкольников.

Направления работы:

  1. Составить тематический  план, включающий комплекс мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  2. Разработать и провести комплекс мероприятий по работе с родителями, педагогами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)направленных на повышение компетентности в вопросах использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей.
  3. На основе тематического планирования разработать рабочую тетрадь, направленную на развитие  музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
  4. Дополнить развивающую среду.
  5. Выявить эффективность проведенной работы.

Для того чтобы процесс развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора был успешен мы обогатили развивающую среду следующим содержанием:

В  центр художественно-эстетического развития добавили:

1.Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»

2.СD проигрыватель

3.Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

4.Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

5. Микрофон детский.

 

Далее на основе полученных результатов нами было составлено тематическое  планирование, включающее комплекс мероприятий, направленных на развитие  музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы включало в себя несколько тем, в которые вошли тематические занятия. Планирование по развитию музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора проходит в интеграции с областями развития Федерального государственного  образовательного стандарта.  

Параллельно, работая с детьми, нами со всеми родителями была проведена методическая работа, направленная на повышение их компетентности в вопросах использования музыкального фольклора для музыкального развития.

 

Перспективный план формирования готовности родителей к игровой музыкальной  деятельности с детьми

Наша задача была не только познакомить с музыкальным фольклором, но главное, чтобы родители практически овладели его содержанием   для развития  музыкальных способностей  у детей.

Тематика и содержание определенное нами способствовало повышению компетентности в вопросах использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках семинара с элементами деловой игры мы познакомили родителей с жанрами музыкального фольклора как эффективным способом развить музыкальных способностей у старших дошкольников.

Повышение компетентности мы начали с темы  «Многообразие жанров русского музыкального фольклора».

Для начала, мы предложили родителям поделиться личными воспоминаниями о своем слуховом опыте и их знаниях о русской народной музыке. Затем для усиления эффекта значимости проблемы предложили запомнить несколько народных потешек и  простучать их ритмический рисунок ногами и руками.

Родители сделали вывод о том, что необходимы определенные навыки, Чтобы максимально точно запомнить и воспроизвести ритмический рисунок.

Затем мы задали основной вопрос, на который родители должны были найти ответ, подготовившись в микро-группах: какие разновидности фольклора назовут и продемонстрируют на практике?

В результате мы познакомили педагогов с понятием «музыкальный фольклор», ее значением, историей появления с помощью лекции визуализации.  Так же познакомили родителей  с целями и задачами музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Затем с помощью метода «кластер»совместно с родителями выделили основной «секрет» музыкального фольклора, который оказался очень прост: Применение на музыкальных занятиях, элементов народного музыкального фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В ходе проведения семинара, родители были эмоциональны, активны и пришли к выводу, что существуют разные методы, которые позволят в домашних условиях развить музыкальные способности у детей. Эти приемы может использовать как взрослый, так и ребенок.

По окончанию подгруппам предложили задать ряд вопросов друг другу по теме семинара. Совместно с родителями решили, что необходимо работать в этом направлении.

В рамках второго семинара каждая подгруппа родителей должна была подготовиться к теме «Приемы по  развитию музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора,  используемые в дошкольном возрасте». Мы кратко дали  характеристику каждому жанру музыкального фольклора и показали на практике его применение по развитию музыкальных способностей у детей.

Родителям  мы пояснили, что эти приёмы хороши тем, что  их можно использовать как дома, так и на природе в поездке, т.к. в их основе лежит игра.

Затем родители должны были продемонстрировать наглядно некоторые жанры музыкального фольклора: хороводы, игры, потешки, песни, пальчиковые игры. Так родители первой подгруппы сделали подборку колыбельных песен для домашнего  использования, инсценировали русскую народную песню «Колыбельная».Интересна  была презентация шумовых музыкальных инструментов, сделанных из бросового материала. Родители второй подгруппы продемонстрировали русские народные сказки для озвучивания «Сказки-шумелки». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

На основе тематического планирования был разработана рабочая тетрадь, направленная на музыкальное развитие  детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора которая вызвала большой интерес как у детей так и у педагогов и родителей. Мы постарались вложить в нее весь свой опыт и все свое творчество !!!!

В тетради были подобраны занимательные упражнения и задания, по развитию  музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка.

Совместная деятельность родителей  и ребенка предполагала включение детей в деятельность непринужденно. При этом перед ребенком ставится проблема: так например, в тетради   мы предлагали изготовить вместе с родителями кубик эмоций и поиграть с ним, т.к. одним из главных  критериев развития музыкальных способностей является эмоциональное восприятие музыки. Для развития чувства ритма задание на простукивание ритмических рисунков знакомых ребенку русских народных песен попевок, Для закрепления знаний о русских народных песнях задание: узнать героя по картинке из  русской народной песни.  В тетради,   как и в планировании,  проходит интеграция по всем областям развития: познавательное (наша родина), речевое (потешки, игры), социально-коммуникативное (игры с детьми, родителями), физическое (подвижные русские народные игры), художественно-эстетическое (рисование и раскрашивание)

Перед каждым занятием шла большая предварительная работа. Мы готовили дополнительный познавательный материал, расширяющий кругозор детей; обсуждали с детьми прочитанные литературные произведения,  учили русские народные песни и подвижные игры, знакомили детей с русскими народными инструментами, просматривали видео и слушали аудиозаписи народных оркестров, исполнителей народных песен, также  отбирали приемы, при помощи которых можно было заинтересовать детей на занятии.

На 3 этапе работы мы провели повторную диагностику развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей, анализ центра «Художественно-эстетического развития».

 Уровни компетентности родителей в вопросе использования музыкального фольклора  для развития музыкальных способностей составил:

Низкий уровень-50%

Средний уровень -40%

Высокий уровень-10%

По результатам диагностики родителей, мы можем сделать вывод о том, что 50% (5) родителей после проделанной работы повысили представления об использовании музыкального фольклора  для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного.

Об этом свидетельствует то, что многие родители могут раскрыть значимость музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей, описать содержание самого понятия «музыкальный фольклор», а также привести  игровые приемы и раскрыть особенности их использования в работе с детьми. Это означает, что проделанная работа имеется положительная динамика в работе с родителями, направленная на повышение у них компетентности в данном вопросе.

Также для выявления использования музыкального фольклора  для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста нами был проведена повторная экспертиза центра «Художественно-эстетического развития».

 

Анализ центра   художественно-эстетического развития.

По результатам анализа  центра   художественно-эстетического развития мы выявили то что в  центр Х_Э обогатился: ( Методические рекомендации к программе Ветлугиной Радыновой Тарасовой)

 

-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»

- СD проигрыватель

-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

Результаты анализа позволяют нам сделать вывод о эффективности проделанной работы по повышению компетентности родителей в данном вопросе. 

нами была проведена повторная диагностика уровней развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Группа

Эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Констатирующий эксперимент

15%(3)

40%(8)

45%(9)

Контрольный

эксперимент

40%(8)

50%(10)

10%(2)

Контрольная

группа

Констатирующий эксперимент

20%(4)

35%(7)

45%(9)

Контрольный

эксперимент

25%(5)

45%(9)

30%(6)

Количественно-качественный анализ контрольного эксперимента и констатирующего эксперимента развития музыкальных способностей  у старших дошкольников средствами музыкального фольклора показал,что количество детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей  в экспериментальной группе увеличилось на 25% а, в контрольной группе на 5%. Количество детей со средним уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 10%, в контрольной увеличилось – на 10%. Низкий уровень уменьшился в экспериментальной группе на 35%, в контрольной – на 15%. Это означает, что проведенная нами работа по использованию музыкального фольклора для развития музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста являлась эффективной.

В  результате планомерной методической работы с детьми над развитием музыкальных способностей   у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора в экспериментальной группе на контрольном этапе значительно повысился уровень развития музыкальных способностей  в процессе приобщения  к музыкальному фольклору. Тем самым мы подтвердили эффективность выбранной нами методики.

Таким образом, мы достигли цели проведенной работы о  том, о том, что музыкальное развитие  детей старшего дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора может осуществляться при учете следующих педагогических условий:

-    создания  развивающей предметно-пространственной среды;

- при подборе в  соответствии  возрасту детей  музыкального репертуара;

-  повышение компетентности педагогов и   родителей  по вопросу  использования музыкального фольклора для музыкального развития будет строиться по принципу обогащения педагогической практики через активные формы работы.

 -  при  разработке   рабочей тетради и определения заданий для детей, методического руководства для воспитателей и родителей, обеспечивающего музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора. Результаты нашего опыта работы позволяют определить перспективные направления по данной теме: изучение возможностей музыкального фольклора в музыкальном развитии детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В.П.  Аникин - М.: Высшая школа, 2010.- 254с.
  2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] / В.П. Аникин - М.: Высшая школа, 2010.- 283с.
  3. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В.  Асафьев – Л.:

Музыка, 1987.

  1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст] / И.Н. Арзамасцев: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений.
  2. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.ИАртемьева - М.: Наука, 2008.
  3. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании  [Текст] / Б.В. Асафьев– Л.: Музыка, 1973.Музыка, 2008.
  4. Багадаева, О.Ю.,  Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. Парциальная образовательная программа дошкольного образо-вания [Текст] / О.Ю. Багадаева,Е.В.Галеева, И.А. Галкина, О.Ю. Зайцева,  Л.А.Кананчук, В.В. Карих, И.В.Михайлова, Н.Д. Серёдкина, О.В.Удова, Н.А.Шинкарёва– Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2016. - 241 с.
  5. Богоявленская, Л.Б. Пути к творчеству  [Текст] / Л.Б.  Богоявленская– М., 1981.– М., 2011.
  6. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] / В.А. Василенко -  М.: Высшая школа, 2012.- 198с.
  7. Ветлугина, Н. А. Дзержинская, И. Л. Комиссарова, Л. Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»[Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., спр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с., ил.
  8. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания [Текст] / Ветлугина Н.А. – М.: Просвещение 2013.
  9. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка  [Текст] / Н.А.  Ветлугина— М., 2011.
  10. Ветлугина, Н.А. и др. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / кн. для воспитателя детского сада [Текст]/ Н.АВетлугина.-М.: Просвещение, 2014. – 160с.
  11. Ветлугина, Н.А., Кенем

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы на тему: «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» Презентация опыта работы на тему:   МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА  Выполнила: музыкальный руководитель Березовская Н.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Презентация опыта работы на тему:

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Выполнила: музыкальный руководитель

Березовская Н.В.

 Актуальность:  1:  музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в музыкальном развитии ребенка. Поэтому, на современном этапе, одной из главных задач музыкального дошкольного образования детей является его музыкальное развитие.  2:  Научные исследования нынешних ученых свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте (Н.А., Ветлугина О.П. Радынова, К.В Тарасова, И.А. Комиссарова, Л.Н..). Дзержинская).По их мнению, отсутствие полноценных музыкальных впечатлений практически невосполнимо впоследствии.  3: На основе проведенного анализа теории и практики использования музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОО было выделено следующее противоречие: между большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
  • Актуальность:

1: музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в музыкальном развитии ребенка.

Поэтому, на современном этапе, одной из главных задач музыкального дошкольного образования детей является его музыкальное развитие.

  • 2: Научные исследования нынешних ученых свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте (Н.А., Ветлугина О.П. Радынова, К.В Тарасова, И.А. Комиссарова, Л.Н..). Дзержинская).По их мнению, отсутствие полноценных музыкальных впечатлений практически невосполнимо впоследствии.
  • 3: На основе проведенного анализа теории и практики использования музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОО было выделено следующее противоречие: между большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Апробация и внедрение результатов опыта работы осуществлялась

  • в ходе участия в научно-практической конференции «Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию», г.Иркутск, 25 ноября, 2014г, в научно-практической конференции : «Образование г.Зимы развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» август 2015г, в проведении мастер-класса у студентов второго курса очного отделения в рамках изучения дисциплины «Сибирский фольклор» 2015г, в научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников» г.Иркутск, 25 апреля 2015г., в международном конгрессе The XVIII International Academic Congress "History, Problems and Prospects of Development of Modern Civilization", Tokyo, Japan, 25-27 2017г. и нашли свое отражение в статьях:
  • 1.Березовская Н.В. «Формирование национально-патриотических чувств средствами музыкального фольклора» [Текст] /Н.В.Березовская //«Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию» - ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2015г. - С. 206-211.
  • 2.Березовская Н.В. «Музейно-педагогические технологии в формировании нравственно-патриотических ценностей у дошкольников» [Текст] / Н.В. Березовская//«Актуальные вопросы теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников», ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2015г.-С.340-344.
  • Е.В. Галеева, Н.В. Березовская.,"Психолого-педагогические подходы к развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" [Текст] / Е.В. Галеева, Н.В. Березовская // The XVIII International Academic Congress "History, Problems and Prospects of Development of Modern Civilization", Tokyo, Japan, 25-27 January 2017г. (Материалы издания размещаются в Scopus and Webof Science).
проблема: каковы педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора?

проблема:

каковы педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора?

 Цель :  Создание педагогических условий для музыкального развития дошкольников посредством музыкального фольклора .  Задачи: 1.Познакомить с историей возникновения музыкального фольклора. 2.Обогатить знания детей о разнообразных жанрах музыкального фольклора. 3.Развивать музыкальные способности : чувство ритма, восприятие, пение. 4.Воспитывать общую культуру дошкольников 5. Пополнить фольклорным материалом РППС музыкальных уголков в группах.

Цель :

Создание педагогических условий для музыкального развития дошкольников посредством музыкального фольклора .

Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения музыкального фольклора.

2.Обогатить знания детей о разнообразных жанрах музыкального фольклора.

3.Развивать музыкальные способности : чувство ритма, восприятие, пение.

4.Воспитывать общую культуру дошкольников

5. Пополнить фольклорным материалом РППС музыкальных уголков в группах.

Методологическая основа Теоретические подходы осмысления роли народного искусства в педагогике:  Г.С.Виноградова, Б.В.Асафьева, Н. А Метлова и др. Психолого-педагогические исследования формирования и развития музыкальных способностей: Б.М.Теплова, К.В.Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, и др.; и др.

Методологическая основа

Теоретические подходы осмысления роли народного искусства в педагогике:

Г.С.Виноградова, Б.В.Асафьева,

Н. А Метлова и др.

Психолого-педагогические исследования формирования и развития музыкальных способностей: Б.М.Теплова, К.В.Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, и др.;

и др.

Направления работы: Изучение педагогических условий для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора  Выявление особенностей музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора

Направления работы:

  • Изучение педагогических условий для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора
  • Выявление особенностей музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора
Основополагающие понятия исследования: Музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков; музыкальные способности – это сложное образование, включающее в себя качества личности и комплекс определенных способностей; основные музыкальные способности, выбранные для проведения экспериментальной работы – -Ладовое чувство, -музыкально-слуховые представления -чувство ритма; Музыкальный фольклор- неотъемлемая часть народной культуры.

Основополагающие понятия исследования:

Музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков;

музыкальные способности – это сложное образование, включающее в себя качества личности и комплекс определенных способностей;

основные музыкальные способности, выбранные для проведения экспериментальной работы

-Ладовое чувство,

-музыкально-слуховые представления

-чувство ритма;

Музыкальный фольклор- неотъемлемая часть народной культуры.

Анкетирование родителей Цель:  выявить уровень сформированности компетентности родителей в области знаний музыкального фольклора и его значения и применения для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста .

Анкетирование родителей

Цель:

выявить уровень сформированности компетентности родителей в области знаний музыкального фольклора и его значения и применения для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста .

 Уровни компетентности родителей в области знаний музыкального фольклора и его применения для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уровни компетентности родителей в области знаний музыкального фольклора и его применения для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Результаты анализа Центра художественно-эстетического развития В Центре художественно- эстетического развития отсутствуют:  -Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита» - СD проигрыватель; -Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»); -Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству. Результаты анализа позволяют нам сделать вывод о том, что необходимо пополнение оборудования как в количественном отношении, так и в качественном.

Результаты анализа

Центра художественно-эстетического развития

В Центре художественно- эстетического развития отсутствуют:

-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»

- СD проигрыватель;

-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»);

-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

Результаты анализа позволяют нам сделать вывод о том, что необходимо пополнение оборудования как в количественном отношении, так и в качественном.

Характеристика особенностей развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Уровни музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика особенностей развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уровни музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста

Перспективы работы : Составить тематический план, включающий комплекс мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Разработать и провести комплекс мероприятий по работе с родителями, направленных на повышение компетентности в вопросах использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей. На основе тематического планирования разработать рабочую тетрадь, направленную на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Дополнить развивающую среду. Выявить эффективность проведенной работы.

Перспективы работы :

  • Составить тематический план, включающий комплекс мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
  • Разработать и провести комплекс мероприятий по работе с родителями, направленных на повышение компетентности в вопросах использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей у детей.
  • На основе тематического планирования разработать рабочую тетрадь, направленную на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
  • Дополнить развивающую среду.
  • Выявить эффективность проведенной работы.
 Перспективный план формирования готовности родителей к игровой музыкальной деятельности с детьми   Форма работы Тема Семинар с элементами деловой игры Цель Многообразие жанров русского музыкального фольклора. Консультация и мастер-класс Цель: создать условия для ознакомления родителей с музыкальным фольклором,его жанрами и особенностями. Приемы по развитию музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора, используемые в дошкольном возрасте. Праздник с родителями Цель: создать условия для ознакомления родителей с эффективными приемами развития музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора. «Веселая ярмарка» Практическое применение музыкального фольклора в музыкальной совместной деятельности. Цель: создать условия для практического применения фольклора, творческих идей в совместной деятельности с детьми.

Перспективный план формирования готовности родителей к игровой музыкальной деятельности с детьми

Форма работы

Тема

Семинар с элементами деловой игры

Цель

Многообразие жанров русского музыкального фольклора.

Консультация и мастер-класс

Цель: создать условия для ознакомления родителей с музыкальным фольклором,его жанрами и особенностями.

Приемы по развитию музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора, используемые в дошкольном возрасте.

Праздник с родителями

Цель: создать условия для ознакомления родителей с эффективными приемами развития музыкальных способностей у детей средствами музыкального фольклора.

«Веселая ярмарка»

Практическое применение музыкального фольклора в музыкальной совместной деятельности.

Цель: создать условия для практического применения фольклора, творческих идей в совместной деятельности с детьми.

центр художественно-эстетического развития 1.Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита» 2.Аудиомагитофон 3.Портрет ы композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш») 4.Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству. 5. Микрофон детский.

центр художественно-эстетического развития

  • 1.Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
  • 2.Аудиомагитофон
  • 3.Портрет ы композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)
  • 4.Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
  • 5. Микрофон детский.
Содержание образовательной музыкальной деятельности по музыкальному развитию посредством музыкального фольклора детей старшей группы     Тема №1: «Русская народная музыка», 1. Занятие «Что мы знаем о народной музыке» 2. Занятие «Композиторская и народная музыка» 3. Занятие «Песня–язык русского народа» 4. Развлечение «Капустные посиделки» Цель : создать условия дляознакомления детей старшего дошкольного возраста с русской народной музыкой. Тема №2 «Песня-душа народа»: 1. Занятие «Лирическая песня» 2. Занятие «Народная колыбельная» 3. Занятие «Хороводная песня» 4. Занятие «Плясовая песня» Цель: создать условия для формирования положительного отношения к русской народной песне. Тема № 3: «Песня и русская народная игра» 1. Занятие «Обрядовые игры» 2. Занятие «Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра!» 3. Занятие «О чём расскажет игра» 4. Занятие «Пришла Коляда накануне Рождества»

Содержание образовательной музыкальной деятельности по музыкальному развитию посредством музыкального фольклора детей старшей группы

Тема №1: «Русская народная музыка»,

  • 1. Занятие «Что мы знаем о народной музыке»
  • 2. Занятие «Композиторская и народная музыка»
  • 3. Занятие «Песня–язык русского народа»
  • 4. Развлечение «Капустные посиделки»
  • Цель : создать условия дляознакомления детей старшего дошкольного возраста с русской народной музыкой.

Тема №2 «Песня-душа народа»:

  • 1. Занятие «Лирическая песня»
  • 2. Занятие «Народная колыбельная»
  • 3. Занятие «Хороводная песня»
  • 4. Занятие «Плясовая песня»
  • Цель: создать условия для формирования положительного отношения к русской народной песне.

Тема № 3: «Песня и русская народная игра»

  • 1. Занятие «Обрядовые игры»
  • 2. Занятие «Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра!»
  • 3. Занятие «О чём расскажет игра»
  • 4. Занятие «Пришла Коляда накануне Рождества»
Рабочая тетрадь по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора

Рабочая тетрадь по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора

 Уровни компетентности родителей в вопросе использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей. Группа Высокий уровень Констатирующий эксперимент 10% Средний уровень Контрольный Низкий уровень 40% эксперимент 60% 50% 40% 0

Уровни компетентности родителей в вопросе использования музыкального фольклора для развития музыкальных способностей.

Группа

Высокий уровень

Констатирующий эксперимент

10%

Средний уровень

Контрольный

Низкий уровень

40%

эксперимент

60%

50%

40%

0

Анализ центра художественно-эстетического развития .

Вопросы анализа Х-Э центра

-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал.и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)

соответствует

- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)

частично

Имеется

не соответствует

Имеется

-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)

Имеется

-Атрибуты к русским народным сказкам (картинки для флонелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)

Имеется

-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»

-Игрушечный микрофон.

Имеется

Имеется

-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз.сказки.

Имеется

Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»

Динамика по уровню музыкального развития дошкольников посредством музыкального фольклора

Динамика по уровню музыкального развития дошкольников посредством музыкального фольклора

Эффективность работы: создания развивающей предметно-пространственной среды; - Подбор в соответствии возрасту детей музыкального репертуара; - повышение компетентности педагогов и родителей по вопросу использования музыкального фольклора для музыкального развития детей;  - при разработке рабочей тетради и определения заданий для детей, методического руководства для воспитателей и родителей, обеспечивающего музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.

Эффективность работы:

  • создания развивающей предметно-пространственной среды;
  • - Подбор в соответствии возрасту детей музыкального репертуара;
  • - повышение компетентности педагогов и родителей по вопросу использования музыкального фольклора для музыкального развития детей;
  • - при разработке рабочей тетради и определения заданий для детей, методического руководства для воспитателей и родителей, обеспечивающего музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!