СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: «Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

¨ ранней диагностике и коррекции;

¨ обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;

¨ продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: «Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств»»

Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств. Булдакова Тамара Николаевна 1.Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств.

Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств.

Булдакова Тамара Николаевна

1.Особенности обучения детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:  ранней диагностике и коррекции;  обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;  продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:  ранней диагностике и коррекции;  обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;  продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

 ранней диагностике и коррекции;

 обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;

 продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

 ранней диагностике и коррекции;

 обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;

 продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Задачи специального образования в отношении интеграции:  определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;  разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;  разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях Задачи специального образования в отношении интеграции:  определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;  разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;  разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях

Задачи специального образования в отношении интеграции:  определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;  разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;  разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях

Задачи специального образования в отношении интеграции:  определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;  разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;  разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях

Идеи Л.С. Выготского о воспитании ребенка с нарушением развития Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнению ученого, должен стать коллектив. Подчеркивая превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития .

Идеи Л.С. Выготского о воспитании ребенка с нарушением развития Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнению ученого, должен стать коллектив. Подчеркивая превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми. По мнению исследователя, в тех случаях, когда коллектив отсталых детей достаточно однороден, это наносит ущерб как нормальным, так и аномальным детям – лишает их возможности развития .

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии  комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;  частичное, когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в обычных классах;  временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;  полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным имплантантом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития более менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения , или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Этапы организации социальнообразовательной интеграции:   Период раннего детства   Период дошкольного детства   Период школьного обучения   Период профессионально-трудовой адаптации

Этапы организации социальнообразовательной интеграции:  Период раннего детства  Период дошкольного детства  Период школьного обучения  Период профессионально-трудовой адаптации

Этап дошкольного детства  Время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Требования к осуществлению интеграции на этапе дошкольного детства:   Обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной программы для ребёнка с теми или иными ограничениями;   Необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительнопедагогической и предметно-развивающей среды;   Наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой командой сотрудников при ведущей роли педагога-дефектолога;   Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в интегрированное дошкольное образование;  Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком;   Психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, вовлечённых в интегрированное обучение.

Этап дошкольного детства Время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Требования к осуществлению интеграции на этапе дошкольного детства:  Обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной программы для ребёнка с теми или иными ограничениями;  Необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительнопедагогической и предметно-развивающей среды;  Наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой командой сотрудников при ведущей роли педагога-дефектолога;  Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в интегрированное дошкольное образование;  Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком;  Психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, вовлечённых в интегрированное обучение.

Период школьного обучения Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения необходимо наличие следующих четырёх структурных компонентов [Резникова Е.В., 2007]:   Обучение в условиях общеобразовательного класса;   Обучение в условиях класса коррекционнопедагогической поддержки;   Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении;  Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.

Период школьного обучения Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения необходимо наличие следующих четырёх структурных компонентов [Резникова Е.В., 2007]:  Обучение в условиях общеобразовательного класса;  Обучение в условиях класса коррекционнопедагогической поддержки;  Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении;  Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.

Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение в условиях общеобразовательных классов, а предметы по программам для С(К)ОУ соответствующих видов – в условиях классов коррекционнопедагогической поддержки. Обычно это такие предметы, как математика, русский язык или письмо и развитие речи, чтение или чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика

Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение в условиях общеобразовательных классов, а предметы по программам для С(К)ОУ соответствующих видов – в условиях классов коррекционнопедагогической поддержки. Обычно это такие предметы, как математика, русский язык или письмо и развитие речи, чтение или чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика

Психолого-медико-педагогическое сопровождение поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности. Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутая система дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:   Физкультурно-спортивные секции;   Художественно-эстетические студии и кружки;   Занятия декоративно-прикладным искусством;  Научно-техническое творчество.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности. Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутая система дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:  Физкультурно-спортивные секции;  Художественно-эстетические студии и кружки;  Занятия декоративно-прикладным искусством;  Научно-техническое творчество.

Особенности организации интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы  Составление и отбор учебных планов, образовательных программ и учебнометодических и дидактических комплексов В школьном учебном плане определен состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс.

Особенности организации интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы Составление и отбор учебных планов, образовательных программ и учебнометодических и дидактических комплексов В школьном учебном плане определен состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс.

Выбор программ – основа обучения . Для обучения учащихся с особенностями в развитии в начальной школе за основу берутся:  типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1–4 кл. (Авторские программы Л.В.Занкова, В.В.Истоминой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Я.Виленкина – Л.Г.Петерсон и типовые – авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г.Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова);  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко);  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (Авторы:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Н.М.Барская, С.Ю.Ильина, З.Н. Смирнова, Г.Н.Гусева, А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская, А.А.Хилько, В.В.Эк, М.Н.Перова и др.). Интегрированное календарно

Выбор программ – основа обучения . Для обучения учащихся с особенностями в развитии в начальной школе за основу берутся:  типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1–4 кл. (Авторские программы Л.В.Занкова, В.В.Истоминой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Я.Виленкина – Л.Г.Петерсон и типовые – авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г.Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова);  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко);  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (Авторы:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Н.М.Барская, С.Ю.Ильина, З.Н. Смирнова, Г.Н.Гусева, А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская, А.А.Хилько, В.В.Эк, М.Н.Перова и др.). Интегрированное календарно

Специфика составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития Вариативная часть учебного плана обеспечена учебно-методическим комплексом в части дополнительных часов, предоставленных на предметы, которые усиливают, расширяют и углубляют знания учащихся. В качестве примера рассмотрим специфику составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития, интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников, на начальной ступени обучения.

Специфика составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития Вариативная часть учебного плана обеспечена учебно-методическим комплексом в части дополнительных часов, предоставленных на предметы, которые усиливают, расширяют и углубляют знания учащихся. В качестве примера рассмотрим специфику составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития, интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников, на начальной ступени обучения.

Критерии эффективности интегрированного обучения • успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ; • отсутствие пропусков занятий без уважительной причины; • положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ; • наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников; • активность участия детей в системе дополнительного образования; • участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ; •участие детей и подростков в коллективных видах деятельности и др.

Критерии эффективности интегрированного обучения

• успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;

• отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;

• положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;

• наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников;

• активность участия детей в системе дополнительного образования;

• участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ; •участие детей и подростков в коллективных видах деятельности и др.

Интегрированное календарно-тематическое планирование  На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарнотематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов по учебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следует распределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционнопедагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаются учителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования таким образом в календарнотематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками по теме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.

Интегрированное календарно-тематическое планирование

На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарнотематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов по учебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следует распределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционнопедагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаются учителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования таким образом в календарнотематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками по теме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!