Экономика.10класс
Конкуренция и ее виды
Эпиграф урока
“ Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга” . Э.Канн ан
План урока
1.Понятие конкуренции
2.Функции конкуренции
3.Типы конкуренции
4.Положительное и отрицательное влияние конкуренции
Конкуренция – соперничество участников рынка за лучшие условия купли-продажи и производства.
- Между кем? –между потребителями за товар в условиях дефицита).
- За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
- Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Задание
В каких сферах жизни общества проявляется конкуренция. Приведите примеры.
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
- стимулирование роста эффективности производства
- стимулирование снижения цен и повышения качества
- обеспечение нацеленности производства на запросы потребителя
- применение наукоемких технологий
- установление равновесной цены
Конкуренция
Ценовая
Неценовая
Снижение цен на товары и услуги в сравнении с соперниками.
Другие (неценовые) меры привлечения покупателей.
Какие?
Структура рынка по типу конкуренции
Совершенная
(идеальный рынок )
Несовершенная
Монополистическая
Олигополия
полиполия
Монополия
Монопсония
Совершенная конкуренция - это такое состояние рынка, при котором ни один его участник не имеет возможности оказывать существенное влияние на его функционирование.
Признаки совершенной конкуренции
1.бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
2.однородность и делимость продаваемой продукции
3.отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
4.высокая мобильность факторов производства
Пример: ярмарка, на которой фермеры продают одинакового сорта морковь .
К несовершенной конкуренции относятся
- Монополии ( один продавец )
- Монопсонии ( один покупатель )
- Олигополии ( несколько крупных продавцов )
- Монополистическая конкуренция (множество продавцов дифференцированной продукции ).
Монополия - рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
Признаки монополии
1.Одна фирма
2.Продукт уникальный
3.Цена монополиста
4.Вход заблокирован
Пример : системы водоснабжения,
железнодорожные перевозки .
Монопсония
- монополия покупателя
Когда подобная ситуация может возникнуть?
Олигополия — это рыночная модель, при которой аналогичную продукцию предлагают лишь несколько производителей.
Признаки олигополии
1.Доминирует несколько фирм
2.Товары одинаковые или различные
3.Наличие барьера для входа или выхода с рынка
4.Равновесная цена или сговор
Пример: топливно-энергетический комплекс; банки; страхование; сотовая связь
Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.
Признаки монополистической конкуренции
1. большое число фирм
2.каждая фирма обладает небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой
3.производимый продукт отличается по качеству, условиям до и послепродажного обслуживания - фирма самостоятельно определяет цены политику, не учитывая реакцию конкурентов
4.отсутствие барьеров для вступления в отрасль
Пример : легкая и пищевая промышленность, сфера услуг.
Положительные стороны конкуренции
- Улучшает качество жизни путем развития науки и техники
- Улучшает рыночные отношения, делает их более честными
- Предотвращает дефицит товаров
- Усиливает удобство для потребителя: вынуждает производителя быть гибким, улучшать качество и снижать себестоимость
Негативные стороны конкуренции:
- разорение, обнищание определенной части населения
- безработица
- социальная несправедливость
- Инфляция
- образование монополий и т.д.
Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида рынков по типу конкуренции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Выберите верные суждения о видах конкуренции
- Монопсония — это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.
- Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделен между несколькими крупными фирмами.
- Монополист самостоятельно устанавливает и контролирует цены на производимую продукцию с учетом рыночного спроса.
- В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников.
- Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на нее, называется совершенной конкуренцией
Параграф 7.
Подготовить сообщение «Антимонопольное законодательство».