СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по геометрии на тему "Удвоение медианы. Центральная симметрия" (8 класс)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по геометрии на тему "Удвоение медианы. Центральная симметрия" (8 класс)»

 Геометрия  8 класс   Тема: Удвоение медианы.  Центральная симметрия. Автор презентации: Попов дмитрий сергеевич

Геометрия 8 класс Тема: Удвоение медианы. Центральная симметрия.

Автор презентации:

Попов дмитрий сергеевич

 Сегодня мы познакомимся с методом удвоения медианы, узнаем определение центральной симметрии.

Сегодня мы познакомимся с методом удвоения медианы, узнаем определение центральной симметрии.

ВСПОМНИ! Что называют трапецией? Четырёхугольник, две стороны которого параллельны, а две другие не параллельны, называется трапецией . Что называют основанием трапеции, а какие стороны называют боковыми? Параллельные стороны называются основаниями трапеции, непараллельные стороны – боковыми сторонами. Какую трапецию называют прямоугольной? Если один из углов трапеции прямой, то она называется прямоугольной. Какую трапецию называют равнобокой? Если боковые стороны трапеции равны, то она называется равнобедренной трапецией (равнобокой).

ВСПОМНИ!

  • Что называют трапецией?

Четырёхугольник, две стороны которого параллельны, а две другие не параллельны, называется трапецией .

  • Что называют основанием трапеции, а какие стороны называют боковыми?

Параллельные стороны называются основаниями трапеции, непараллельные стороны – боковыми сторонами.

  • Какую трапецию называют прямоугольной?

Если один из углов трапеции прямой, то она называется прямоугольной.

  • Какую трапецию называют равнобокой?

Если боковые стороны трапеции равны, то она называется равнобедренной трапецией (равнобокой).

Рассмотрим треугольник ABC, в котором проведена медиана BM.    В     А М С

Рассмотрим треугольник ABC, в котором проведена медиана BM.

В

А М С

Удвоим эту медиану, т.е. проведем отрезок MD: MD=BM.    В     А М С    D

Удвоим эту медиану, т.е. проведем отрезок MD: MD=BM.

В

А М С

D

Получили параллелограмм ABCD (по признаку: диагонали делятся точкой пересечения пополам).  В      А М С    D В ряде задач с этим параллелограммом очень удобно работать.

Получили параллелограмм ABCD (по признаку: диагонали делятся точкой пересечения пополам).

В

А М С

D

В ряде задач с этим параллелограммом очень удобно работать.

ABCD – ромб = AB=BC, т.е. треугольник ABC – равнобедренный. Что и требовалось доказать. " width="640"

Теорема: Если в треугольнике медиана совпадает с высотой, то этот треугольник равнобедренный.

В

А М С

D

Доказательство:

Рассмотрим треугольник ABC, в котором проведена медиана BM, которая совпадает с высотой. Продлим медиану: MD=BM. Четырехугольник ABCD – параллелограмм (AM=MC, т.к. BM – медиана, BM=MD (по построению)).

С другой стороны, у него перпендикулярны диагонали. = ABCD – ромб = AB=BC, т.е. треугольник ABC – равнобедренный. Что и требовалось доказать.

Теорема: Медиана в прямоугольном треугольнике равна половине его гипотенузы.   В       А M С    D  Доказательство:     Удвоив медиану ВМ, продлив её за точку М.  АВСD – параллелограмм (по признаку). C другой стороны, в этом параллелограмме , следовательно АВСD – прямоугольник.  Значит СМ = АМ = ВМ = МD.  АМ = АС.

Теорема: Медиана в прямоугольном треугольнике равна половине его гипотенузы.

В

А M С

D

Доказательство:

 

Удвоив медиану ВМ, продлив её за точку М. АВСD – параллелограмм (по признаку).

C другой стороны, в этом параллелограмме , следовательно АВСD – прямоугольник. Значит СМ = АМ = ВМ = МD. АМ = АС.

Решим задачу 1: Дан треугольник ABC, в котором сторона AB равна 10, сторона AC=16, а медиана AM=5. Найти площадь треугольника ABC.        Решение: При удвоении медианы получаем точку D:  AD=2AM=10. Получили параллелограмм BACD, в котором нам известны стороны AB=CD=10, AC=BD=16.

Решим задачу 1: Дан треугольник ABC, в котором сторона AB равна 10, сторона AC=16, а медиана AM=5. Найти площадь треугольника ABC.

Решение:

При удвоении медианы получаем точку D: AD=2AM=10.

Получили параллелограмм BACD, в котором нам известны стороны AB=CD=10, AC=BD=16.

Продолжение решения задачи 1 Рассмотрим треугольник BAD. В этом треугольнике мы знаем все 3 стороны: 10, 10, 16.   Получился равнобедренный треугольник. Проведём высоту АН. По теореме Пифагора АН = 36. S BAD = · BD · AH =  · 16 · 6 = 48. S ABCD = · S ABD = · S ABC   S ABC = S ABD = 48.

Продолжение решения задачи 1

Рассмотрим треугольник BAD. В этом треугольнике мы знаем все 3 стороны: 10, 10, 16.

 

Получился равнобедренный треугольник.

Проведём высоту АН. По теореме Пифагора АН = 36.

S BAD = · BD · AH = · 16 · 6 = 48.

S ABCD = · S ABD = · S ABC S ABC = S ABD = 48.

Cделаем вывод: Если в задаче дана медиана, то очень часто полезно ее удвоить, чтобы свести задачу к параллелограмму, ромбу или прямоугольнику, с помощью чего можно решать ряд задач.

Cделаем вывод:

Если в задаче дана медиана, то очень часто полезно ее удвоить, чтобы свести задачу к параллелограмму, ромбу или прямоугольнику, с помощью чего можно решать ряд задач.

Центральная симметрия Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение: Центральной симметрие й называется симметрия относительно точки. На картинках центральная симметрия: точка O здесь — центр симметрии. Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах.

Центральная симметрия

Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:

Центральной симметрие й называется симметрия относительно точки.

На картинках центральная симметрия: точка O здесь — центр симметрии.

Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах.

Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.

Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.

Пример 1: Постройте треугольник A 1 B 1 C 1 , симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).   АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Соединяем точки ABC c центром и выводим эти прямые на другую сторону оси. Измеряем отрезки AO, BO, CO и откладываем равные им отрезки с другой стороны от центра (точки О). Получившиеся точки соединяем отрезками A 1 B 1 A 1 C 1 B 1 C 1 . Получаем треугольник A 1 B 1 C 1 , симметричный треугольнику ABC, относительно центра.

Пример 1: Постройте треугольник A 1 B 1 C 1 , симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

  • Соединяем точки ABC c центром и выводим эти прямые на другую сторону оси.
  • Измеряем отрезки AO, BO, CO и откладываем равные им отрезки с другой стороны от центра (точки О).
  • Получившиеся точки соединяем отрезками A 1 B 1 A 1 C 1 B 1 C 1 .
  • Получаем треугольник A 1 B 1 C 1 , симметричный треугольнику ABC, относительно центра.
Пример 2: Построить отрезок A 1 B 1 , симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).   АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Измеряем расстояние от точки B до точки О и от точки А до точки О. 2. Проводим прямую из точки А через точку О и выводим ее на другую сторону. 3. Проводим прямую из точки B через точку О и выводим ее на другую сторону. 4. Чертим на противоположной стороне отрезки А 1 О и B 1 О, равные отрезкам АО и АB. 5. Соединяем точки A 1 и B 1 и получаем отрезок A 1 B 1 , симметричный данному.

Пример 2: Построить отрезок A 1 B 1 , симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

1. Измеряем расстояние от точки B до точки О и от точки А до точки О.

2. Проводим прямую из точки А через точку О и выводим ее на другую сторону.

3. Проводим прямую из точки B через точку О и выводим ее на другую сторону.

4. Чертим на противоположной стороне отрезки А 1 О и B 1 О, равные отрезкам АО и АB.

5. Соединяем точки A 1 и B 1 и получаем отрезок A 1 B 1 , симметричный данному.

Задачи для классной работы: 1. Две стороны треугольника равны 10 и 12, а медиана, проведенная к третьей стороне, равна 5. Найдите площадь треугольника.   2. Медиана треугольника образует с его сторонами, выходящими из той же вершины, углы 40° и 70°. Докажите, что эта медиана равна половине одной из них. 3. В треугольнике ABC проведена медиана BM . Найдите BC, если BAC = 30°, а BMC =45°. В выпуклом четырёхугольнике ABCD стороны AB, BC и CD равны, M — середина стороны AD.

Задачи для классной работы:

1. Две стороны треугольника равны 10 и 12, а медиана, проведенная к третьей стороне, равна 5. Найдите площадь треугольника.

 

2. Медиана треугольника образует с его сторонами, выходящими из той же вершины, углы 40° и 70°. Докажите, что эта медиана равна половине одной из них.

3. В треугольнике ABC проведена медиана BM . Найдите BC, если BAC = 30°, а BMC =45°.

В выпуклом четырёхугольнике ABCD стороны AB, BC и CD равны, M — середина стороны AD.

Постройте фигуры, симметричные данным  относительно точки О.

Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.

Домашнее задание Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если высота, проведённая к ней, равна 1 см, а один из углов треугольника равен 15º. Известно, что BMC = 90◦. Найдите угол между диагоналями четырёхугольника ABCD. Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.  

Домашнее задание

  • Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если высота, проведённая к ней, равна 1 см, а один из углов треугольника равен 15º.
  • Известно, что BMC = 90◦. Найдите угол между диагоналями четырёхугольника ABCD.
  • Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О.

 

Использованные источники:  https://multiurok.ru/files/praktichieskaia-rabota-po-tiemie-tsientral-naia-i-.html https://yandex.ru/video/preview/10270951172070887587 https://interneturok.ru/lesson/geometry/9-klass/itogovoe-povtorenie-kursa-geometrii-za-79-klassy/udvoenie-mediany https://skysmart.ru/articles/mathematic/osevaya-i-centralnaya-simmetriya https://drive.google.com/drive/folders/1xIzzlOUxFTs7161-IwoKiUdl5R9fsECT

Использованные источники:

  • https://multiurok.ru/files/praktichieskaia-rabota-po-tiemie-tsientral-naia-i-.html
  • https://yandex.ru/video/preview/10270951172070887587
  • https://interneturok.ru/lesson/geometry/9-klass/itogovoe-povtorenie-kursa-geometrii-za-79-klassy/udvoenie-mediany
  • https://skysmart.ru/articles/mathematic/osevaya-i-centralnaya-simmetriya
  • https://drive.google.com/drive/folders/1xIzzlOUxFTs7161-IwoKiUdl5R9fsECT


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!