СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории России к теме: "Восшествие на престол Екатерины II" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные сведения по теме урока, а так же различные задания на закрепление изученного материала

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории России к теме: "Восшествие на престол Екатерины II" (8 класс)»

Тема урока:  Восшествие на престол Екатерины II

Тема урока:

Восшествие на престол Екатерины II

Главный вопрос урока Можно ли утверждать, что Екатерина II взошла на престол, имея чёткий план действий, и уже в первые годы реализовала его на практике?

Главный вопрос урока

Можно ли утверждать, что Екатерина II взошла на престол, имея чёткий план действий, и уже в первые годы реализовала его на практике?

Пётр III Фёдорович (1761-1762) - внук Петра I - сын его дочери Анны - Карл Петер Ульрих

Пётр III Фёдорович (1761-1762) - внук Петра I - сын его дочери Анны - Карл Петер Ульрих

28 июня 1762 г. – дворцовый переворот Екатерина II Алексеевна (1762-1796) – София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская дочь немецкого князя

28 июня 1762 г. – дворцовый переворот

Екатерина II Алексеевна (1762-1796) – София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская дочь немецкого князя

 п.1. «Золушка» на троне Каким образом Пёр III подготовил восшествие на престол Екатерины II? Какими личностными качествами обладала Екатерина? В чём было различие в отношении Петра III и Екатерины II к русским традициям?

п.1. «Золушка» на троне

  • Каким образом Пёр III подготовил восшествие на престол Екатерины II?
  • Какими личностными качествами обладала Екатерина?
  • В чём было различие в отношении Петра III и Екатерины II к русским традициям?
п.2. Опасности первых лет царствования Кто после смерти Петра III имел право на престол? Каким образом Екатерина II «освободила» престол? Чем приход к власти Екатерины II отличается от предшествующих дворцовых переворотов? Какие положения включала в себя программа Екатерины II? Как программа связана с идеями просветителей?

п.2. Опасности первых лет царствования

  • Кто после смерти Петра III имел право на престол? Каким образом Екатерина II «освободила» престол?
  • Чем приход к власти Екатерины II отличается от предшествующих дворцовых переворотов?
  • Какие положения включала в себя программа Екатерины II? Как программа связана с идеями просветителей?
Словарь понятий Просвещённый абсолютизм – в эпоху Просвещения популярной становится идея видеть «философа на троне» – абсолютного монарха, правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа.

Словарь понятий

Просвещённый абсолютизм – в эпоху Просвещения популярной становится идея видеть «философа на троне» – абсолютного монарха, правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа.

Словарь понятий «Просвещённый абсолютизм» — в эпоху Просвещения популярной становится идея видеть «философа на троне» — абсолютного монарха, правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа. Этой идее следовали некоторые монархи стран Европы (Пруссии, Швеции, Австрии, России), стремившиеся таким путём ослабить остроту социальных противоречий и приспособиться к новым социально-экономическим реалиям.

Словарь понятий

«Просвещённый абсолютизм» — в эпоху Просвещения популярной становится идея видеть «философа на троне» — абсолютного монарха, правящего с помощью мудрых законов и заботящегося о просвещении народа. Этой идее следовали некоторые монархи стран Европы (Пруссии, Швеции, Австрии, России), стремившиеся таким путём ослабить остроту социальных противоречий и приспособиться к новым социально-экономическим реалиям.

Она подтвердила указы Петра III, которые касались запрета прикупать крестьян к мануфактурам и упразднения Тайной канцелярии. Сложнее обстояло дело с Манифестом о вольности дворянства. Императрица не отменила, но и не подтвердила его, передав решение вопроса в Комиссию о дворянстве. Наконец, Указ о секуляризации церковных земель был ею в августе 1762 г. отменён как несвоевременный.

Она подтвердила указы Петра III, которые касались запрета прикупать крестьян к мануфактурам и упразднения Тайной канцелярии. Сложнее обстояло дело с Манифестом о вольности дворянства. Императрица не отменила, но и не подтвердила его, передав решение вопроса в Комиссию о дворянстве. Наконец, Указ о секуляризации церковных земель был ею в августе 1762 г. отменён как несвоевременный.

Секуляризация — 26 февраля 1764 г. вышел указ Екатерины II о секуляризации церковных владений. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тыс. крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических.

Секуляризация — 26 февраля 1764 г. вышел указ Екатерины II о секуляризации церковных владений. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тыс. крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических.

В результате Церковь лишилась своей былой экономической независимости и положения «государства в государстве», вошла в систему органов абсолютной монархии. Ей отводилась роль идеологической опоры самодержавия и защитницы православия. Главной обязанностью Церкви стало возвеличивание власти самодержца и воспитание у народа верноподданнических чувств. Монастырские крестьяне получили название экономических. Они были переведены с барщины на денежный оброк.

В результате Церковь лишилась своей былой экономической независимости и положения «государства в государстве», вошла в систему органов абсолютной монархии. Ей отводилась роль идеологической опоры самодержавия и защитницы православия. Главной обязанностью Церкви стало возвеличивание власти самодержца и воспитание у народа верноподданнических чувств. Монастырские крестьяне получили название экономических. Они были переведены с барщины на денежный оброк.

В 1763 г. проводится Генеральное межевание земель, законодательно закрепившее за помещиками их владельческие права на земли, которые им к тому времени принадлежали (все самовольно отторгнутые у казны, забранные у крестьян-однодворцев и т. д. земли оставались в руках теперешних владельцев. В дополнение к этому в том же году помещики получили право не только ссылать крестьян в Сибирь, но и определять их в каторжные работы. В 1771 г. правительство предприняло попытку как-то умерить практику продажи крестьян без земли. Для этого было запрещено продавать крепостных с аукционов за долги помещиков.

В 1763 г. проводится Генеральное межевание земель, законодательно закрепившее за помещиками их владельческие права на земли, которые им к тому времени принадлежали (все самовольно отторгнутые у казны, забранные у крестьян-однодворцев и т. д. земли оставались в руках теперешних владельцев. В дополнение к этому в том же году помещики получили право не только ссылать крестьян в Сибирь, но и определять их в каторжные работы.

В 1771 г. правительство предприняло попытку как-то умерить практику продажи крестьян без земли. Для этого было запрещено продавать крепостных с аукционов за долги помещиков.

В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на производство обоев и серебра, объявлена свобода устройства сахарных заводов. Разрешается беспошлинный вывоз пшеницы и пшеничной муки почти из всех портов государства и объявляется полная свобода промыслов в российских городах. Позволяется создавать промышленные предприятия во всех отраслях производства и отменяются все сборы с мелких промыслов. В 1777 г. от сборов освобождаются домашние ткацкие станы, чем создаётся дополнительный стимул для развития рассеянных мануфактур (предприятий, не требующих больших капиталов).

В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на производство обоев и серебра, объявлена свобода устройства сахарных заводов. Разрешается беспошлинный вывоз пшеницы и пшеничной муки почти из всех портов государства и объявляется полная свобода промыслов в российских городах. Позволяется создавать промышленные предприятия во всех отраслях производства и отменяются все сборы с мелких промыслов. В 1777 г. от сборов освобождаются домашние ткацкие станы, чем создаётся дополнительный стимул для развития рассеянных мануфактур (предприятий, не требующих больших капиталов).

Результаты работы Комиссии: Во-первых , верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества; Во-вторых , под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни; В-третьих , созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II; В-четвёртых , Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.

Результаты работы Комиссии:

Во-первых , верховная власть лучше узнала нужды и степень развития российского общества;

Во-вторых , под влиянием идей французских просветителей Комиссия впервые подняла насущные вопросы российской жизни;

В-третьих , созыв Уложенной комиссии укреплял власть императрицы, поскольку депутаты своим авторитетом упрочили положение Екатерины II;

В-четвёртых , Комиссия, не являясь ни парламентом, ни иным законодательным собранием, стала первым опытом создания верховной властью представительного учреждения в истории России.

Проверим наши знания Да Нет Родным языком Екатерины Алексеевны был немецкий. Пётр III был поклонником всего русского. Да Нет Пётр III отказался признать своим наследником сына Павла. Да Нет Главным участником дворцового переворота 28 июня 1762 г. была гвардия. Да Нет Воцарение Екатерины не имело под собой никаких внятных оснований. Да Нет Первым делом императрица Екатерина II в 1763 г. начинает реформирование Синода. Да Нет Программа Екатерины II сложилась под влиянием идей английского просветительства. Да Нет

Проверим наши знания

Да Нет

Родным языком Екатерины Алексеевны был немецкий.

Пётр III был поклонником всего русского.

Да Нет

Пётр III отказался признать своим наследником сына Павла.

Да Нет

Главным участником дворцового переворота 28 июня 1762 г. была гвардия.

Да Нет

Воцарение Екатерины не имело под собой никаких внятных оснований.

Да Нет

Первым делом императрица Екатерина II в 1763 г. начинает реформирование Синода.

Да Нет

Программа Екатерины II сложилась под влиянием идей английского просветительства.

Да Нет

1.  Каким образом Екатерина II пришла к власти? 1) по наследству после смерти своего отца  2) в результате дворцового переворота  3) в результате избрания на Земском соборе  4) по завещанию своего брата Когда произошел дворовый переворот?

1.  Каким образом Екатерина II пришла к власти?

1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота 3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата

Когда произошел дворовый переворот?

2.  Екатерина II пришла к власти, свергнув 1) Петра I  2) Петра II  3) Петра III  4) Анну Иоанновну Кем Петр III приходился Петру I?

2.  Екатерина II пришла к власти, свергнув

1) Петра I 2) Петра II 3) Петра III 4) Анну Иоанновну

Кем Петр III приходился Петру I?

3.  Отличительными качествами характера Екатерины II были 1) любовь к роскоши, нежелание заниматься государствен­ными делами  2) трудолюбие, честолюбие, ум, образованность  3) преклонение перед немецкой культурой, нежелание уз­навать Россию  4) потворство собственным капризам, нежелание считаться с нуждами подданных Как Екатерина показала свое отношение к русским традициям и культуре?

3.  Отличительными качествами характера Екатерины II были

1) любовь к роскоши, нежелание заниматься государствен­ными делами 2) трудолюбие, честолюбие, ум, образованность 3) преклонение перед немецкой культурой, нежелание уз­навать Россию 4) потворство собственным капризам, нежелание считаться с нуждами подданных

Как Екатерина показала свое отношение к русским традициям

и культуре?

4.  В годы правления Екатерины II проходило изъятие церков­ных земель и церковной собственности в пользу государ­ства. Как называется этот процесс? 1) приватизация  2) секуляризация  3) национализация  4) инвентаризация Какое значение для церкви имел процесс секуляризации?

4.  В годы правления Екатерины II проходило изъятие церков­ных земель и церковной собственности в пользу государ­ства. Как называется этот процесс?

1) приватизация 2) секуляризация 3) национализация 4) инвентаризация

Какое значение для церкви имел процесс

секуляризации?

5.  В каком году была проведена секуляризация церковных зе­мель? 1) 1764 г.  2) 1775 г.  3) 1785 г.  4) 1796 г.

5.  В каком году была проведена секуляризация церковных зе­мель?

1) 1764 г. 2) 1775 г. 3) 1785 г. 4) 1796 г.

6.  Отметьте название внутренней политики Екатерины II, связанной с преобразованием по инициативе монарха от­дельных сфер жизни общества, установлением законов для всех сословий и развитием системы образования. 1) развитый абсолютизм  2) просвещённый абсолютизм  3) самодержавный абсолютизм  4) парламентская монархия

6.  Отметьте название внутренней политики Екатерины II, связанной с преобразованием по инициативе монарха от­дельных сфер жизни общества, установлением законов для всех сословий и развитием системы образования.

1) развитый абсолютизм 2) просвещённый абсолютизм 3) самодержавный абсолютизм 4) парламентская монархия

7.  В каком году началась работа Уложенной комиссии, кото­рая должна была, по мнению Екатерины II, составить новое Соборное уложение? 1) 1762 г.  2) 1765 г.  3) 1767 г.  4) 1770 г.

7.  В каком году началась работа Уложенной комиссии, кото­рая должна была, по мнению Екатерины II, составить новое Соборное уложение?

1) 1762 г. 2) 1765 г. 3) 1767 г. 4) 1770 г.

8.  Как назывался документ, составленный Екатериной II для Уложенной комиссии 1767-1768 гг.? 1) Указ  2) Наказ  3) Приказ  4) Уложение

8.  Как назывался документ, составленный Екатериной II для Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) Указ 2) Наказ 3) Приказ 4) Уложение

9.  Какой слой населения не был представлен выборными пред­ставителями в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.? 1) дворяне  2) горожане  3) казаки  4) помещичьи крестьяне Почему в работе Уложенной комиссии не были представлены помещичьи крестьяне?

9.  Какой слой населения не был представлен выборными пред­ставителями в Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) дворяне 2) горожане 3) казаки 4) помещичьи крестьяне

Почему в работе Уложенной комиссии не были

представлены помещичьи крестьяне?

10.  Почему Уложенная комиссия была распущена Екате­риной II? 1) дворяне не желали законодательного определения объё­ма обязанностей крепостных крестьян, это нарушило бы сложившуюся систему крепостного права  2) дворяне добивались освобождения крестьян от крепост­ного права, но Екатерина II не могла согласиться на это  3) дворяне требовали развития производства и переселения крестьян в город на заработки  4) государственные крестьяне стремились перейти в част­ные владения для защиты со стороны дворян, на что не соглашалось правительство

10.  Почему Уложенная комиссия была распущена Екате­риной II?

1) дворяне не желали законодательного определения объё­ма обязанностей крепостных крестьян, это нарушило бы сложившуюся систему крепостного права 2) дворяне добивались освобождения крестьян от крепост­ного права, но Екатерина II не могла согласиться на это 3) дворяне требовали развития производства и переселения крестьян в город на заработки 4) государственные крестьяне стремились перейти в част­ные владения для защиты со стороны дворян, на что не соглашалось правительство

Вы конечно же … Правы! назад

Вы конечно же …

Правы!

назад

Вы конечно же… Ошибаетесь! назад

Вы конечно же…

Ошибаетесь!

назад


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!