Тема урока: «Российская империя
в царствование Александра II » .
Учебник: «История России. XIX – начало XX в.» . 9 класс.
Под ред. Л.М. Ляшенко. – М.: Изд-во «Дрофа», 2016.
Учебник: «История России. XIX – начало XX в.» . 9 класс.
Под ред. Л.М. Ляшенко. – М.: Изд-во «Дрофа», 2016.
ГЛАВА II . Россия в эпоху Великих реформ.
§ 1. Европейская индустриализация и предпосылки реформ.
§ 2. Александр II : начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
§ 3. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
§ 4. Соц.-экономическое развитие страны в пореформенный период.
§ 5. Общественное движение при Александре II и политика правительства.
§ 6. Национальная и религиозная политика Александра II .
§ 7. Внешняя политика Александра II . Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Тема урока: «Россия в эпоху Великих реформ».
Хронология событий (1855-1881).
1865
1881
1860-1864
1864
1870
1861
1874
1855
Почему после консервативного курса Николая I , Александр II , придя к власти, начинает проводить либеральную политику?
Памятник Александру II
в Санкт-Петербурге.
Памятник Александру II в Москве.
Памятники императору Александру II в Санкт-Петербурге.
Исторический музей в Москве. Проект Шервуда. 1875-1881.
Здание Русского отдела на Всемирной парижской выставке.
Архитектор И. Ропет. 1878 год.
Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор: Опекушин А. 1880 год.
Кустодиев Б. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 г.
Почему на смену консервативной политике Николая I приходит либеральная политика Александра II ?
Мария Александровна.
Е.М. Долгорукова.
А.В. Адлерберг.
И.И. Гриневицкий.
Д.А. Милютин.
М.Х. Рейтерн.
Экономическая политика.
Модернизация экономики при Александре II .
- Таможенный протекционизм.
- Поощрение создания крупных заводов и фабрик.
- Строительство железных дорог за счёт казны.
- Выкуп частных железных дорог и создание единой транспортной сети. Активизация железнодорожного строительства.
- Регулирование и поддержка банков и акционерных обществ.
- Привлечение иностранного капитала.
- Совершенствование налоговой системы.
- Создание правовых механизмов рыночной экономики.
- Подготовка финансовой реформы.
Министерство финансов – единственный распорядитель финансов (1862); бюджет стал публиковаться.
50% – на армию и аппарат управления;
35% – на выплату государственных долгов, субсидий буржуазии и помещикам; 10% – на образование и медицину.
Отмена откупной системы. Введение акцизной системы.
13
М.Х. Рейтерн (министр финансов с 1862 по 1878 год).
1862-1863 гг. – финансовая реформа М. Рейтерна (министр в 1862-1878 гг.). Вводимые в обращение золотые монеты свободно обменивались на бумажные рубли по твёрдому курсу. Реформа прекратилась из-за нехватки золотого запаса, экономического спада, бюджетного дефицита и ажиотажного спроса на золото, вызванного Польским восстанием 1863 г.
1878 год – курс бумажного рубля стал равен = 66 коп. серебром.
Социальная сфера.
Манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права.
Были разрешены четыре вопроса:
– о личном освобождении крестьян;
– о земельных наделах и повинностях освобождённых крестьян;
– о выкупе крестьянами своих земельных наделов;
– об организации крестьянского управления.
- Крестьяне получали личную свободу и гражданские права.
- Освобождались с наделом (3-12 десятин). 1 десятина = 1,1 га.
- «Лишняя» земля отрезалась (отрезки). Размер определялся уставной грамотой.
- Землю давали за выкуп. До выкупа – временнообязанное состояние (продолжают выполнять оброк и барщину).
Развитие образования при Александре II .
- Реформа образования, 1864 год.
- Потребность страны в квалифицированных кадрах.
- Деятельность земств. Благотворительность.
- Рост числа высших и средних технических учебных заведений.
- Рост грамотности с 1 % в 1850 году до 20 % в 1900 году.
- Развитие женского образования (Бестужевские курсы).