СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по основам философии"Категория бытие в философии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по основам философии"Категория бытие в философии"»

Категория «бытие» в философии

Категория «бытие» в философии

Бытие - это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности космоса, природы, человека. Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид из Элеа ( V в. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении : следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет. «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего, Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно…»
  • Бытие - это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности космоса, природы, человека.
  • Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид из Элеа ( V в. до н. э.).
  • Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении : следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет.
  • «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего, Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно…»
Истинное бытие это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, питается разумом и чистым знанием всегда, когда это ей подобает. Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира. Однако существует и другое, обыденное понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком.

Истинное бытие это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, питается разумом и чистым знанием всегда, когда это ей подобает. Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

Однако существует и другое, обыденное понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком.

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений. Формы человеческого бытия можно представить так : бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком ; материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально - исторического существа ; духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.

Формы человеческого бытия можно представить так :

  • бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком ;
  • материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально - исторического существа ;
  • духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
Бытие – это материальное существование природной и социальной реальности Бытие - это реальность, существующая независимо от сознания ( различают материально - предметное, объективно - идеальное, личности ); категория, фиксирующая основу существования. Онтология ( от греч. он сущее, логос слово, учение, понятие ) учение о бытии как таковом, раздел философии о фундаментальных принципах бытия ; наиболее общие принципы и категории сущего. Понятие « онтология » появилось лишь в XVII в., введено немецким философом Рудольфом Гоклениусом (1547 – 1628 гг.) как синоним метафизики, но тематика онтологии существовала с древних времен. Поэтому определение онтологии как « первой философии » достаточно точно отражает ее роль в системе философского знания.
  • Бытие – это материальное существование природной и социальной реальности
  • Бытие - это реальность, существующая независимо от сознания ( различают материально - предметное, объективно - идеальное, личности ); категория, фиксирующая основу существования.
  • Онтология ( от греч. он сущее, логос слово, учение, понятие ) учение о бытии как таковом, раздел философии о фундаментальных принципах бытия ; наиболее общие принципы и категории сущего.
  • Понятие « онтология » появилось лишь в XVII в., введено немецким философом Рудольфом Гоклениусом (1547 – 1628 гг.) как синоним метафизики, но тематика онтологии существовала с древних времен. Поэтому определение онтологии как « первой философии » достаточно точно отражает ее роль в системе философского знания.
Бытие такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а тем более определить точно, однозначно. В то же время определение бытия в значительной степени тождественно поиску основ, сущности всего того, что нас окружает, смысла существования мира и самого человека. Поэтому осмысление содержания данной категории так же сложно, как и важно, так как результаты этого осмысления основа формирования вообще представлений о мире и в частности научного знания, необходимое условие повседневной практики человека. Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом. Так, в древнеиндийской философии бытие детерминировано активностью Брахмы, фазы дыхания которого определяли смену бытия и небытия, а жизнь и смерть ( чередующиеся, как день и ночь ) означали абсолютное бытие и абсолютное небытие.
  • Бытие такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а тем более определить точно, однозначно. В то же время определение бытия в значительной степени тождественно поиску основ, сущности всего того, что нас окружает, смысла существования мира и самого человека. Поэтому осмысление содержания данной категории так же сложно, как и важно, так как результаты этого осмысления основа формирования вообще представлений о мире и в частности научного знания, необходимое условие повседневной практики человека.
  • Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом. Так, в древнеиндийской философии бытие детерминировано активностью Брахмы, фазы дыхания которого определяли смену бытия и небытия, а жизнь и смерть ( чередующиеся, как день и ночь ) означали абсолютное бытие и абсолютное небытие.
  • В Древнем Китае порождаемые Дао бытие и небытие доступны осмыслению. Бытие именно как бытие, носящее свое имя, а небытие как ничто, вследствие этого не имеющее никакого имени. Диалектичность Дао обусловила диалектичность отношения бытия и небытия.
  • В ранней Античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в результате взаимодействия различных стихий земли, воды, воздуха, огня. Однако основа материи была одна ; в различных подходах это были вода, воздух, огонь, апейрон (неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество), атомы.
  • В отдельных случаях основа бытия представала не материальной стихией, а, например, числом.
  • При этом нередко бытие оказывалось динамичным, изменчивым в своих проявлениях ; самый яркий пример диалектического представления о бытии в досократовской философии - учение Гераклита.
  • Но были и противоположные мнения. В Средние века бытие это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой несамостоятельное, слабое существо. Изначальное бытие идеально, и идеальная составляющая бытия, безусловно, определяющая.
В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение « картины мира » привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. Возрос интерес к частностям ( элементам, фрагментам, проявлениям бытия ), а общему ( бытию в целом ) внимания уделялось относительно меньше. Особый интерес у мыслителей, ученых вызывал сам человек, ставший для некоторых центром, исходным пунктом и целью всех рассуждений и исследований. В этом проявился философский антропоцентризм. В ряде философских систем на первый план вышло внимание даже не к самому бытию, а к возможности адекватного отражения бытия в сознании человека ; к выработке методики формирования научного знания о природе.
  • В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение « картины мира » привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. Возрос интерес к частностям ( элементам, фрагментам, проявлениям бытия ), а общему ( бытию в целом ) внимания уделялось относительно меньше.
  • Особый интерес у мыслителей, ученых вызывал сам человек, ставший для некоторых центром, исходным пунктом и целью всех рассуждений и исследований. В этом проявился философский антропоцентризм. В ряде философских систем на первый план вышло внимание даже не к самому бытию, а к возможности адекватного отражения бытия в сознании человека ; к выработке методики формирования научного знания о природе.
  • Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность материальных объектов, находящихся в различных по качеству и интенсивности отношениях между собой, полагают, что такой « исходной » категорией должна быть материя. В трактовке материалистов материя существует вечно она никем и ничем не создана, неуничтожима. Она находится в постоянном движении, в ходе которого проявляется в различных формах, образует сложную иерархию самых разнообразных систем ( от атомов до галактик, от относительно несложных материальных предметов до самых совершенных живых организмов и человеческого общества ). Материя становится источником множества процессов и явлений, в том числе и сознания, присущего человеку. Подобным образом строятся онтологические представления материалистов, хотя у разных материалистических школ онтология может иметь свои особенности. Исходным пунктом исследования окружающего мира может стать природа в ее материалистическом понимании, как конкретное проявление материи и многообразии ее форм, явлений, процессов. С природой оказываются схожи категории космос, вселенная, универсум.
Виды бытия Материальное бытие Природное бытие Социальное бытие Духовно-психическое бытие Виртуально-компьютерное бытие

Виды бытия

  • Материальное бытие
  • Природное бытие
  • Социальное бытие
  • Духовно-психическое бытие
  • Виртуально-компьютерное бытие

Материальное бытие

  • Чаще всего внимание обращается на кажущуюся наиболее очевидной форму бытия материальную.
  • Бытие материальных объектов, или материальное бытие , - это совокупность реально существующих объектов, имеющих определенные физические параметры, массу, объем, плотность, размеры ( протяженность ). Также это отношения между материальными объектами, существующие в виде полей.
  • Материальный мир может быть представлен как совокупность объектов различных уровней, таких, как ядерный, молекулярный, уровни отдельных предметов, планетных систем, галактик и др. Возможна и другая классификация. Среди материальных объектов выделяют объекты неживой природы, объекты живой природы, социальные образования. Соответственно можно выделить урони неживой природы, живой природы, социальной природы. В свою очередь, в неживой природе можно выделить подуровни неорганической и органической материи. Живую природу можно разделить на бактерии, растения, животных. В социальном бытии обычно определяют уровни человека, социальной группы, общества, всего человечества. Впрочем, возможны и иные подходы к классификации различных форм бытия.
Природное бытие Охватывает независимый от человека природный мир со всеми его объектами – галактиками, звездами, планетными системами, отдельными планетами, молекулами, атомами и так далее

Природное бытие

  • Охватывает независимый от человека природный мир со всеми его объектами – галактиками, звездами, планетными системами, отдельными планетами, молекулами, атомами и так далее
Философское понимание природы   В широком понимании природа – это все, что существует со Вселенной. Природа – это есть совокупность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел, явлений и процессов.

Философское понимание природы  

  • В широком понимании природа – это все, что существует со Вселенной.
  • Природа – это есть совокупность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел, явлений и процессов.
В Древнем мире… … считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конечное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким законам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремиться к ее совершенству.

В Древнем мире…

  • … считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конечное.
  • Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким законам или богам.
  • Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремиться к ее совершенству.
В средние века… … распространяется религиозное убеждение о том, что природа сотворена Богом. Природа – отражение божественного мира, она не является истинным бытием и стоит ниже Бога. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир божественный.

В средние века…

  • … распространяется религиозное убеждение о том, что природа сотворена Богом.
  • Природа – отражение божественного мира, она не является истинным бытием и стоит ниже Бога. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир божественный.
В философии эпохи Возрождения … … природный и божественный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа наделяется божественными свойствами. Человек как творец уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.

В философии эпохи Возрождения …

  • … природный и божественный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа наделяется божественными свойствами.
  • Человек как творец уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.
В Новое время … … укрепляется научное и, вместе с тем, практическое отношение к природе. Природный мир сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материальна и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам (усугубляющийся экологический кризис)

В Новое время …

  • … укрепляется научное и, вместе с тем, практическое отношение к природе.
  • Природный мир сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм).
  • Природа – материальна и познаваема.
  • Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам (усугубляющийся экологический кризис)
Социальное бытие Это существование человеческого общества, которое условно образует свой мир в рамках природной сферы. Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное бытие является объектом большого раздела, состоящего из целого ряда научных дисциплин, объектом социальных наук ( в то время как естественные науки изучают неживую и живую природу и даже самого человека, но только как биологическое существо ). В философии также есть ряд разделов, исследующих социальное бытие : социальная философия, философия истории, философская антропология, философия права и некоторые другие.

Социальное бытие

  • Это существование человеческого общества, которое условно образует свой мир в рамках природной сферы.
  • Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное бытие является объектом большого раздела, состоящего из целого ряда научных дисциплин, объектом социальных наук ( в то время как естественные науки изучают неживую и живую природу и даже самого человека, но только как биологическое существо ). В философии также есть ряд разделов, исследующих социальное бытие : социальная философия, философия истории, философская антропология, философия права и некоторые другие.
Духовно-психическое бытие  Это внутренний мир человеческого сознания и подсознания. Согласно буддийской метафизике человеческое сознание находится в этом мире во время сна, транса или после смерти. Это духовная составляющая общественной жизни на любом ее уровне. Это высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.

Духовно-психическое бытие 

  • Это внутренний мир человеческого сознания и подсознания. Согласно буддийской метафизике человеческое сознание находится в этом мире во время сна, транса или после смерти.
  • Это духовная составляющая общественной жизни на любом ее уровне.
  • Это высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.
Виртуально-компьютерное бытие Виртуально-компьютерное бытие представляет собой искусственно созданное человеком киберпространство. Интернет – это компьютерная сеть, которая, по сути, является целым миром со своими законами, своей географией, системами сообщений и т.д.

Виртуально-компьютерное бытие

  • Виртуально-компьютерное бытие представляет собой искусственно созданное человеком киберпространство.
  • Интернет – это компьютерная сеть, которая, по сути, является целым миром со своими законами, своей географией, системами сообщений и т.д.
В современной философии важным принципом является реализм , означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека части этого мира. Причем чаще всего этот мир трактуется с материалистических позиций ; прежде всего как совокупность материальных объектов и отношений между ними. В этой системе есть место и идеальному представлению о мире, отражению мира в сознании.
  • В современной философии важным принципом является реализм , означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека части этого мира. Причем чаще всего этот мир трактуется с материалистических позиций ; прежде всего как совокупность материальных объектов и отношений между ними. В этой системе есть место и идеальному представлению о мире, отражению мира в сознании.
Если реализм прежде всего указывает на очевидность мира, то другой принцип субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция это материя, для других идеальная сущность. С другой стороны, несмотря на единство мира, отраженного в категории « бытие », он представляет собой многообразие различных проявлений форм. Это отражено в таком принципе, как плюрализм. Наконец, многообразие форм предопределяет разнообразие связей между отдельными предметами, между системами предметов, между различными процессами и, следовательно, непрерывные изменения и самих этих предметов, и систем, и отношений между ними. Другими словами, бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии. Это закреплено принципом динамизма.
  • Если реализм прежде всего указывает на очевидность мира, то другой принцип субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция это материя, для других идеальная сущность.
  • С другой стороны, несмотря на единство мира, отраженного в категории « бытие », он представляет собой многообразие различных проявлений форм. Это отражено в таком принципе, как плюрализм.
  • Наконец, многообразие форм предопределяет разнообразие связей между отдельными предметами, между системами предметов, между различными процессами и, следовательно, непрерывные изменения и самих этих предметов, и систем, и отношений между ними.
  • Другими словами, бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии. Это закреплено принципом динамизма.

Бытие и небытие

  • С материалистической точки зрения бытие можно представить как то, что есть, что существует, а небытие то, чего нет ( чего не существует ). В связи с этим, по всей видимости, различные формы бытия могут быть в сложном взаимодействии друге другом. Например, в материальной форме бытие далеко не всегда соответствует бытию в идеальной форме.
  • Скажем, существует далекая планета, или звезда, или вид животного, которые пока не известны ни одному человеку. В материальной форме данный объект существует, а в идеальной его нет (он находится, условно, в зоне «небытия»).
  • И наоборот данный объект ( звезда, вид растения, животного ) перестал существовать, но человек о нем получил представление. В материальной природе объекта больше нет ( он «ушел в небытие»), а в идеальной он остался и, по всей видимости, будет существовать, пока о нем будут помнить люди или пока о нем сохранится информация (в книге, на кинопленке, на жестком диске компьютера и т. д.), которую сможет воспринять человек. Хранителем информации может впоследствии быть, как считают некоторые ученые, и искусственный интеллект.
Субстанция Понятие «субстанция» означает – сущность, первоначало, нечто лежащее в основе. Природное бытие из чего-то состоит, это «что-то» лежит в основе всех вещей и является их первоначалом. Философская проблема субстанции заключается в вопросе: из чего состоит мир или что составляет основу всех вещей?

Субстанция

  • Понятие «субстанция» означает – сущность, первоначало, нечто лежащее в основе. Природное бытие из чего-то состоит, это «что-то» лежит в основе всех вещей и является их первоначалом.
  • Философская проблема субстанции заключается в вопросе: из чего состоит мир или что составляет основу всех вещей?
Монизм  Философская позиция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию).

Монизм 

  • Философская позиция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию).
Существует несколько разновидностей монизма  Материалистический монизм – субстанцией является материя (сторонники – Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.) Идеалистический монизм – субстанцией является некое идеальное (духовное) начало – это может быть Бог, Дух, Абсолютная идея, Логос, Космический разум, Мировая душа и т.д. (сторонники – Платон, Аристотель, Августин, Гегель и др.) Пантеистический монизм – субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы; таким образом, первоначалом бытия является одухотворенная Природа, в каждой частице которой присутствует некое божественное начало (сторонники – Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская)

Существует несколько разновидностей монизма 

  • Материалистический монизм – субстанцией является материя (сторонники – Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
  • Идеалистический монизм – субстанцией является некое идеальное (духовное) начало – это может быть Бог, Дух, Абсолютная идея, Логос, Космический разум, Мировая душа и т.д. (сторонники – Платон, Аристотель, Августин, Гегель и др.)
  • Пантеистический монизм – субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы; таким образом, первоначалом бытия является одухотворенная Природа, в каждой частице которой присутствует некое божественное начало (сторонники – Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская)
Дуализм Философская позиция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное. Вместе они образуют все многообразие вещей и природных явлений. Самый известный сторонник дуализма – французский философ и математик Рене Декарт (ХVII в.).

Дуализм

  • Философская позиция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное. Вместе они образуют все многообразие вещей и природных явлений. Самый известный сторонник дуализма – французский философ и математик Рене Декарт (ХVII в.).
Плюрализм субстанций Философская позиция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма – немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц . Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы различного уровня развития, из которых, как он полагал состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.

Плюрализм субстанций

  • Философская позиция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма – немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц .
  • Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы различного уровня развития, из которых, как он полагал состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!