класс
Художественный труд
УЧЕБНИК
(для девочек)
Раздел : «Декоративно-прикладное искусство» Тема урока: «Казахское прикладное искусство (ши току, киіз басу ) Виды народного творчества. Материалы и оборудование.»
Цели обучения:
класс
1. Демонстрировать понимание особенностей произведений искусства, ремесла и дизайна различного исторического и культурного происхождения;
2. Использовать самостоятельно выбранные различные источники информации для исследования и развития творческих идей.
Виды декоративно-прикладного искусства
класс
Домашние промыслы и ремесла казахов развивались в условиях кочевого хозяйства и служили для удовлетворения бытовых нужд людей.
Плетение циновок (ши току) и валяние войлока (киiз басу) - традиционные женские ремесла казахского народа.
Циновки плели из стеблей степной травы чий или камыша. Каждую тростинку обвивали по заданному рисунку волокнами непряденой шерсти или разноцветными нитями. Сплетая их вместе, получали орнамент.
Циновками оборачивали кереге юрты для защиты от жары и непогоды, использовали для сушки молочных продуктов, валяния шерсти, защиты кошмы от влаги (стелили на землю), просеивания сечки и т. д.
Виды декоративно-прикладного искусства
класс
Задание: рассмотреть изображения и определить, к каким видам казахского национального искусства они относятся.
1
2
г
a
3
4
5
б
д
6
7
в
ж
е
класс
Казахская циновка
Плетение циновок – один из древнейших промыслов казахского народа. В плетении циновок казахи применяли стебли чия (ши) – степного тростника.
Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединённых по верху балкой.
На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей с грузилами на концах.
Казашки плели три вида циновок: оре ши - простое сплетение чиевых стеблей; шабак ши – чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и в совокупности представляют чередование сплошных цветных полос; шим ши – узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Разновидностью шим ши является шим есик – узорная циновка, подшиваемая к войлочной накидке двери юрты.
Просмотр видеоролика Ши тоқу . https:// youtu.be/LEkq5Jd_Ef4 шоку
класс
Ши – току - популярное национальное искусство казахского народа и народа Средней Азии, которое формировалось на протяжении веков. Раньше оно широко использовалось в повседневной жизни и для бытовых нужд. Предметы, выполненные в этой технике, могут использоваться как часть юрты, а также способны держать внутреннюю часть дома, защищать голову, защищать дверь юрты, различные предметы домашнего обихода.
Оре ши широко применялась в хозяйстве казахов. На ней раскладывали и сортировали шерсть, в неё заворачивали шерсть в процессе валяния войлока. На простых циновках сушили молочные продукты.
Шабак ши применялась в виде ширмы, огораживающей хозяйственную часть юрты (направо от входа), её иногда использовали как оболочку кереге.
Шим ши – узорная циновка, которой оборачивали основание юрты (кереге)
При плетении шим ши каждый стебель чия сплетался полосками цветной шерсти в определенных границах, а все стебли, сплетенные подобным образом, создавали четкий орнамент. Размеры шим ши были произвольными: ширина была не менее 140 см и доходила до 170 см, а длина – до 10 м и даже более.
Шим есик – узорная циновка, пришиваемая к внутренней стороне войлочной накидки двери юрты, плелась как и шим ши, но размеры её были меньше:ширина от 100 до 140 см, длина не более 300 см,
причём узорная часть – не более 250 см.
ФОТО или КАРТА
Можно удалить создать свой
Просмотр видеоролика Киіз басу 2 https://youtu.be/eeCXL78k-5M
класс
– это сокровищница декоративно-прикладного асу – это сокровищница декоративно-прикладного искусства казахского народа. Различные техники сухого и мокрого изделия, которые могут не только украсить современный дом, но и служить прекрасными предметами одежды и дизайна интерьера.
интерьера.
Киіз басу – это сокровищница декоративно-прикладного искусства казахского народа. Различные техники сухого и мокрого войлоковаляния позволяют создать прекрасные изделия, которые могут не только украсить современный дом, но и служить прекрасными предметами одежды и дизайна интерьера.
Вводная часть - этап представления нового материала
класс
Национальные орнаменты различны, они отражают жизнь народа, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
"Мүйіз" – первоэлемент казахского орнамента. «Мүйіз»- роговидный орнамент
Народные мастера, используя орнамент "мүйіз«, создают оригинальные и сложные композиции .
В казахском орнаменте четко выделяются следующие мотивы: зооморфный, космогонический, геометрический, растительный:
- космогонический связан с изображением солнца, звезд, луны;
- зооморфный связан с изображением животных, птиц, частей их тела;
- растительный — листья, трилистники, цветы;
- основу геометрического орнамента составляют: ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники.
Задание : учащиеся выполняют в графике или живописи орнаментальную композицию для декорирования:
- национального казахского музыкального инструмента;
- предмета интерьера;
- предмета одежды;
- для предмета посуды.
Критерии оценивания: аккуратность в работе, соответствие тематике
Основная часть - этап практики: задания, дескриптор
класс
Задание:
1 этап.
Какой вид орнамента изображен на карточках? Как вы это определили?
2 этап.
Используя знания, полученные на первом этапе данного задания, выполните в графике или живописи орнаментальную композицию для декорирования:
Дескриптор:
- управление информацией;
- создание композиции.
Основная часть - этап практики: задания
класс
класс
1 этап.
Используя различные источники, ознакомьтесь с информацией о ши току и киіз басу для выполнения практического задания следующего этапа.
2 этап.
Используя полученную информацию о техниках декоративно-прикладного искусства Казахстана, заполните таблицу:
Изображение декоративного предмета
Назначение декоративного предмета
Виды орнаментов, использованные для декорирования
Цветовая гамма орнамента
Материалы, примененные для создания декоративного предмета
Заключительная часть - этап представления материала для самостоятельной работы
класс
При представлении своих орнаментальных композиций учащиеся обращают внимание на:
• соответствие вида орнамента выбранной форме композиции;
• соответствие вида предмета общей цветовой гамме;
• соответствие назначения предмета выбранной форме орнамента.
Контроль знаний
класс
- 2-3 вопроса/тест/таблица/игра и т.д.
Метод «Стена вопросов».
- какие виды народного искусства знаете?
- какова история возникновения казахского декоративно-прикладного искусства?
- в чем особенности казахского декоративно-прикладного искусства?
- как влияет географическое положение страны на развитие народного декоративно-прикладного творчества?
Самооценивание или самопроверка: Рефлексия
класс
Запишите то важное, что вынесли с урока
Запишите то, что оказалось интересным, но ещё не готово
Запишите то, что оказалось ненужным.
уже известно;
интересно и неожиданно;
возникло желание узнать больше.
v
+
!
Ссылки на дополнительные ресурсы
класс
- 1.Онлайн-учебник для девочек изд. «Келешек-2030», 2018г (рус)
- 2. Киіз басу https://youtu.be/eeCXL78k-5M
- 3. Ши току https:// youtu.be/LEkq5Jd_Ef4шоку
и ш
току