СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: "Морфологические нормы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их домеедь вместо поезжай.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: "Морфологические нормы".»

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровского государственного медицинского колледжа» имени  Г. С. Макарова Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: « Морфологические нормы » студентки: Ермолаевой Валерии Игоревны по специальности: 31.02.02, Акушерское дело руководитель: Заремская Анастасия Сергеевна 2024 год

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровского государственного медицинского колледжа» имени

Г. С. Макарова

Презентация по русскому языку и культуре речи на тему:

« Морфологические нормы »

студентки: Ермолаевой Валерии Игоревны

по специальности: 31.02.02, Акушерское дело

руководитель: Заремская Анастасия Сергеевна

2024 год

Морфологические нормы современного русского языка Морфологические нормы  — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего:  килограмм баклажан  вместо  килограмм баклажанов, белая тюль  вместо  белый тюль,   перед шестистами зрителями  вместо  перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме  вместо  в их домеедь  вместо  поезжай .

Особенности употребления и образования форм имён прилагательных

  • Может вызвать трудности образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных, а также использование этих форм в речи.
  • Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов  -ее/-ей: умный — умнее/умней . Если основа прилагательного оканчивается на  г, к, х,  а также  д, т, ст, ск, зк,  то используется суффикс   и происходит чередование согласных:  мяг к ий — мяг ч е, стро г ий — стро ж е, ти х ий — ти ш е, бога т ый — бога ч е, моло д ой — молож е , гу ст ой — гу щ е, ни зк ий — ни ж е.  Лишь иногда используется суффикс  -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше, далёкий — дальше, долгий — дольше.  Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня:  хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.
  • Значение сравнения может быть выражено с помощью слов  более/менее  (сравнительная степень) и слов  самый/наиболее  (превосходная степень):  более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.
  • Внимание!  Абсолютно недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно.  Нельзя:   эта задача  более  трудн ее , чем предыдущая; он  самый  велич айш ий поэт.   Правильно:   эта задача трудн ее , чем предыдущая  или  эта задача  более  трудная, чем предыдущая;   он велич айш ий поэт  или  он  самый  великий поэт.  Это относится и к употреблению наречий: нельзя говорить  бежит  более  быстр ее , правильно  бежит быстр ее  или  бежит  более  быстро .
  • Носамый лучший, самый худший  (это допустимое сочетание для разговорной речи, в ситуации непринужденного общения. Но в образцовой литературной речи его лучше избегать) .
  • Необходимо учитывать, что не от всех качественных прилагательных образуются степени сравнения вообще (например, слова  бессмертный, слепой  в силу их значения нельзя использовать в сравнительной степени) и с помощью суффиксов в частности. В этом случае для выражения сравнения можно использовать слова  более, менее, самый: более срочный, менее хмурый, самый юный.
  • Прилагательные в сравнительной степени употребляются с существительными в родительном падеже  (апельсины слаще лимонов)  или с союзом  чем   (сегодня погода теплее, чем вчера).

Особенности употребления и образования форм имён числительных

  • Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом в  составных и сложных количественных числительных  должна изменяться каждая часть:  выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями.  Числительное  тысяча  изменяется как существительное первого склонения. Числительные  сорок  и  сто  в косвенных падежах имеют только одну форму —  сорока, ста;  но в составе сложных числительных  сто  изменяется иначе:  трёх сот,  трём стам , тремя стами , о трёх стах.
  • При склонении  составных порядковых числительных  изменяется только их последняя часть (как прилагательные):  две тысячи четырнадцатый год — к две тысячи четырнадцатому году — до две тысячи четырнадцатого года
  • Собирательные числительные  (от двух до десяти)  используются только со следующими существительными: а) называющими лиц мужского пола  (пятеро друзей, четверо сыновей);
  • б) имеющими только форму множественного числа  (трое джинсов, двое шорт);
  • в)  дети, люди, ребята, лицо  (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных  (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят);
  • г) с личными местоимениями  (нас двое, их пятеро);
  • д) а также когда они сами выступают в роли существительного  (вошли двое, трое в серых шинелях).

Внимание!  Сочетания составных числительных с существительными, не имеющими формы единственного числа типа  22 суток — двадцать двое суток  недопустимыПравильно:   двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, двадцать четыре пары брюк, ясли в количестве двадцати четырёх.

  • Слова  оба, полтора  имеют две родовые формы:  оба друга (с об о ими друзьями), полтора года, оба задания, полтора яблока  и  обе задачи (об е х задач, об е ими задачами), полторы тысячи.  Стоит обратить внимание на то, что слова  полтора, полторы, полтораста  в косвенных падежах (кроме винительного) имеют форму  полутора, полутораста (не прошло полутора часов, располагаю полутора тысячами рублей, разослали квитанции полутораста абонентам).
  • В словосочетаниях с существительными в именительном падеже числительное  управляет  родительным падежом существительного  (построено шестьдесят домов);  в косвенных падежах числительное  согласуется  с главным словом, выраженным именем существительным  (о шестидесяти домах).  Числительные  тысяча, миллион, миллиард  во всех падежах сохраняют управление:  миллион жителей, для миллиона жителей, о миллионе жителей. 
  • После числительных  один, два, три, четыре  употребляется форма единственного числа существительных  (два яблока, три эпизода) , а после числительных от  пяти  и далее — множественного  (пять яблок, двенадцать эпизодов).  Числительные  полтора, полтораста  в именительном и винительном падежах управляют существительными в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа:  пригласил полтора десятка учеников — беседовал с полутора десятками учеников

Особенности употребления и образования форм местоимений

  • Нарушения в образовании отдельных форм местоимений связаны в первую очередь с притяжательными местоимениями  его, её, их,  которые в литературном языке не изменяются  (с его друзьями, о её планах, в их доме). 
  • Когда личное местоимение  он  употребляется в косвенных падежах с предлогами, к нему прибавляется начальное  н-:  горжусь им — увижусь с  н им. 
  • Местоимения играют важную роль в организации текста, когда замещают другие слова. С этой целью используются указательные местоимения  (этот, тот, такой  и др.), местоименные наречия  (там, туда, тогда  и др.), личное местоимение  он (она, оно, они),  относительное местоимение  который.  Если предложение содержит несколько существительных, то недопустимо использовать личные местоимения  он, она, его, её,  т. к. это может привести к возникновению двусмысленности:  Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.  Внимательно нужно относиться и к построению сложноподчинённых предложений со словом  который,  иначе может быть непонятно, о чём идёт речь: В зале собрались родители ребят, которым сегодня предстояло бороться за звание «самого умного» . Кто будет бороться за это звание — родители или ребята — из данного предложения установить невозможно.
  • Недочёты могут быть связаны с употреблением возвратного местоимения  себя,  которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам  (Комендант сказал дворнику отнести вещи жильца к себе .  Кто получит вещи?). Обычно реальное значение местоимения  себя  совпадает с реальным значением подлежащего  (налью себе чаю),  но может и не совпадать  (вспомните о людях, не способных о себе позаботиться).  Возвратное местоимение может использоваться и в безличных предложениях  (мне удалось заставить себя прекратить это).  Двусмысленность обычно создаётся, когда инфинитив связан с другим действующим лицом:  Учитель попросил ученика отнести тетради к себе домой.  Для точности необходим более широкий контекст, например:  Учителю было тяжело нести домой тетради, и он попросил ученика помочь ему. 
  • Может вызывать трудности и употребление в тексте притяжательного местоимения  свой: Учитель попросил ученика положить тетради на свой стол —  остаётся неясным, на чей стол надо положить тетради. Чтобы избежать неточности, нужно помнить следующее: а) если в предложении подлежащее выражено личным местоимением, а дополнение существительным, то принадлежность к дополнению выражается местоимением  его, её, их: Я застал брата в своей комнате — Я застал брата в его комнате;  б) если подлежащее и дополнение выражены существительными одного и того же числа и рода, надо изменить предложение так, чтобы было названо одно лицо: Учитель попросил положить тетради на свой (учителя) стол; По просьбе учителя ученик положил тетради на свой (ученика) стол.
Заключение      Опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения

Заключение

Опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!