Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровского государственного медицинского колледжа» имени
Г. С. Макарова
Презентация по русскому языку и культуре речи на тему:
« Синтаксические нормы - правильное построение словосочетаний и предложений »
студентки: Ермолаевой Валерии Игоревны
по специальности: 31.02.02, Акушерское дело
руководитель: Заремская Анастасия Сергеевна
2024 год
Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.
Актуальность темы
Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).
- Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
- Предметом изучения в синтаксисе являются «синтаксические единицы», или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями.
Объект Предмет исследования
Синтаксические нормы
Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении:
Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.
Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко .
Ошибки могут быть связаны:
- с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры;
- с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ;
- с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов .
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
- Скучать о ком? по чему?
- Соскучиться по чему?
- Тенденция чего? к чему?
- Требовать что? чего?
- Уделять внимание чему?
- Уверенность в чём?
- Удивляться чему?
- Удостоить чего?
- Указать что? на что?
- Упрекать в чём? за что?
- Цена чего? чему?
- Благодаря чему?
- Говорить что? о чём?
- На благо кому? кого?
- Наблюдать что? за чем?
- Напомнить что? о чём?
- Обеспечить кого? чем?
- Обязан кому? чем?
- Опираться на что?
- Отзыв о чём? на что?
- Отличить что? от чего?
- Памятник кому? чего?
Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:
Беспокоиться о чём? – тревожиться за что?
Доволен чем ? – рад чему ?
Дорожить чем ? – ценить что ?
Предостеречь от чего ? – предупредить о чём ?
Коснуться чего ? – говорить о чём ?
Писать о чём ? – описывать что ?
Платить за что ? – оплачивать что ?
Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём ?
Упрекать в чём ?- попрекать чем ? –порицать за что ?
Различать что и что ? – отличать что от чего ?
Отзыв о чём ? – рецензия на что ?
Обращать внимание на что ? – уделять внимание чему ?
Запомните!
- При числительных два , три , четыре , входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса.
- При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе.
- При подлежащем типа ряд , часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт.
Список литературы:
1. Л.К. Граудина. Беседы о русской грамматике, - М.: Знание, 1983
2. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка, - М.: Высшая школа, 1987
3. Т.Л.Сидорова. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ, - Ростов-на -Дону: Феникс, 2004
4. Л. Г Смирнова. Культура русской речи.- М.: Русское слово, 2007
5. Л.Г.Смирнова, Б.Г.Меркин. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, - М.: Русское слово, 2008