СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: «Синтаксические нормы - правильное построение  словосочетаний и предложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: «Синтаксические нормы - правильное построение  словосочетаний и предложений»»

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровского государственного медицинского колледжа» имени  Г. С. Макарова Презентация по русскому языку и культуре речи на тему: « Синтаксические нормы - правильное построение  словосочетаний и предложений » студентки: Ермолаевой Валерии Игоревны по специальности: 31.02.02, Акушерское дело руководитель: Заремская Анастасия Сергеевна 2024 год

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровского государственного медицинского колледжа» имени

Г. С. Макарова

Презентация по русскому языку и культуре речи на тему:

« Синтаксические нормы - правильное построение  словосочетаний и предложений »

студентки: Ермолаевой Валерии Игоревны

по специальности: 31.02.02, Акушерское дело

руководитель: Заремская Анастасия Сергеевна

2024 год

Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

Актуальность темы Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Актуальность темы

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения. Предметом изучения в синтаксисе являются «синтаксические единицы», или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями. Объект      Предмет исследования  
  • Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
  • Предметом изучения в синтаксисе являются «синтаксические единицы», или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями.

Объект Предмет исследования  

Синтаксические  нормы      Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении:      Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.      Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко .

Синтаксические нормы

     Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении: 

    Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.

     Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко .

     Ошибки могут быть связаны: с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов .

     Ошибки могут быть связаны:

  • с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры;
  • с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ;
  • с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов .
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов Скучать  о ком? по чему? Соскучиться  по чему? Тенденция  чего? к чему? Требовать  что? чего? Уделять внимание  чему? Уверенность  в чём? Удивляться  чему? Удостоить  чего? Указать  что? на что? Упрекать  в чём? за что? Цена  чего? чему? Благодаря  чему? Говорить  что? о чём? На благо  кому? кого? Наблюдать  что? за чем? Напомнить  что? о чём? Обеспечить  кого? чем? Обязан  кому? чем? Опираться  на что? Отзыв  о чём? на что? Отличить  что? от чего? Памятник  кому? чего?

Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов

  • Скучать  о ком? по чему?
  • Соскучиться  по чему?
  • Тенденция  чего? к чему?
  • Требовать  что? чего?
  • Уделять внимание  чему?
  • Уверенность  в чём?
  • Удивляться  чему?
  • Удостоить  чего?
  • Указать  что? на что?
  • Упрекать  в чём? за что?
  • Цена  чего? чему?
  • Благодаря  чему?
  • Говорить  что? о чём?
  • На благо  кому? кого?
  • Наблюдать  что? за чем?
  • Напомнить  что? о чём?
  • Обеспечить  кого? чем?
  • Обязан  кому? чем?
  • Опираться  на что?
  • Отзыв  о чём? на что?
  • Отличить  что? от чего?
  • Памятник  кому? чего?
Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что? Доволен чем ? – рад чему ? Дорожить чем ? – ценить что ? Предостеречь от чего ? – предупредить о чём ? Коснуться чего ? – говорить о чём ? Писать о чём ? – описывать что ? Платить за что ? – оплачивать что ? Отчитываться в чём? – делать отчёт  о чём ? Упрекать в чём ?- попрекать чем ? –порицать за что ? Различать что и что ? – отличать что от чего ? Отзыв о чём ? – рецензия на что ? Обращать внимание на что ? – уделять внимание чему ?

Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:

Беспокоиться о чём? – тревожиться за что?

Доволен чем ? – рад чему ?

Дорожить чем ? – ценить что ?

Предостеречь от чего ? – предупредить о чём ?

Коснуться чего ? – говорить о чём ?

Писать о чём ? – описывать что ?

Платить за что ? – оплачивать что ?

Отчитываться в чём? – делать отчёт  о чём ?

Упрекать в чём ?- попрекать чем ? –порицать за что ?

Различать что и что ? – отличать что от чего ?

Отзыв о чём ? – рецензия на что ?

Обращать внимание на что ? – уделять внимание чему ?

Запомните!      При числительных два , три , четыре , входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса.      При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе.      При подлежащем типа ряд , часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт.

Запомните!

  •     При числительных два , три , четыре , входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса.
  •      При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе.
  •      При подлежащем типа ряд , часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт.

Список литературы: 1. Л.К. Граудина. Беседы о русской грамматике, - М.: Знание, 1983 2. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка, - М.: Высшая школа, 1987 3. Т.Л.Сидорова. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ, - Ростов-на -Дону: Феникс, 2004 4. Л. Г Смирнова. Культура русской речи.- М.: Русское слово, 2007 5. Л.Г.Смирнова, Б.Г.Меркин. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, - М.: Русское слово, 2008

Список литературы:

1. Л.К. Граудина. Беседы о русской грамматике, - М.: Знание, 1983

2. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка, - М.: Высшая школа, 1987

3. Т.Л.Сидорова. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ, - Ростов-на -Дону: Феникс, 2004

4. Л. Г Смирнова. Культура русской речи.- М.: Русское слово, 2007

5. Л.Г.Смирнова, Б.Г.Меркин. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, - М.: Русское слово, 2008


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!