ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ФОКИНА С. БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Шахматы как эффективное средство выявления и развития одаренности детей»
Учитель физической культуры
Гусев П.А .
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперед. А, главное, воспитывают характер». В.В. Путин
Актуальность
Телевидение и компьютер стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей, а также увеличился рост нервно-эмоциональных перегрузок, стало больше педагогически запущенных детей, усилилось негативное влияние социальных сетей.
Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?
Возникает необходимость разработки программы по шахматам.
Что же такое шахматы?
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического
мышления, воспитывает
усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность.
Рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» была разработана мной в соответствии с ФГОС НОО и ООО, направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
Цель программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы
- научить обучающихся самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной деятельности;
- создать условия для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
- формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
- заложить идеи развития собственной активности, целеполагания, личной ответственности.
- воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени
Планируемые результаты
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;
- развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования);
- появление потребности к интеллектуальным играм.
Принципы обучения
- принцип развивающей деятельности;
- принцип активной включенности;
- принцип доступности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип минимакса;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Методы обучения
- игровой метод;
- наглядный метод;
- репродуктивный метод;
- творческий метод;
- метод проблемного обучения.
Основные средства обучения
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия, шахматные игры;
- участие в турнирах и соревнованиях;
- загадки, головоломки;
- лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы;
- сеанс одновременной игры.
Реши задачи на силу фигур
Больше, меньше или равно?
Реши!
Контроль освоения знаний
- диагностические задания и упражнения;
- фронтальные и индивидуальные опросы;
- наблюдения;
- тесты.
Мониторинг результатов освоения программы
Призеры соревнований
Вывод
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
Спасибо за внимание!