Урок русского языка в 8 классе
Мы не можем представить себе жизнь нашей страны без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве.
К. Г. Паустовский
И всё вокруг и жнивья
и дорога и воздух
сияло от вечернего солнца.
Цель: узнать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах и научиться их применять.
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
План.
1. Прочитать предложения.
2. Найти и выписать однородные члены.
3. Найти, выписать и обозначить обобщающие слова.
4. Обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях, нарисовать схему.
5. Сделать вывод.
Предложение
1. Найти и выписать однородные члены.
1. В саду всё ожило: и леса, и пруды, и степи.
2. Найти, выписать и обозначить обобщающие слова.
2. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
3.Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена -впадают в Северный Ледовитый океан.
3. Обратить внимание на постановку знаков препинания в предложениях и нарисовать схему
4. Сделать вывод.
Эталон №2
Обобщающие слова могут находиться как впереди, так и позади однородных членов:
1) если обобщающее слово стоит впереди ряда однородных членов, то после него ставится двоеточие: [ О: О,О, О ];
2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: [ О, О, О –О];
3) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными ставится двоеточие, а после них – тире: [О: О,О,О -… ].
Алгоритм.
1. Прочитать предложения.
2. Найти и подчеркнуть однородные члены.
3. Найти, подчеркнуть и обозначить обобщающее слово.
4. Обратить внимание на то, какое место занимает обобщающее слово при однородных членах.
5. Вспомнить правила и расставить знаки препинания
И всё вокруг и жнивья
и дороги и воздух
сияло от вечернего солнца.
1. Ни в поле ни в лесу нигде не мог он обрести покоя.
2. Все эти люди матросы рыбаки кочегары грузчики были молоды здоровы и пропитаны крепким запахом моря.
3. Кругом был мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
1. Утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы.
2. Все деревенское запах хлеба парное молоко земля нахлынуло и затопило меня.
3. В лесах на горах у морей и у рек повсюду мы братьев найдем.
Проверка
1. Утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы.
2. Всё деревенское: запах хлеба, парное молоко, земля - нахлынуло и затопило меня.
3. В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдем.
Самостоятельная работа.
1. Снег покрыл всё и деревья и дома и стога сена.
2. Везде на деревьях стогах домах лежал снег.
3. В коротком дне в запахе снега во всём чувствовалась зима.
Проверка
1. Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.
2. Везде: на деревьях, стогах, домах - лежал снег.
3. В коротком дне, в запахе снега - во всём чувствовалась зима.
Мне было интересно работать на уроке.
Мне понравилось работать в группе.
Я участвовал(а) в рабочем обсуждении и принятии решений.
Работая в группе, я старался(ась) соблюдать принципы сотрудничества.
Во время урока было многое непонятно, остались вопросы.
В процессе работы у меня возникали затруднения.
Все трудности мне удалось преодолеть.
Результатом работы я доволен(а).
Домашнее задание: параграф 32, упр. 234.