СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Повесть Л. Н. Толстого «Детство». Анализ I главы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Повесть Л. Н. Толстого «Детство». Анализ I главы.»

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Лев Николаевич

Толстой

(1828 – 1910)

«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…»   Антуан де Сент-Экзюпери   Детство-это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. 

«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…» Антуан де Сент-Экзюпери  

Детство-это удивительная страна. Её впечатления остаются на

всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. 

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь.

 Отец писателя служил в гусарском полку, был награждён за участие в Отечественной войне 1812 года, произведён в офицеры. В 1822 году Николай Ильич Толстой женился на единственной дочери князя Николая Сергеевича Волконского Марии Николаевне.  Семейная жизнь родителей Толстого была счастливой, полной любви, но недолгой. В 1830 году Мария Николаевна умерла, оставив Николаю Ильичу четырёх сыновей — Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и дочь Марию. Николай Ильич Толстой

Отец писателя служил в гусарском полку, был награждён за участие в Отечественной войне 1812 года, произведён в офицеры. В 1822 году Николай Ильич Толстой женился на единственной дочери князя Николая Сергеевича Волконского Марии Николаевне.

Семейная жизнь родителей Толстого была счастливой, полной любви, но недолгой. В 1830 году Мария Николаевна умерла, оставив Николаю Ильичу четырёх сыновей — Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и дочь Марию.

Николай Ильич Толстой

 Маленькому Лёве не было тогда и двух лет. В своих дневниках писатель отмечал: «Матери своей я совершенно не помню. По странной случайности не осталось ни одного её портрета. В представлении моём о ней есть только её духовный облик».  Судя по воспоминаниям и рассказам окружающих, мать писателя была хорошо образованна для своего времени, знала четыре иностранных языка (французский, немецкий, английский и итальянский), хорошо играла на фортепиано, была большой мастерицей рассказывать сказки.

Маленькому Лёве не было тогда и двух лет. В своих дневниках писатель отмечал: «Матери своей я совершенно не помню. По странной случайности не осталось ни одного её портрета. В представлении моём о ней есть только её духовный облик».

Судя по воспоминаниям и рассказам окружающих, мать писателя была хорошо образованна для своего времени, знала четыре иностранных языка (французский, немецкий, английский и итальянский), хорошо играла на фортепиано, была большой мастерицей рассказывать сказки.

Какой была мать Л.Н. Толстого? В чем проявлялось гостеприимство дома Толстых? Когда заканчивается детство Л.Н. Толстого?

Какой была мать Л.Н. Толстого?

В чем проявлялось гостеприимство дома Толстых?

Когда заканчивается детство

Л.Н. Толстого?

 «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений...  Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями к жизни?»

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений...

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями к жизни?»

Ассоциограмма «ДЕТСТВО»   РОДИТЕЛИ  БАБУШКА, ДЕДУШКА БРАТЬЯ, СЕСТРЫ     УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛИ ДРУЗЬЯ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ СЧАСТЬЕ ДЕТСТВО ДЕТСАД РАДОСТЬ ШКОЛА УЧЁБА ПЕРВЫЕ СЛОВА, ШАГИ СЛЕЗЫ ИГРУШКИ БЕЗЗАБОТНОСТЬ ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА СМЕХ КНИГИ

Ассоциограмма «ДЕТСТВО»

РОДИТЕЛИ

БАБУШКА,

ДЕДУШКА

БРАТЬЯ,

СЕСТРЫ

 

 

УЧИТЕЛЯ,

ВОСПИТАТЕЛИ

ДРУЗЬЯ

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

СЧАСТЬЕ

ДЕТСТВО

ДЕТСАД

РАДОСТЬ

ШКОЛА

УЧЁБА

ПЕРВЫЕ СЛОВА, ШАГИ

СЛЕЗЫ

ИГРУШКИ

БЕЗЗАБОТНОСТЬ

ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА

СМЕХ

КНИГИ

1 Чем отличается период детства? 2 Что означают выражения «детская непосредственность», «сохранил детство в своей душе»? 3 Как происходит становление характера ребёнка? Что влияет на этот процесс?

1 Чем отличается период детства?

2 Что означают выражения «детская непосредственность»,

«сохранил детство в своей душе»?

3 Как происходит становление характера ребёнка? Что влияет на этот процесс?

«Знайте, что ничего нет выше, полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» (Ф. М. Достоевский).  «Запас покоя и радости, которые уносит человек из своего детства, главное его богатство. Оно помогает ему на всех перепутьях, во всём трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую миновало бы отчаянье, горе, потери, пожалуй, на свете нет» (Ф. А. Вигдорова, роман «Семейное счастье»).

«Знайте, что ничего нет выше, полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома»

(Ф. М. Достоевский).

«Запас покоя и радости, которые уносит человек из своего детства, главное его богатство. Оно помогает ему на всех перепутьях, во всём трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую миновало бы отчаянье, горе, потери, пожалуй,

на свете нет»

(Ф. А. Вигдорова, роман «Семейное счастье»).

 В 1851 в своём дневнике Толстой формулирует своё намерение: «Писать историю моего детства». К работе над задуманным приступает летом того же года на Кавказе , куда отправился с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом), чтобы поступить на военную службу, заново обрести себя. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник”. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ на Кавказе

В 1851 в своём дневнике Толстой формулирует своё намерение: «Писать историю моего детства». К работе над задуманным приступает летом того же года на Кавказе , куда отправился с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом), чтобы поступить на военную службу, заново обрести себя. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник”.

Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ

на Кавказе

«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства» Л. Н. Толстой О чем говорят эти слова?  Что это произведение крайне дорого писателю

«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»

Л. Н. Толстой

О чем говорят эти слова? 

Что это произведение крайне дорого писателю

Повесть вышла в свет в 1852 г., Она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.

Повесть вышла в свет в 1852 г., Она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Чем отличается литературная биография от обычной? Автобиография представляет собой довольно строгий по содержанию и форме документ. Как вы понимаете термин «автобиографические произведения»? Основаны на фактах биографии писателя (посвящены обычно детским и юношеским годам), но в них допускается возможность художественного вымысла. стр.28.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Чем отличается литературная биография от обычной?

Автобиография представляет собой довольно строгий по содержанию и форме документ.

Как вы понимаете термин «автобиографические произведения»?

Основаны на фактах биографии писателя (посвящены обычно детским и юношеским годам), но в них допускается возможность художественного вымысла.

стр.28.

 Одним из первых автобиографических произведений в русской литературе можно считать уже знакомую вам сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», опубликованную в 1829 году. Образцами русской автобиографической прозы признаны повести «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького, роман «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, роман «Юнкера» А. И. Куприна.

Одним из первых автобиографических произведений в русской литературе можно считать уже знакомую вам сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», опубликованную в 1829 году.

Образцами русской автобиографической прозы признаны повести «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького, роман «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, роман «Юнкера» А. И. Куприна.

 Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать?

Этому он учился путем самопознания и самоанализа.

Он с юности вел подробные дневники.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

 Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком.

В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов.

Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

1 О чём повесть Л. Н. Толстого? 2 Кто её герои? 3 От чьего лица ведётся повествование? 4 Сколько лет Николеньке? 5 Что можно рассказать о герое повести и его семье?

1 О чём повесть Л. Н. Толстого?

2 Кто её герои?

3 От чьего лица ведётся повествование?

4 Сколько лет Николеньке?

5 Что можно рассказать о герое повести и его семье?

 Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.

Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.

Тема -  детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»  Проблема  - Идея  - Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика? становление личности. Что влияет на воспитание ребенка? нужно любить своих родителей, близких. для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события

Тема - 

детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема  -

Идея  -

Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?

становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

нужно любить своих родителей, близких.

для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события

Каковы особенности: а) быта дворянской семьи; б) занятий, распорядка дня; в) развлечений; г) воспитания и обучения детей?

Каковы особенности:

а) быта дворянской семьи;

б) занятий, распорядка дня;

в) развлечений;

г) воспитания и обучения детей?

УЧИТЕЛЬ КАРЛ ИВАНЫЧ  Толстой вспоминал: «Немца нашего учителя Фёд. Ив. Рёсселя я описал, как умел подробно, в “Детстве” под именем Карла Ивановича» («Воспоминания». Гл. VII).  И это довольно редкий случай в творчестве Толстого, когда он взял героя из реальной жизни почти без изменений, герой и прототип так слились друг с другом, что в одном из писем он случайно назвал своего гувернёра не Фёдором Ивановичем, а Карлом Ивановичем и здесь же написал о том, что воспитатель первый ближайший человек, над которым дети делают свои наблюдения и выводы и потом их прикладывают ко всему человечеству!

УЧИТЕЛЬ КАРЛ ИВАНЫЧ

Толстой вспоминал: «Немца нашего учителя Фёд. Ив. Рёсселя я описал, как умел подробно, в “Детстве” под именем Карла Ивановича» («Воспоминания». Гл. VII).

И это довольно редкий случай в творчестве Толстого, когда он взял героя из реальной жизни почти без изменений, герой и прототип так слились друг с другом, что в одном из писем он случайно назвал своего гувернёра не Фёдором Ивановичем, а Карлом Ивановичем и здесь же написал о том, что воспитатель первый ближайший

человек, над которым дети делают свои наблюдения и выводы и потом их прикладывают ко всему человечеству!

УЧИТЕЛЬ КАРЛ ИВАНЫЧ 1 Какая роль в семье Николеньки отведена Карлу Иванычу? 2 Опишите портрет Карла Иваныча. 3 Проследите, как меняется Карл Иваныч в зависимости от происходящего. Сопоставьте эпизоды: а) утро, пробуждение детей; б) Карл Иваныч — наставник; в) Карл Иваныч за чаем с mаmаn.

УЧИТЕЛЬ КАРЛ ИВАНЫЧ

1 Какая роль в семье Николеньки отведена Карлу Иванычу?

2 Опишите портрет Карла Иваныча.

3 Проследите, как меняется Карл Иваныч в зависимости от происходящего.

Сопоставьте эпизоды:

а) утро, пробуждение детей;

б) Карл Иваныч — наставник;

в) Карл Иваныч за чаем с mаmаn.

4 Как Карл Иваныч относится к детям, домочадцам, другим в доме Иртеньевых, к своим обязанностям? 5 Выпишите необычные слова, которые использует в своей речи Карл Иваныч. 6 Как в самом облике Карла Иваныча проявляется отсутствие у него настроения?

4 Как Карл Иваныч относится к детям, домочадцам, другим в доме Иртеньевых, к своим обязанностям?

5 Выпишите необычные слова, которые использует в своей речи Карл Иваныч.

6 Как в самом облике Карла Иваныча проявляется отсутствие у него настроения?

7 Чем был так расстроен учитель? 8 Почему Карл Иваныч так близко к сердцу воспринимает своё увольнение? 9 Докажите, что жизнь героя — искреннее, добросовестное служение, преданность и самоотдача.

7 Чем был так расстроен учитель?

8 Почему Карл Иваныч так близко к сердцу воспринимает своё увольнение?

9 Докажите, что жизнь героя — искреннее, добросовестное служение, преданность и самоотдача.

10 Что означает для Карла Иваныча отсутствие благодарности? Какое значение вкладывает он в слово «благодарность»? 11 Какой жизненный закон записывает Николенька под диктовку Карла Иваныча? 12 Опишите характер Карла Иваныча, подтвердите свои характеристики примерами из текста.

10 Что означает для Карла Иваныча отсутствие благодарности? Какое значение вкладывает он в слово «благодарность»?

11 Какой жизненный закон записывает Николенька под

диктовку Карла Иваныча?

12 Опишите характер Карла Иваныча, подтвердите свои характеристики примерами из текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!